Татьяна Тельминова
Здоровье педагога — залог успеха в работе
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Куртамышский детский сад №8»
«Здоровье педагога –
залог успеха в работе»
Руководитель физвоспитания: Тельминова Т. В.
Куртамыш, 2017г.
Первостепенные задачи любого дошкольного учреждения - укрепление здоровья и физическое развитие воспитанников, функциональное совершенствование и повышение работоспособности их организма.
Об этом много говорим и ведется большая работа. Но я сегодня вам предлагаю тему «Здоровье педагога».
Публикация «Здоровье педагога — залог успеха в работе» размещена в разделах
Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Профессия педагога очень сложна и разнообразна. Постоянное перенапряжение, переутомление приводит к различным заболеваниям.
В XXI веке требования общества к воспитателю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Большая часть рабочего дня педагога дошкольного учреждения протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей.
Профессию педагога можно отнести к группе риска:
Во-первых, они перегружены работой.
• Во-вторых, они получают недостаточно высокую заработную плату, которая не позволяет полноценно восстанавливать здоровье, приобретать качественные продукты, выезжать на отдых в санатории, на морские курорты.
• В-третьих, на нервно-психическом состоянии педагога негативно отражаются не всегда обоснованные требования родителей и критика его действий.
Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое самочувствие педагога : появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский «Профессия педагога — это работа сердца и нервов».
Исследования показывают, что в последнее время среди воспитателей дошкольных учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы, язвы желудка, гипертонии, сахарного диабета.
Основными факторами риска труда педагога являются :
- повышенное психоэмоциональное напряжение;
- значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
- большой объем интенсивной зрительной работы;
- высокая плотность эпидемических контактов.
Ещё одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
«Эмоциональное выгорание» - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, ощущение собственной бесполезности.
Симптомы эмоционального выгорания К. Маслач (1978 г.) и Е. Малер (1983 г.) условно разделяют на три группы.
Физические симптомы: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, одышка.
Психологические симптомы: негативное отношение к партнерам и к самой работе; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним цинизм; пессимизм, чувство безнадежности и бессмысленности существования; апатия, депрессия, чувство вины; общая негативная установка на жизненные перспективы. Человек испытывает двойственное состояние: вроде бы все хорошо, но скучно и пусто на душе. Все чаще коллегам и домочадцам хочется сказать: «Ну не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».
Поведенческие симптомы: восприятие репертуара рабочих действий как скудного, стремление пораньше уйти с работы, установить дистанцию в общении с коллегами, неприязнь к исполнению профессиональных обязанностей и желание скорее «расправиться» с этим (иногда человек ищет душевное успокоение в алкоголе).
Все эти признаки или их часть люди часто списывают на авитаминоз, сезонную депрессию, недосыпание, загруженность рабочими и домашними делами, а некоторые стараются не придавать усталости особого значения («А с кем не бывало? Работоспособность имеет свойство снижаться и повышаться!»).
Но в случае эмоционального выгорания речь идет об интенсивных, частых, продолжительных проявлениях, которые причиняют человеку дискомфорт и как следствие приводят к чрезмерному напряжению, психологическому и физическому истощению.
Эмоциональное выгорание не наступает вдруг, это явление накопительного характера.
Таким образом, согласно современным исследованиям, синдром выгорания понимается как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в эмоциональном, умственном истощении, физическом утомлении, личностной отстраненности и снижении удовлетворения исполнением работы.
Чтобы определить, грозит ли Вам синдром «профессионального выгорания» я приготовила вам анкеты «Эмоционального выгорания».
Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт.
Поэтому надо формировать у педагогов желание сохранять и укреплять своё здоровье и выполнять простые и элементарные правила. Каждый педагог должен продлевать активную жизнь, ценить не только своё здоровье, беречь его, но и делать всё то, что будет способствовать сохранять здоровье на долгие годы.
Для этого существует определё нная система и различные методы: тренинги, упражнения для снятия головной боли, медитация под музыку, ароматерапия, водотерапия, танцетерапия, смехотерапия, иметь свои увлечения (хобби, прогулки на свежем воздухе. А также.
Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:
лечебно-оздоровительные упражнения :
упражнения для позвоночника
упражнения для осанки
упражнения для шейного отдела позвоночника
следить за своим физическим здоровьем :
полноценное питание
достаточный сон
соблюдение правил личной гигиены
режим труда и отдыха
занятия спортом
соблюдать психоэмоциональное равновесие:
позитивно мыслить
быть оптимистом
управлять эмоциями
доброжелательно относиться к людям
любить себя
Все перечисленные методы доступны, необходимо только проявить силу воли и большое желание идти к вершине здоровья.
А что же сами педагоги :
86% не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю:
87% не ложатся спать в одно и то же время;
62% спят менее 7-8 часов в сутки;
78% принимают лекарства без назначения врача;
45,7% стараются, но не получается;
32% не уделяют внимания своему здоровью,
лишь 13% уделяют целенаправленное внимание своему здоровью.
Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый педагог становится для своих воспитанников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как мы понимаем, что здоровье дошкольника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений.
Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного занятия. Когда ДОУ работает как единый отлаженный механизм, когда между воспитателями и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда в таком детском саду интересно находиться, тогда он по-настоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия для здоровья.
В нашем детском саду такая работа ведется. Мной разработана программа по формированию профессионального здоровья педагогов ДОУ и направленна на формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
В программе разработан комплекс мероприятий, направленный на все стороны профессионального здоровья педагогов ДОУ, а именно физического, психического, социального, нравственного.
Реализация содержания программы осуществляется через разнообразные формы работы с педагогами : тренинги, семинары-практикумы, спортивные досуги, мастер-классы, физические упражнения.
Все воспитатели каждое утро делают вместе с детьми утреннею гимнастику, вовремя сон часа у нас проходят занятия в спортивном зале по шейпингу. В зимнее время года ходим на лыжах (пока не организовано, летом всем коллективом выезжаем на природу, организуем соревнования на лыжной базе и стадионе, воспитатели также участвуют в соревнованиях вместе со своими воспитанниками, совершаем пешие прогулки, проводим день здоровья.
В заключении своего выступления хочу напомнить знаменитые слова Гиппократа «О здоровье люди молят богов. Но они не понимают, что его сохранение зависит от них самих».
Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
Инструкция: прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду люди, с которыми вы работаете.
№ да нет
1 Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2 Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место).
3 Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
4 Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь.
5 Моя работа притупляет эмоции.
6 Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой.
7 Я бы сменил место работы, если бы представилась такая возможность.
8 Иногда самое обыденное общение на работе вызывает раздражение.
9 При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
10 Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
11 Обстановка на работе мне кажется очень сложной и напряженной.
12 У меня часто возникают тревожные предчувствия, связанные с работой : что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все.
13 Я очень переживаю за свою работу.
14 При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
15 У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с
непосредственным руководителем.
16 Последнее время меня преследуют: неудачи на работе.
17 Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
18 На работе я испытываю постоянные физические или психологические
нагрузки.
19 Я часто работаю через силу.
20 Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился.
Подсчитайте количество утвердительных ответов и определите уровень эмоционального выгорания (каждый утвердительный ответ - 1 балл).
Уровни: от 6 до 0 баллов - низкий уровень эмоционального выгорания, синдром выгорания Вам не грозит.
от 13 до 7 баллов - средний уровень эмоционального выгорания, вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел, либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.
от 20 до 14 баллов - высокий уровень эмоционального выгорания, положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек, нужно, чтобы он не погас.
При депрессивном состоянии, упадке сил, слабости применяются следующие народные средства:
• При слабости, имеющей нервное происхождение, полезно обтирать себя по утрам водой с добавлением поваренной соли (1 ч. ложка соли на 0,5 л воды);
• Настой травы горца птичьего (спорыша). Суточная норма 0,7 ст. ложки на 2 стакана кипятка. Пить перед едой. Применять при нервном истощении и слабости.
• Отвар листьев мяты перечной: 1 ст. ложку листьев залить 1 стаканом кипятка, варить 10 мин. Пить по 0,5 стакана утром и на ночь. Это средство укрепляет нервы.
• Настой листьев черного тополя. Использовать для ванн как успокаивающее средство.
• Мед с пергой является хорошим средством для поднятия общего тонуса. Употреблять по 1 ч. ложке 2-3 раза в день.
Финские ученые выяснили, что при любых формах депрессии хорошо помогает витамин В12.
Источником витамина В12 являются печень, почки, пивные дрожжи, молоко, яйца.
Для борьбы с депрессией и усталостью следует регулярно выполнять следующие рекомендации:
• Положите руки на шею сзади и надавливайте вперед, чувствуя напряжение в плечах. Усилия чередуйте с отдыхом. Затем сплетите пальцы ладоней и вытяните руки максимально вперед. Отдохните.
• Медленно делайте глубокий вдох через нос. На высоте вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
• Отличное средство для бодрости – чай из пряностей. Измельчить пряности в кофемолке, залить порошок чуть теплой водой и варить на слабом огне 20 мин. за минуту до конца варки добавьте щепотку черного чая, чайную ложку меда и немного молока. На одну порцию: 250 мл воды, 4 шт. кардамона, 4 горошины черного перца, 3 гвоздики, чуть имбиря и корицы.
• Каждый вечер делайте контрастные ножные ванны: в один таз налейте 40-50 градусную воду, а в другую – холодную из-под крана, попеременно держите ноги в каждом из них: в горячем 5 мин. В холодном – 1 мин. Повторите процедуру 5 раз, а затем как следует разотрите и помассируйте их с кремом для ног или камфорным маслом.