Бутикова Оксана Сергеевна
Здоровьесберегающие технологии (консультация для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы
[b]1. Изучение физических и психологических и индивидуальных особенностей
ребенка. [/b]
Оценка здоровья включает технологии психолого-педагогического мониторинга
физического воспитания.
Анализ физических, психических, социальных аспектов развития и здоровья
ребенка, анализ медико-психологических, педагогических условий воспитания, развития, здоровьесбережения; выявление запросов семьи.
Происходит выявление проблем развития и здоровья, разработка стратегии
сопровождения ребенка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии (консультация для воспитателей)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Медико-психолого-педагогическое сопровождение включает:
Разработку индивидуальных маршрутов развития и укрепления здоровья ребенка;
Разработку мероприятий по профилактике физических, интеллектуальных и
эмоционально-личностных проблем;
Системную индивидуальную коррекционно-развивающую и оздоровительную
работу;
Консультирование: педагогов, родителей;
Разработку и внедрение рекомендаций по организации здоровьесберегающей
предметно-пространственной среды.
2. Физкультурно-оздоровительная работа
Задачи:
Развивать двигательные качества и обеспечить нормальный уровень физической
подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка
Поддерживать и стимулировать стремление дошкольников к творческому самовыражению в движении.
Развивать интерес к различным видам спорта, приобщая к первоначальной
спортивной активности. Развивать физические качества (волю, целеустремлённость, выносливость, смелость).
Воспитывать потребность в самостоятельной двигательной активности и
формировать двигательные умения и навыки.
Физическое воспитание должно способствовать реализации наследственной
программы роста и развития и укреплению разных составляющих здоровья детей.
Физическое воспитание строиться в следующих направлениях:
разумное определение суммарных объемов нагрузок на ребенка,
локальность действия упражнений для укрепления мышц, поддерживающих
правильную осанку, свод стопы, обеспечивающих работу кисти,
развитие двигательных качеств (ведущих в разные годы жизни, развитие потребности в движениях, обогащение двигательного опыта за счет освоения полезных основных движений с учетом взаимосвязи их формирования с развитием двигательных качеств, закаливание за счет использования различных средств физического воспитания, в том числе и физических упражнений разного вида (основной гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений, туризма, для повышения общей резистентности организма к простудным и прочим заболеваниям,
профилактика и коррекция отклонений в развитии отдельных систем организма
развитие психических процессов, познавательной творческой активности в двигательной деятельности, развитие социально значимых личностных качеств - настойчивости, любознательности, самостоятельности, организованности,
развитие ребенка как субъекта двигательной деятельности, в которой он приобретает компетенции, позволяющие осознать свое «Я», свои способности, проявить любознательность, инициативность.
[b]3. Воспитание культуры здоровья[/b]
Задачи:
Развитие здоровьесберегающих навыков и умений.
Воспитывать бережное отношение к своему организму, формировать культурно- гигиенические навыки.
Формировать привычку к здоровому образу жизни, формировать сознательное
отношение к своему здоровью.
Валеологическое образование – это составная комплексного процесса воспитания,обучения и развития в детском саду. Оно направлено на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья и благополучия.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, основывается на осознанном отношении ребенка к своему здоровью. Поэтому важно следующее:
1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
2. Необходимость преодоления узко специализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания самого себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
знание правил гигиены и ухода за своим телом;
знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:
— привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
— обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
— формирование элементарных представлений об окружающей среде;
— формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
— развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;
— формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
— выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определять свои состояния и ощущения
- формирование мотивов ЗОЖ, убедить: если беречь свое тело, правильно питаться и заниматься физической культурой, обязательно вырастешь крепким, красивым, умным
— выработка стойкой привычки к самомассажу;
— создание условий для формирования навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;
— ознакомление детей с возможными травмирующими ситуациями; научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами; научить некоторым приемам первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов «неотложки»);
4. Формирование психологического здоровья. Коррекционно-развивающая работа.
Задачи:
Создание условий, обеспечивающих психическое, физическое здоровье, эмоциональный комфорт;
Обеспечение психологического комфорта и легкой, безболезненной адаптации
детей к дошкольному учреждению.
Диагностика и своевременная коррекция функциональных изменений в состоянии здоровья, развития речи и в формировании психологического статуса дошкольников.
Обеспечение психологического комфорта ребенка с целью сохранения
физического и психического здоровья, которое включает:
- эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности
позитивных эмоций,
- позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение,
самооценка,
- благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие
ребенка родителями, сверстниками и педагогами,
- успешность в сфере деятельности.
Коррекционно-развивающая работа в ДОУ включает:
Занятия с психологом
Психогимнастика
Занятия с психологом с детьми группы риска и по потребностям
Занятия с логопедом
Логоритмика
Использование приемов релаксации
Терапевтические техники: песочнотерапия, игротерапия, арттерапия,
сказкотерапия.
Игровые психотерапевтические техники: «Разрывание бумаги» (автор Кэти
Дейвис, «Рисунок-игра» (автор Стенли Кисель).
Концепция Н. Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике».
5. Лечебно-профилактическая работа
Задачи:
Обеспечить индивидуальные меры укрепления здоровья детей.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Профилактическая работа направлена на повышение сопротивляемости и защитных сил организма;
Основные лечебно-профилактические мероприятия в ДОУ:
1. Массаж грудной клетки ЧБС
2. Ароматерапия
3. Оксолиновая мазь
4. Лечебное полоскание горла (фурацилином, противовоспалительными травами (шалфей, эвкалипт, ромашка)
5. Витаминотерапия (Ревит, настойка шиповника, витаминизация третьего блюда)
6. Точечный массаж
Профилактика заболеваемости:
1. Дыхательная гимнастика в игровой форме.
2. Оксолиновая мазь
Оздоровление фитонцидами:
1. Чесночно-луковые закуски
2. Ароматизация помещений (чесночные букетики).
Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки.
1. Корригирующие гимнастика
2. Остеопатическая гимнастика
3. Массаж спины, стоп
6. Экспериментальная работа. Тема: «Формирование компетентности
здоровьесбережения дошкольников»
Цели эксперимента:
Создать, теоретически обосновать модель формирования компетентности
здоровьесбережения у дошкольников, эмпирически доказать ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать уровень развития совокупности взаимосвязанных качеств
личности (знаний, умений, способов деятельности) необходимых в процессе
здоровьесберегающей деятельности.
2. Выявить факторы, влияющие на формирование компетентности
здоровьесбережения у дошкольников.
3. Разработать методические рекомендации по формированию компетентности
здоровьесбережения в дошкольном возрасте.
В основу экспериментальной работы положен компетентностный подход.
Компетентностный подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. При том в качестве результата рассматривается не сумму усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.
Под компетентностью здоровьесбережения понимается общая способность и
готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье. Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению.
В рамках модели формирования компетентности здоровьесбережения у
дошкольников предусматривается ряд направлений деятельности ДОУ, включенных в режим дня. Это: обучение детей основным двигательным и гигиеническим навыкам – правильному дыханию, основам закаливания, самомассажа, приемам психической саморегуляции; профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного и зрительного аппарата. Предусматривается изучение и коррекция мотивации достижения успеха у детей дошкольного возраста как условия, необходимого для создания потребности в здоровом стиле поведения, знакомство дошкольников с основами строения организма человека, средствами сохранения здоровья, совершенствования своего организма; повышение валеологической грамотности родителей, их включенности в здоровьесберегающий образовательный процесс.
7. Повышение профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении.
Формы работа с воспитателями
- семинары
- консультации
- выступления на педсоветах
- работа творческих групп
- открытые просмотры
-мастер-классы
-работа по проектам
Формирование личностных ресурсов педагогов с доминированием ценностей
здорового образа жизни.
Создание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
Обучение способам саморегуляции и самоконтроля
Контроль за состоянием здоровья педагогов – профилактические осмотры
Развитие личностного роста педагогов за счет развития потенциалов: заложенных в
каждом человеке и нуждающихся в развитии:
-Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – способность человека
развивать интеллект и уметь им пользоваться. Приобретение знаний в области сохранения здоровья и методов организации здорового образа жизни.
-Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность человека к самореализации.
Умение ставить цели и достигать их, выбирать адекватные средства для достижения
целей.
-Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека выражать свои мысли и чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.
-Потенциал тела (физический аспект здоровья) - способность развивать физическую
составляющую здоровья, осознавать собственную телесность, научиться управлять своим телом.
-Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – способность человека
оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативности.
Потенциал креативности (творческий аспект здоровья) – способность человека к созидательной активности, стремление творчески выражаться в жизнедеятельности.
Духовный потенциал (духовный аспект здоровья) – способность развивать духовную природу человека, выражать высшие ценности в жизни (необходимо создавать условия для реализации духовных качеств).
8. Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными институтами
детства по вопросам здоровьесбереджения.
Направления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности
здорового образа жизни.
1. Пропаганда здорового образа жизни.
В наглядной форме: оформление различного рода стендов, организация специальной передвижной библиотечки и т. д
В устной форме: проведение индивидуальных бесед, родительских собраний,
организацией встреч с различными специалистами и т. п.
Посещение родителями открытых физкультурных занятий,
Оформление экрана заболеваемости,
Оформление фотостендов, видеоматериалов.
Выпуск валеологической газеты «Здоровый малыш»
2. Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни
Обсуждение программы оздоровительной деятельности
Организация оздоровительной среды в группе (увлажнители воздуха, подбор специальных комнатных растений, ароматизация помещения (яблоками, аэрация помещения с помощью ламп Чижевского, специальная музыкальная программа и др.)
Оборудование мини-стадионов в групповых помещениях.
Оборудование природных дорожек здоровья на участке и в помещении.
Оформление сенсорного освещения в спальной.
Оформление летнего и зимнего стадионов на участке детского сада.
Совместная организация спортивных мероприятий.
Изготовление тренажеров для стоп.
Совместная работа воспитателей и родителей
- объединенный совет педагогов и актив родителей
- работа актива родителей в творческой группе
- попечительский совет родителей
Работа с родителями
• родительские собрания
• открытые просмотры
• участие в досугах и праздниках
Создание консультационного пункта по вопросам здоровьесбережения
3. Активизация семьи для решения проблем оздоровления:
— содействие семье в адаптационный период;
— привлечение родителей к работе Советов педагогов, медико-педагогических
совещаний;
— сотрудничество с семьей по проблеме формирования здорового образа жизни у детей
Сотрудничество с социальными институтами детства
1. Сотрудничество с учреждениями образования, культуры, здоровья.
2. Разнообразные формы сотрудничества.
Информационный обмен.
Совместные планы, проекты, мероприятия.
Шефская деятельность.
Оказание диагностических, коррекционных, развивающих услуг для детей, не
посещающих ДОУ.
3. Информирование населения о деятельности МДОУ:
Газетные публикации
Концерты
Реклама
Педагогические странички.
Работа в округе
- участие в открытых занятиях
- выступления
- обобщение опыта работы
Преемственность со школой
- проведение общих мероприятий
- консультации
- семинары