Папки-передвижки

Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда

Валентина Кузнецова
Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда
▼ Скачать + Заказать документы

Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда.

2 слайд

Современная система образования, определяющая развитие ребенка в раннем детстве, ориентирована на сбережение и поддержание его здоровья как высшей ценности в жизни человека.

Публикация «Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда» размещена в разделах

Здоровье ребенка закладывается на ранних этапах его развития и сбережение его в дошкольном детстве является приоритетной целью дошкольного образования. Для того чтобы осуществить поиск оптимальных условий сбережения здоровья дошкольников, необходимо определиться в характеристиках здоровья ребенка.

Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.

Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью заданных правил и различной предметностью (например, математических).

Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент.

Выписка из ФГОС ДО п. 3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3 слайд

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

4 слайд

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

5 слайд

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учёт возрастных особенностей детей.

6 слайд

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной.

7 слайд

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

8 слайд

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

9 слайд

4) Вариативность среды предполагает :

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

10 слайд

5) Доступность среды предполагает :

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

11 слайд

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает

соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности

и безопасности их использования.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

12 слайд

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников

I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

• физические риски,

• психологические риски,

• нравственные риски.

II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

III. Принцип соответствия

• возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

• индивидуальным особенностям,

• специальным особенностям ребенка.

Принципы оценки безопасности игровой продукции

1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев;

прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность

игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр., возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на пси-

хическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов

для формирования негативных установок детского поведения.

13 слайд

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС

соответствует требованиям:

- педагогическим;

-эстетическим;

-гигиеническим.

14 слайд

Во всех группах детских садов должны быть :

Атрибуты - для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, шапочки, Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: - мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы; - коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д. ;

Для игр и упражнений с прыжками:

- скакалки;

- обручи;

- шнуры;

Бруски.

Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

- кольцеброс;

- мячи резиновые разных размеров;

- попрыгунчики (средние и старшие группы) ;

- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы) ;

- корзины для игр с бросанием;

мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст)

- кегли;

- нестандартное оборудование.

Наличие бубна для проведения утренней гимнастики

Игры (старшие группы) :

- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.)

15 слайд

Нетрадиционное оборудование

Повышению двигательной активности способствует использование нетрадиционного оборудования. Упражнения с нестандартными пособиями совершенствуют координацию движений, укрепляют связочно-суставной аппарат, в результате чего улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка, увеличивается жизненная емкость легких, укрепляются сосуды сердца и мозга. Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

16 слайд

Уголок уединения

Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, здесь все в спокойном постельном тоне. В интимной зоне также могут находиться фотографии близких людей, пейзажные картины, световые или шумящие водопады, иллюминисцентные лампы или фигуры, аквариум с рыбками, магнитофон или плеер с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра).

17 слайд

Дыхательная гимнастика

Для ослабленных детей правильное дыхание является залогом оздоровления. Правильное дыхание стимулирует работу сердечно- сосудистой, нервной системы, головного мозга, способствует умению управлять своим поведением. Процессом дыхания можно научиться управлять.

Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохраняет от сухости, переохлаждения и инфицирования.

Сохранение игрового пространства как среды сбережения здоровья ребенка в целостном образовательном пространстве дошкольного учреждения выступает значимой проблемой теории и практики дошкольного образования. Среда придает пространству целостность и взаимосвязь, в ней реализуется динамичная система ребенок-среда-ребенок, которая изменяет образовательное пространство и среду, отдельную личность и детское сообщество в целом. Игра в среде дошкольного учреждения является как системообразующей деятельностью, сохраняющей жизненно значимые детские ценности и субкультуру детства. Культурный и педагогический потенциал игры позволяет определить ее и как средство сбережения здоровья ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка! В. А. Сухомлинский Что такое биоэнергопластика? Биоэнергопластика.

Доклад «Социокультурное пространство ДОУ» Москвичева О. В. Социокультурное пространство ДОУ В настоящее время в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного.

Гимнастика для глаз — здоровьесберегающая технология в ДОУ «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто» Сократ В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние.

Игровое образовательное пространство в ДОУ как условие самореализации ребенка К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск путей решения задач индивидуализации, социализации образовательного процесса, т. е. повышения.

Проект «Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология» Воспитатель высшей квалификационной категории Егорова Ирина Леонидовна МДОУ «детский сад Россияночка» Г. Тихвин «Забота о здоровье –.

Здоровьесберегающая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. Консультация для родителей Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться информацией по проблеме здоровьесбережения в системе дошкольного образования. Я выбрала эту тему.

Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное.

Здоровьесберегающая технологии стимулирования и сохранения здоровья Здоровьесберегающие технологии — технологии стимулирования и сохранения здоровья Описание материала: Опыт работы по применению здоровьеберегающих.

Здоровьесберегающая технология Здоровье - это величайшая ценность человека. Здоровье, по словам Н. М. Амосова, можно определить «как непременное условие эффективной деятельности,.

Здоровьесберегающая технология «Бэби-фитнес» Здоровьесберегающая технология - бэби-фитнес Слайд 2 Что такое детский фитнес? Это сравнительно новое, но уже весьма популярное направление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда
Опубликовано: 11 января 2017 в 19:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Кузнецова (УИ 921034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД