Венера Абдразакова
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Разработчик: Абдразакова В. Ф.
Формирование основ психического и физического здоровья детей происходит в дошкольном возрасте. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это:
- организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;
- качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;
- технологическая база здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.
Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т. е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1. Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;
3. Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
• Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
• Спортивные и подвижные игры;
• Тренажеры, контрастная дорожка.
2. Технологии обучения ЗОЖ.
• Физкультурные занятия;
• Гимнастика после сна;
• Точечный массаж;
• Бассейн;
• Спортивные праздники, развлечения;
• СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
• День здоровья.
3. Технологии музыкального воздействия.
• Музыкотерапия;
• Сказкотерапия.
4. Технология коррекции поведения.
Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей, который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и начать его осуществлять.
Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы.
В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья". В нем должны находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:
• "Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.
• Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.
• Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.
• Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.
• Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.
Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под музыку.
В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик:
• гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
• мимические разминки;
• пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
• дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
• точечный массаж;
• упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Реализация поставленных целей на практике
Динамические паузы. Организует и проводит воспитатель во время занятий, 2-5 минут. Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Правильное дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить работоспособность после физического и умственного утомления.
Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила:
1. Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;
2. Стараться наполнять легкие воздухом по максимуму на вдохе, а на выдохе максимально выдыхать;
3. Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;
4. Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в доброжелательной обстановке;
5. Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую неделю прибавляется по одному упражнению.
Систематическое проведение физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую сторону.
Подвижные и спортивные игры. Проводить их должны воспитатели или руководитель физического воспитания. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в игровой комнате или на прогулке.
Релаксация. Проводит руководитель физвоспитания, психолог или воспитатели в любом подходящем помещении. Подходит для всех возрастных групп. Рекомендуется использование во время проведения релаксации спокойной классической музыки (Рахманинов, Чайковский, звуки природы).
Пальчиковая гимнастика. Рекомендована с младшего возраста с подгруппой, либо индивидуально. Проводит гимнастику логопед или воспитатель. Полезна абсолютно всем детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи. Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий.
Гимнастика для глаз. Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.
Дыхательная гимнастика. Внедряется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во время общей гимнастики.
Бодрящая гимнастика. Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения на кроватках; ходьба по рельефным дощечкам. Проводит воспитатель.
Гимнастика ортопедическая и корригирующая. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводит физкультурный работник или воспитатель.
Физкультурные занятия. Должны проходить в хорошо проветренном помещении, 2-3 раза в неделю, в спортзале. Младший возраст - 15-20 минут, средний - 20-25 минут, старший возраст - 25-30 минут. Проводить должны руководитель физкультуры или воспитатели.
Проблемно-игровые ситуации. Организуются в свободное время, можно во второй половине дня. Строго время не фиксируется, проводятся занятия в зависимости от поставленных педагогом задач. Занятие можно организовать даже незаметно для детей, педагог включается в игровую деятельность.
Целенаправленное формирование элементарных основ психической саморегуляции детей 5-летнего возраста может быть достигнуто через сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и физкультминутки.
Самомассаж. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний.
Технология воздействия сказкой. Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На занятиях по сказкотерапии с ребятами можно создавать словесные образы. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку.
Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным. Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый или это может быть групповое рассказывание, когда рассказчик не один человек, а группа детей.
Технологии музыкального воздействия. Реализуются в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Применяются с целью снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и т. д. Занятия могут проводить воспитатель и музыкальный руководитель.
Дополнительно используются методы закаливания:
• Умывание водой после дневного сна;
• Полоскание рта и полоскание горла отварами трав (ромашка, шалфей, календула, которые обладают антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, либо раствором морской соли. Проводиться должно ежедневно после обеда, в течение 2 недель поочередно;
• Хождение босиком вместе с воздушными ваннами может проводиться на физкультурных занятия и после дневного сна.
В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду, внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.
Здоровьесберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями:
• Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;
• Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;
• Оформления папок-передвижек;
• Личный пример педагога;
• Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;
• Анкетирование;
• Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;
• Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";
• Дни открытых дверей;
• Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);
• Выпуск газеты ДОУ и т. д.
Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:
1. Организацию деятельности детей в игровой форме;
2. Организацию культуротворчества дошкольников;
3. Построение педагогического процесса в образе модели культуры;
4. Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.
Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности ДОУ для детей дошкольного возраста.