Наталия Моденова
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
«Здорово жить – здорово!»
Создание здоровьесберегающей среды в детском саду.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» размещена в разделах
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия. Ведь именно в дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.
Таким образом, проблема состояния здоровья подрастающего поколения была и остаётся достаточно актуальной. Многие учё ные отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья детей.
По данным общероссийской статистики, количество абсолютно здоровых детей в дошкольных учреждениях не превышает 10%. Среди причин такого плачевного состояния – резкое ухудшение качества здоровья новорожденных, ухудшение экологической обстановки, кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: из-за нехватки времени у современных родителей, дети страдают гиподинамией; многие из родителей больше ориентированы на интеллектуальное развитие своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков, где детям приходится большое количество времени проводить сидя). Все эти и ряд других причин приводят к увеличению количества детей с нарушением осанки, плоскостопием, заболеванием органов дыхания. Именно поэтому возрастает роль детского сада в профилактике и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Здоровьесберегающая педагогическая технология - это :
• условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие педагогические технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Технологии бывают :
Здоровьесберегающие – это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания
Оздоровительные - физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.
Технологии обучения здоровью – это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
Воспитание культуры здоровья - занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т. д.
В каждом дошкольном учреждении необходимо создать психологические условия организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.
Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни.
Формирование социальной и личностной мотивации детей на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с ЗОЖ и непосредственного участия детей и родителей в комплексе здоровьесберегающих мероприятий, проводимых педагогами детского сада.
Реализацию цели осуществляют через следующие задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.
Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви.
Формировать культурно-гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста.
Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Формировать представление детей о полезных и вредных продуктах.
2. Художественно – эстетическое развитие
Развивать чувство ритма и музыкального слуха.
Воспитывать умение благодарить взрослого, сверстника за оказанную помощь;
Воспитание чувство прекрасного.
3. Познавательное развитие
Развивать наблюдательность, внимание.
Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества
Установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой.
Расширять представления о здоровье, его ценности.
Формирование личности ребенка.
Воспитание привычек личной гигиены.
Профилактика и устранение вредных привычек.
4. Речевое развитие
Развивать умения слушать сказки и стихи, следить за развитием действия.
Развивать умения инсценировать и драматизировать народные сказки, воспитывать четкость к художественному слову.
Совершенствовать умение составлять рассказы.
5. Физическое развитие
Формировать представление о здоровом образе жизни, желании вести здоровый образ жизни.
Расширять представление о рациональном питании, о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
Формировать представление о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Перспективный календарный план по проведению
здоровьесберегающих мероприятий
на 2020 - 2021 учебный год
Содержание мероприятий и основных работ Сроки исполнения
1 Выбор темы.
2 Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности.
3 Опрос детей для выявления уровня знаний по ЗОЖ.
4 Изучение методической литературы по данной теме.
5 Подбор материалов для работы с детьми (игры, презентации, стихи, пословицы и поговорки. загадки о ЗОЖ)
сентябрь
1 Беседа «Витамины укрепляют организм»
2 Игровая ситуация «Мы – витаминки»
3 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта
4 Двигательные игры-разминки
5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 2 октября
19 октября
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 Беседа «О здоровье и чистоте»
2 Презентация «Предметы личной гигиены»
3 Спортивный досуг «Здоровые дети в здоровой семье»
4 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта
5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 3 ноября
16 ноября
25 ноября
ежедневно
ежедневно
1 Беседа «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
2 Развлечение «Мяч и я - друзья»
3 Двигательные игры-разминки
4 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта
5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 4 декабря
17 декабря
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 Беседа «Даёт силы нам всегда витаминная еда»
2 Спортивное развлечение «Праздник спорта и здоровья»
3 Викторина «Счастливый случай»
4 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта
5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 12 января
20 января
28 января
ежедневно
ежедневно
1 Игровая ситуация «Путешествие в страну Королевы здоровья»
2 Спортивный досуг к 23 февраля
3 Двигательные игры-разминки
4 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта
5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 5 февраля
19 февраля
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения
2 Зимний спортивный праздник «Проводы зимы. Масленица»
3 Выявление уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о здоровье
4 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни
5 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта 2 марта
12 марта
24 марта
ежедневно
ежедневно
1 Чтение и беседа «Поучительные сказки о здоровом образе жизни»
2 Целевая прогулка «В лес за здоровьем».
3 Двигательные игры-разминки
4 Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта
5 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни 8 апреля
23 апреля
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 Спортивное развлечение «Праздник спорта и здоровья»
2 Дидактические игры для формирования навыков здорового образа жизни
3 Рисуночный тест «Здоровье и болезнь»
4 Оформление фотовыставки «Здорово жить - здорово!»
5 Анализ результатов проекта. 11 мая
ежедневно
20 мая
25 мая
28 мая
Используемая литература:
1. Богданова Л. В., Лобанова И. В., Карташова И. «Зимние спортивно - развлекательные мероприятия», «Инструктор по физкультуре» №8 - 2012
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ).
3. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми).
4. Беседина И. А. «Олимпиада в семейном детском саду», «Инструктор по физкультуре» №1 – 2012
5. Ковалева Г. А. воспитывая маленького гражданина… : Практическое пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника).
6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. : «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2005.
7. Шилаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М. : Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.
8. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).