Елена Коптева
Здоровьесберегающие технологии: ритмопластика
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Схематично это можно представить как взаимодействие «ребенок – родители», «ребенок – педагоги», «ребенок – доктор». Значимые взрослые – родители, педагоги, медики, психологи – также общаются между собой в целях сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии: ритмопластика» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Существуют следующие виды здлровьесберегающих технологий :
-Ритмопластика,
-Динамические паузы (физкультминутки,
- Подвижные и спортивные игры,
-Релаксация,
-Технологии эстетической направленности,
-Гимнастика пальчиковая,
-Гимнастика для глаз,
-Гимнастика дыхательная,
- Гимнастика пробуждения,
- Оздоровительный бег.
Ритмопластика является одной из технологий, спользуемых в доу
Само определение ритмопластики логично разделять на два отдельных понятия: ритм и пластика. Из названия можно понять, что под ритмопластикой подразумеваются физические упражнения, выполняемые под музыку; это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.
Ритмопластика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи.
Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные.
К частным задачам можно отнести:
-повышение эмоционального настроя детей;
-формирование двигательной культуры;
-совершенствование чувства ритма и музыкальности.
Занятие начинается с вводной части, которая включает в себя выполнение упражнений, непосредственно воздействующих на весь организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Затем следуют общеразвивающие упражнения.
Основная часть – нагрузочная:
-различные наклоны, выпады, приседания;
-упражнения в партере для развития гибкости, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног;
-танцевальная разминка, которая включает в себя элементы народного, эстрадного и других видов танца.
Завершается занятие упражнениями на расслабление, цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени.
Веселая музыка на занятиях и высокая двигательная активность создают у детей положительный эмоциональный фон.
Ритмопластика поможет раскрепостить ребенка с психической стороны. Он начнет себя чувствовать более уверенно в любом коллективе, научится расслабляться, сможет без стеснения проявлять свои эмоции. По сути, занятия ритмической пластикой преследуют определенные цели, такие как:
- улучшение коммуникативных способностей (ребенок научится общаться со своими сверстниками и иными лицами, сможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми);
-повышение физических данных (дети научатся управлять своим телом, смогут прыгать дальше и выше, будут контролировать свои движения);
- формирование прямой осанки (ребенок научится правильно держать спину);
- исправление походки (дошколята исправят шаг, смогут избавиться от такой проблемы, как косолапость);
- повышение выносливости и силы воли (дети научатся добиваться своих целей, упорно будут идти по намеченному пути);
- раскрепощение дошколят в психологическом и эмоциональном плане;
- развитие дыхательного аппарата.
ВИДЫ РИТМОПЛАСТИКИ
Виды ритмопластики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы.
Источниками движений для ритмопластики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения
Из физических упражнений в ритмопластике применяются
-основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки,
-общеразвивающие (без предметов и с предметами)
-и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).
В ритмопластике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.
Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики :
1) музыкально-ритмические упражнения;
2) танцы, пляски, хороводы;
3) музыкальные игры.
Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельные. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринужденно выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей (зайчики, лошадки, петрушки и др.). САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ упражнения по сравнению с подготовительными имеют более законченную форму; вместе с тем в них еще нет того сочетания различных образов и настроений, которые характерны для игр, хороводов и танцев.
Следующий вид ритмики — танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные. ЗАФИКСИРОВАННЫЕ имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Особое место в этой группе занимает характерный танец — плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины и др.). СВОБОДНЫЕ - все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску.
Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду — важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями — все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).
В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных — выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения).
В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления).
Театрализованная ритмопластика -это чтение сказки по возрасту детей с последующим изображением героев и их действий.
В основу занятий входят известные и любимые детям русские народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б. Заходер, С. Маршак, В. Сутеев, Н. Носов, Г. Андерсен, Ш. Перро, К. Чуковский.
Это мимика, эмоции и жесты, совершенствование двигательных навыков, умение владеть своим телом, укрепление и развитие мышц.
Это достижение во время занятий наибольшей плавности, грациозности и эстетичности при выполнении упражнений, что помогает детям преодолеть присущую им угловатость и скованность.
Например
Взрослый читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:
Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, — она спросила, -не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Ребенок, послушав песенку, по очереди показывает движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ музыкальные ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РИТМОПЛАСТИКИ :
Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»
Вивальди А. «Времена года»
Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»
Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
Мусоргский М. «Картинки с выставки»
Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
Штраус И. «Вальсы».
Десять золотых правил здоровьесбережения :
1. собдюдайте режим дня;
2. обращайте больше внимания на питание;
3. больше двигайтесь;
4. спите в прохладной комнате;
5. не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу;
6. постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью;
7. гоните прочь уныние и хандру;
8. адекватно реагируйте на все проявления своего организма;
9. старайтесь получать как мохно больше положительных эмоций;
10. желайте себе и окружающим больше добрв.
Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина, «Вертушки» (украинская народная мелодия, «Упражнение с лентами» (музыка В. А. Моцарта, «Насмешливая кукушка» (австрийская народная мелодия).
Зафиксированные: «Пляска с платочками» и «Круговая пляска» (русские народные мелодии, «Парная пляска» (чешская народная мелодия «Аннушка») и «Дружные тройки» («Полька» И. Штрауса, хороводы «Елочка» (музыка М. Красева) и «Веснянка» (украинская народная мелодия) и др.
Свободные: «Зеркало» (русская народная мелодия, «Танцуйте, как я» (музыка В. Золотарева, «Мы веселые матрешки» (музыка Ю. Слонова) и др.