Виолетта Акименко
Здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации педагогов для обеспечения качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Автор: Акименко Виолетта Артуровна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №98»
Цель: Выявление эффективности системы работы педагогов ДОУ по физкультурно – оздоровительному направлению
Задачи:
1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Развить творческий потенциал педагогов.
4. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
5. Рассмотреть традиционные и нетрадиционные формами и технологии здоровьесбережения.
6. Рассмотреть повышение профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации педагогов.
7. Повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Вступительное слово.
Кто не ценит собственного здоровья,
Тот меньше заботится и о других людях.
В. М. Шепель
Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов. Единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны. Итак, рассмотрим данные понятия.
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях социальной жизни. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде и принимать решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Качество образования - социальная категория, определяющая результативность процесса образования в ДОУ, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии детей и профессиональной компетентности педагогов. "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения". И, конечно же, качество работы дошкольного образовательного учреждения зависит от:
1. От качества работы педагогов.
2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. Условий, созданных в ДОУ для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
4. Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, чтобы стать единомышленниками. Т. е. выявляется необходимость приоритета субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, чтобы измениться самому и повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения). При таком подходе упор делается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиск эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.
Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.
Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников.
Создаются все оптимальные условия в детском саду для охраны и укрепления здоровья: способствуем ежедневному соблюдению режима, он всегда остаётся основой полноценного физического развития детей; утро в детском саду, если позволяют погодные условия, начинаем с приема на свежем воздухе; утреннюю гимнастику в облегченной спортивной форме проводим ежедневно в виде ритмики или объединяем одним игровым сюжетом. Это позволяет дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день. Педагоги выполняют работу с детьми по оздоровлению, проводят закаливающие и профилактические процедуры: «босоножье» — хождение босиком по дорожкам с разным покрытием, точечный массаж, дыхательная гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры, динамические паузы, ритмопластика, игровой самомассаж, комплексы упражнений для профилактики плоскостопия, простудных заболеваний, правильной осанки; большую роль отводим подвижным играм.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья, игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование. Целенаправленно используем в процессе физического воспитания дошкольников известные физкультурно — оздоровительные методики и инновационные технологии, адаптированные к возрастным особенностям детей. Такие как, программа «Са-фи-дансе» (обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий).
Одним из важных условий формирования здорового образа жизни является правильная организация предметно — развивающей среды. Так как в детском саду нет физкультурного зала, в группах организованы физкультурные уголки, центры двигательной активности. В них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми. Весь необходимый набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Особое внимание педагоги уделяют размещению оборудования: оно не загромождает полезную площадь группы, дети могут свободно пользоваться любыми спортивными снарядами. Всегда стараемся дополнить имеющееся оборудование нестандартным, которое изготовляется своими руками совместно с родителями: дорожки разной ширины, шнуры и дуги для подлезания, дорожка – «следы», тренажеры для профилактики плоскостопия, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
В группах имеется современное техническое оборудование (музыкальный центр, DVD–плеер, компьютер). Все физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры сопровождаются ритмической музыкой.
Для успешной работы по укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию важно правильно организовать педагогический процесс, который включает в себя: специально организованное обучение, совместную деятельность воспитателя и детей, самостоятельную деятельность детей. Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику проводим через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить их уровень физического и эмоционального развития. Используются веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты, необычные игры — забавы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение. Все это способствует созданию у детей психологического комфорта, желания заниматься физической культурой.
Используя технологию «Са-фи-дансе» на занятиях по физической культуре мы работаем над повышением интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: танцевально – ритмическая гимнастика («Моторчики», игроритмика («Ритмушки – топотушки», игрогимнастика («Мы шагаем по планете», нетрадиционные виды упражнений, игровой самомассаж («Превосходное настроение», пальчиковая гимнастика («Фантазеры», музыкально – подвижные игры, игры – путешествия («Летучий корабль», «Веселый экспресс», «Путешествие в морское царство», «Путешествие в лес»).
Нужно стараться разнообразить варианты проведения физкультурных занятий: занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия — тренировки в основных видах движений; ритмичная гимнастика, занятие, состоящее из танцевальных движений; занятия — соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей; игровые технологии.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко и смехотеропии,сказкотерапии.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Педагог - это:
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству.
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач.
3. Способный организовать рефлексивную деятельность.
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система инновационных форм работы с педагогическими кадрами приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы в ДОУ и сплотит коллектив педагогов. Главное подобрать «ключик» к каждому педагогу.
Список использованной литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / Н. В. Полтавцева и др. - М. : Флинта, 2011. - 262 c
3. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / В. Ф. Базарный.
4. Пензулаева, Людмила Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе / Людмила Пензулаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
5. Пензулаева, Л. Физическая культура в детском саду. 4-5лет. Средняя группа / Л. Пензулаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
.
6. Пензулаева, Л. Физическая культура в детском саду. 6-7лет. Подготовительная к школе группа / Л. Пензулаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.