Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Наталия Моденова
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

«Здорово жить – здорово

Создание здоровьесберегающей среды в детском саду.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» размещена в разделах

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия. Ведь именно в дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.

Таким образом, проблема состояния здоровья подрастающего поколения была и остаётся достаточно актуальной. Многие учё ные отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья детей.

По данным общероссийской статистики, количество абсолютно здоровых детей в дошкольных учреждениях не превышает 10%. Среди причин такого плачевного состояния – резкое ухудшение качества здоровья новорожденных, ухудшение экологической обстановки, кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: из-за нехватки времени у современных родителей, дети страдают гиподинамией; многие из родителей больше ориентированы на интеллектуальное развитие своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков, где детям приходится большое количество времени проводить сидя). Все эти и ряд других причин приводят к увеличению количества детей с нарушением осанки, плоскостопием, заболеванием органов дыхания. Именно поэтому возрастает роль детского сада в профилактике и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Здоровьесберегающая педагогическая технология - это :

• условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие педагогические технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Технологии бывают :

Здоровьесберегающие – это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания

Оздоровительные - физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.

Технологии обучения здоровью – это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.

Воспитание культуры здоровья - занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т. д.

В каждом дошкольном учреждении необходимо создать психологические условия организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.

Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни.

Формирование социальной и личностной мотивации детей на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с ЗОЖ и непосредственного участия детей и родителей в комплексе здоровьесберегающих мероприятий, проводимых педагогами детского сада.

Реализацию цели осуществляют через следующие задачи:

1. Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.

Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви.

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста.

Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Формировать представление детей о полезных и вредных продуктах.

2. Художественно – эстетическое развитие

Развивать чувство ритма и музыкального слуха.

Воспитывать умение благодарить взрослого, сверстника за оказанную помощь;

Воспитание чувство прекрасного.

3. Познавательное развитие

Развивать наблюдательность, внимание.

Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества

Установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой.

Расширять представления о здоровье, его ценности.

Формирование личности ребенка.

Воспитание привычек личной гигиены.

Профилактика и устранение вредных привычек.

4. Речевое развитие

Развивать умения слушать сказки и стихи, следить за развитием действия.

Развивать умения инсценировать и драматизировать народные сказки, воспитывать четкость к художественному слову.

Совершенствовать умение составлять рассказы.

5. Физическое развитие

Формировать представление о здоровом образе жизни, желании вести здоровый образ жизни.

Расширять представление о рациональном питании, о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

Формировать представление о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

Перспективный календарный план по проведению

здоровьесберегающих мероприятий

на 2020 - 2021 учебный год

Содержание мероприятий и основных работ Сроки исполнения

1 Выбор темы.

2 Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности.

3 Опрос детей для выявления уровня знаний по ЗОЖ.

4 Изучение методической литературы по данной теме.

5 Подбор материалов для работы с детьми (игры, презентации, стихи, пословицы и поговорки. загадки о ЗОЖ)

сентябрь

1 Беседа «Витамины укрепляют организм»

2 Игровая ситуация «Мы – витаминки»

3 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта

4 Двигательные игры-разминки

5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 2 октября

19 октября

ежедневно

ежедневно

ежедневно

1 Беседа «О здоровье и чистоте»

2 Презентация «Предметы личной гигиены»

3 Спортивный досуг «Здоровые дети в здоровой семье»

4 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта

5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 3 ноября

16 ноября

25 ноября

ежедневно

ежедневно

1 Беседа «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

2 Развлечение «Мяч и я - друзья»

3 Двигательные игры-разминки

4 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта

5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 4 декабря

17 декабря

ежедневно

ежедневно

ежедневно

1 Беседа «Даёт силы нам всегда витаминная еда»

2 Спортивное развлечение «Праздник спорта и здоровья»

3 Викторина «Счастливый случай»

4 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта

5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 12 января

20 января

28 января

ежедневно

ежедневно

1 Игровая ситуация «Путешествие в страну Королевы здоровья»

2 Спортивный досуг к 23 февраля

3 Двигательные игры-разминки

4 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта

5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 5 февраля

19 февраля

ежедневно

ежедневно

ежедневно

1 Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения

2 Зимний спортивный праздник «Проводы зимы. Масленица»

3 Выявление уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о здоровье

4 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни

5 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта 2 марта

12 марта

24 марта

ежедневно

ежедневно

1 Чтение и беседа «Поучительные сказки о здоровом образе жизни»

2 Целевая прогулка «В лес за здоровьем».

3 Двигательные игры-разминки

4 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта

5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 8 апреля

23 апреля

ежедневно

ежедневно

ежедневно

1 Спортивное развлечение «Праздник спорта и здоровья»

2 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни

3 Рисуночный тест «Здоровье и болезнь»

4 Оформление фотовыставки «Здорово жить - здорово

5 Анализ результатов проекта. 11 мая

ежедневно

20 мая

25 мая

28 мая

Используемая литература:

1. Богданова Л. В., Лобанова И. В., Карташова И. «Зимние спортивно - развлекательные мероприятия», «Инструктор по физкультуре» №8 - 2012

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ).

3. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми).

4. Беседина И. А. «Олимпиада в семейном детском саду», «Инструктор по физкультуре» №1 – 2012

5. Ковалева Г. А. воспитывая маленького гражданина… : Практическое пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника).

6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. : «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2005.

7. Шилаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М. : Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.

8. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).

Публикации по теме:

«Компьютерные технологии в детском саду» Использование компьютера в учебно-воспитательных целях дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и организации самих занятий,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Использование буктрейлер-технологии в детском садуИспользование буктрейлер-технологии в детском саду Использование буктрейлер-технологии в детском саду. Необходимость повышения интереса к детскому чтению сейчас актуальна. Современный мир.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровье – самая великая ценность человека. Крепкое здоровье – главное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 15:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Моденова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД