Елена Галочкина
Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение участников образовательного процесса
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте. Здоровье участников образовательного процесса является важным условием их эффективной деятельности в образовании, а различные отклонения в здоровье препятствуют достижению ими заданного Государственным образовательным стандартом уровня образованности. Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения) :
Публикация «Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение участников образовательного процесса» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
• на 50% — от образа жизни;
• на 25% — от состояния окружающей среды;
• на 15% — от наследственной программы;
• на 10% — от возможностей медицины.
В современных условиях темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека.
Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь.
Основы культуры здоровья, конечно же, закладываются в семье. Однако в большинстве семей, воспитывающих детей дошкольного и школьного возраста, нет системы сохранения и укрепления здоровья детей и самих родителей. Частично эту функцию может взять на себя дошкольное учреждение, где дети пребывают в течение 10-12 часов.
Создание здоровьеформирующей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива нашего детского сада. В процессе жизни детей в детском саду познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными. Развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, кинезиологических упражнений, гимнастики для глаз, элементами закаливания, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающими технологиями.
Состояние здоровья и развития подрастающего поколения заставляет взрослых обратиться к здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологиям
Здоровьесберегающие технологии делают акцент на внешний фактор.
Создание благоприятных условий для сохранения здоровья детей. Обучение различным приёмам и способам его поддержания. Здесь педагог выступает как транслятор знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Форма передачи знаний – обучение.
Здоровьеформирующие технологии акцентируют внимание на внутреннем факторе. Одним из условий создания здоровьеформирующей среды для детей является настроение и здоровье самих воспитателей. А также оказывает влияние тип мышления взрослых в общении с которыми растут дети. Важно, чтобы педагог сам занимался своим оздоровлением, повышением душевного благополучия, позитивным отношением к жизни.
Любая оздоровительная технология может быть и здоровьесберегающей и здоровьеформирующей. Всё зависит от направленности внимания и осознания своего внутреннего состояния во время оздоровительных занятий.
В первую очередь этому нужно научиться нам, взрослым, чтобы создать для детей здоровьеформирующую среду, потому что главными условиями их развития являются окружающие взрослые. А дети, находящиеся вокруг нас, быстро освоят подобную науку.
Ещё одним фактором, способствующим оздоровлению детей, является повышение их стрессоустойчивости. Наиболее эффективными способами повышающими стрессовоустойчивость являются закаливание природными силами, массаж и специальные упражнения, помогающие полноценному развитию мозга. Развитию межполушарного взаимодействия необходимо уделить должное внимание, поскольку его нарушение является основной причиной «забывания» информации в психологически сложных ситуациях (конкурсы, проверки, экзамены). Комплексы кинезиологических упражнений способствуют увеличению межполушарных связей мозга, систематическое их применение показало великолепный результат умственного развития детей при сохранении уровня здоровья.
Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Через тело ребёнок учится осознавать себя. Кроме того, кожа ребёнка по чувствительности и способности к восприятию информации приравнивается к коре головного мозга. Через лёгкое прикосновение у человека формируется доверие к миру, закладывается принятие самого себя, снижается агрессивность, увеличивается уверенность в себе и возрастает дружелюбное отношение к окружающим.
Для того, чтобы физическая культура стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовольствие. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо, чтобы ребёнок захотел это сделать, глядя на увлечённость, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Испытанное удовольствие, так же как и смех, вызывают в организме человека каскад благоприятных гормонов, которые влияют на наше физическое и психическое самочувствие, усиливают иммунитет, помогают нам «встраиваться» в социум, а значит, влияют и на нашу успешность в жизни. Радостное состояние - естественное состояние здорового ребёнка. Взрослым необходимо поддерживать это состояние в детях.
При освоении детьми любой оздоровительной технологии нужно объяснять им, что они делают, зачем это нужно им сегодня, что будет от этого завтра, кого они этому потом научат сами и с кем «попрактикуют» своё умение (ориентировка детей на взаимодействие с родителями). После проведения оздоровительных процедур следует спросить детей о том, что они чувствуют, какой стала спина (ручки, ножки, ушки и т. д.) после занятия. Если дети затрудняются в определении своего состояния, воспитателю необходимо проговорить для них собственные ощущения. Таким образом, осмысленная потребность в оздоровительных занятиях формируется через ощущение удовольствия от них и фиксации этого в сознании детей.
Повышая духовно-нравственное здоровье детей, необходимо пробуждать в них чувство единства. Единство – одна из важнейших общечеловеческих ценностей.
Важно рассмотреть, прочувствовать и прожить с детьми такие понятия, как:
Я – часть семьи,
Я – часть коллектива,
Я – часть человечества,
Я – часть мира.
Каждое прикосновение к душе ребёнка – жизнетворчество.
И кем мы, взрослые люди, будем в процессе жизнетворения – Мастерами или ремесленниками – зависит от нас, от нашего осознания ответственности перед Жизнью!
Литература:
1. «Здоровье наших детей» Е. Н. Бакулина, О. И. Артюкова, Т. В. Теличко
2. Журнал «Воспитатель» №10/2008г.
3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
4. Безруких М. М., Сонькина В. Д. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методология анализа, формы, методы, опыт применения.. – М., 2012
5. Сивцова А. М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /Методист. – 2007.
6. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.