Олеся Гришанова
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ посредством работы с родителями в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ посредством работы с родителями в контексте ФГОС ДО.
Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. Так ФГОС ДО предусматривает :
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Публикация «Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ посредством работы с родителями в контексте ФГОС» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей через использование систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС.
Понимая значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.
В настоящее время в нашем ДОУ создан единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получат представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
В ДОУ действует Центр содействия укреплению здоровья воспитанников, который в своей деятельности руководствуется Положением о Центре содействия укреплению здоровья воспитанников и программой «Здоровье». В рамках которых решаются задачи и проводится работа по сохранению и укреплению здоровья, охране жизни и здоровья детей, профилактике травматизма.
Работа по оздоровлению проходит согласно программе «Здоровье», которая была разработана педагогическим коллективом и медицинским персоналом.
Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями считаем установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для сохранения и укрепления здоровья детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует с обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.
На сегодняшний день организация работы в ДОУ по физическому развитию в соответствии с ФГОС с дошкольниками включает в себя работу с детьми и тесное сотрудничество с родителями по приобретении опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными правилами и нормами.
Информационно-просветительская работа с родителями включает в себя проведение
• родительского всеобуча, т. е. цикла бесед и лекций («Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома», «Вредные привычки у взрослых и их влияние на здоровье детей» и т. д.);
• цикла коллективных консультаций для родителей («Утренняя гимнастика», «Безобидные сладости» и т. д.);
• использование родительских уголков как средства информационного просвещения;
• оформление и использование наглядно – текстовой информации (буклеты, папки, стенды, памятки и т. д.) .
Консультативная работа с родителями предполагает
• проведение работы психолога с родителями по укреплению их психологического здоровья (консультации, АКС – анализ конкретных ситуаций, практикум) ;
• консультации и рекомендации инструктора по ФИЗО, логопеда, воспитателей, музыкальных руководителей.
Диагностическая работа включает в себя
• собеседование;
• интервьюирование;
• анкетирование.
Организационная работа –
• проведение общедошкольных родительских собраний;
• работа родительских клубов;
• Дни открытых дверей;
• проведение семинаров – практикумов;
• проведение совместных мероприятий с целью вовлечения родителей в образовательный процесс;
• проектная деятельность в детском саду.
Родительские собрания, семинары-практикумы, консультации, проводимые медсестрой, педагогом-психологом, воспитателями ДОУ помогают родителям решить проблемы со здоровьем детей, вооружить их теоретическими знаниями и практическими умениями.
Пропаганда здорового образа жизни, необходимость выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима – такие темы постоянно затрагиваются при встречах с родителями.
На конференции «Физкультура и здоровье» родители познакомились с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Вниманию присутствующих были представлены презентация нетрадиционных оздоровительных методик (приемы релаксации, точечного массажа, упражнения для снятия зрительного утомления, физкультурного оборудования – «Домашний уголок для занятий физкультурой». А выступления из опыта семейного воспитания «Наша спортивная семья» вызвала живой отклик среди присутствующих. Результатом стало знакомство родителей воспитанников с новыми формами и методами физического воспитания в семье. Благодаря проведенной работе, многие дошкольники стали посещать спортивные секции и часто занимают призовые места на городских и республиканских соревнованиях.
Семинары-практикумы на темы здоровья стали традицией в нашем детском саду. Так на одном из них «Роль закаливании в развитии детей» был представлен практический и наглядный материал по знакомству с методикой закаливания по каждому возрасту. А обмен знаниями и умениями среди родителей помог выявить положительный опыт закаливания в конкретных семьях. Многие поделились системой своего оздоровления, оценили её результативность.
Провели обучение родителей самостоятельному проведению утренней гимнастики, подвижных игр в помещении и на улице; познакомили с содержанием физических упражнений через практические действия детей и одновременно продемонстрировали методику воздействия на них, пробуждения.
Практикуем приглашение родителей на различные занятия, включая физкультурные, совместное участие взрослых и детей в проведении соревнований, подвижных игр и эстафет под руководством педагогов и специалистов. Привлекаем к участию в семейных встречах не только родителей, но и бабушек, дедушек, старших или младших братьев и сестер.
Информационные источники в уголке для родителей, фотостенды, буклеты, памятки-инструкции, альбомы содержат рекомендации в период адаптации ребенка в ДОУ, по профилактике различных заболеваний, дорожного травматизма, отравления грибами, советы по организации питания и досуга ребенка в домашних условиях.
Разработаны рекомендации для родителей по оздоровлению детей в семье, в период их подготовки к поступлению в школу и на начальном этапе обучения.
По совместно выработанной программе оздоровления родители принимают участие в изготовлении принадлежностей для закаливания (варежки для сухого растирания, нестандартного оборудования для занятия физкультурой в группе и на спортивной площадке.
Мы используем разнообразные развивающие оздоровительные формы работы с семьями, такие как недели Здоровья, Дни здоровья.
7 апреля в ДОУ ежегодно проходит тематический день, посвященный Всемирному Дню Здоровья.
Это способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей, повышению активности родителей в проведении совместных оздоровительных мероприятий с детьми. Ведь только здоровый ребенок жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми. А это залог успешного развития личности, формирование привычки и потребности в здоровом образе жизни.
Также в ДОУ проводятся еженедельно дополнительные занятия по физическому развитию «Маугли», в конце года проводится соревнования, наши воспитанники всегда на пьедестале среди первых.
Регулярно пополняется предметно-развивающая среда по физическому развитию в группах дидактическими играми и наглядным материалом для проведения занятий, физкультурным оборудованием.
Подготовлена презентация на тему «Организация здоровьесберегающей деятельности посредством работы с родителями».
Работа с родителями – это сложная и важная и увлекательная часть деятельности коллектива детского сада. Основным принципом совместной работы с семьёй по воспитанию здорового ребёнка для нас является принцип здоровьесбережения, построение целостной системы работы по здоровьесбережению с педагогами, детьми и родителями.
Для работы с родителями организовали следующие формы работы.
Клуб молодых родителей.
Цель: обучение родителей педагогическим приемам и методам воспитания обучения и оздоровления детей раннего возраста.
Семейная гостиная.
Цель: пропаганда здорового образа жизни семьи, привлечение родителей к оздоровлению детей.
Персональные выставки рисунков и поделок детей
Цель - раскрыть творческие способности дошкольников с заниженной самооценкой. Привлечение же родителей к выполнению работ на выставку позволило решить сразу несколько задач: повысить оценку способностей детей в глазах родителей, улучшить родительско-детские взаимоотношения, развивать творческие способности дошкольников.
Спортивные соревнования.
Родители являются непосредственными участниками, как в подготовке таких соревнований, так и в их проведении. Они получают не меньше удовлетворения от участия в соревнованиях, чем дети.
В нашем детском саду была разработана программа «Сотрудничество» по взаимодействию с родителей, детей и педагогов в совместной творческой гостиной.
Цель данной программы: разработка и организация научно-методических условий научно-методических условий воспитательно-образовательного процесса по социализации детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов с детьми и родителями в совместной деятельности.
Информационный проект «Родительская почта», в результате которого разрабатывались лучшие родительские идеи совместных мероприятий, интересные методы семейного воспитания и обучения ребенка в семье.
Акции – конкурса «Здоровый образ жизни нашей семьи».
Взаимодействие с родителями по формированию основ здорового образа жизни позволяет эффективно решать задачи оздоровления и физического развития дошкольников.