Баринова Ирина
Семинар с педагогами и родителями «Залог успеха работы с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «Залог успеха работы с семьей?»
Форма проведения – «педагогический ринг»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Установление партнерских отношений участников педагогического процесса.
Ход семинара:
Настрой на работу. Все участники семинара встают в круг, берутся за руки.
Публикация «Семинар с педагогами и родителями „Залог успеха работы с семьей“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Ведущий. По утверждению древних, во время поклона часть энергии стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы обмениваемся энергией. Мы связаны не только этим, но и воздухом которым дышим, общими интересами и детьми. Сегодня нас здесь объединяет общение. Итак, здравствуйте!
"Психологическая зарядка"
Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".
Я надеюсь, что и у нас с вами сегодня все получится. Все проходят за столы. Мы сегодня собрались на наш педагогически ринг, чтобы обсудить, в чем же залог успеха работы с семьей? У нас в гостях родители.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровней – Конвенция о правах ребенка, конституцией РФ, семейном кодексе, Законе «Об образовании», ФГОС дошкольного образования.
Для обсуждения интересующих нас вопросов принципиально важными являются изменения в содержании Закона «Об образовании» касающиеся семьи и ее отношений с общественными образовательными институтами. Во-первых, в Законе об образовании предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль отводится семье. В законе впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 Закона об образовании, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Этому во многом способствуют ориентация на государственно-общественное управление образованием, переход на вариативное обучение и образование по выбору, развитие видового разнообразия учреждений. В связи с этим возникает насущная необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного взаимодействия. В центре стандарта, среди основных принципов указаны: «…сотрудничество с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…». В этих документах закрепляется не только первоочередное право родителей на воспитание детей, но и обозначена роль других социальных институтов – ДОУ в том числе, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. И сегодня мы будем обсуждать важную проблему сотрудничества, так как, на мой взгляд, установление тесного и эффективного взаимодействия с семьей – залог успеха работы с семьей.
«Коллаж»
А какая же она семья? Сейчас я предлагаю вам изобразить современную и идеальную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций. (Каждой группе вручается набор журналов, бумага для основы коллажа, клей и ножницы). Через 10 мин. Каждая группа рассказывает о своем представлении семьи. Ведущий подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе.
Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей.
Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
«Традиционные и нетрадиционные формы работы»
Давайте с вами вспомним формы работы с семьей. Предлагаю пройти к мольбертам, вам необходимо распределить имеющиеся формы работы на две группы : традиционные и нетрадиционные.
А есть ли необходимость во взаимодействии педагогов и семьи? Я хочу предоставить слово Катаевой Л. С. (сообщение «Вовлечение родителей в жизнь группы»)
Ведущий: Можно ли сказать, что какие-то формы будут более эффективными?
Вывод: практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.
Мне бы хотелось, чтобы педагоги- стажисты поделились своим опытом работы. (Малыгина Е. К.)
Я думаю, что и родителям есть, что сказать по этому поводу. (Тиликина О. В.)
Ведущий. Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как "официальное лицо" - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» педагоги родителями воспитанников, а родители – педагогами. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. А также, необходимо создать: педагогам обобщенный портрет родителя, а родителям обобщенный портрет педагога общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На работу вам дается 10 мин. (Можно разыгрывать ситуации).
Цель данного упражнения: участники должны осознать, что общаться, постоянно обращая внимание на недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите и родителям и педагогам быть такими, какие они есть.
Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо? Чтобы общение складывалось, я хочу вам подарить памятку с кодексом общения.
Примерный кодекс общения
:
[/b]
• «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».
• «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».
• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
• Быть эмоционально уравновешенным при общении, подавать пример воспитанности и такта, стараться почувствовать состояние другого.
• Давать возможность высказаться, не перебивая друг друга.
• Увидеть в другом равного себе партнера – услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.
• В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно
• Четко и убедительно излагай свои мысли.
• Управляй своим поведением - разумно и своевременно умей перестроить свои мысли с учетом ответной реакции
• Будьте демократичны в общении: не приказывайте, а советуйте, не инструктируйте, а делитесь мнением.
• Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален.
Делаю вывод: Итак, мы подошли к тому, что сотрудничество с родителями важно и необходимо, появились общие точки соприкосновения, т. е. общие цели по которым необходимо сотрудничать – сделать так, чтобы наши дети росли здоровыми, жизнерадостными, счастливыми, активными, жизнелюбивыми, общительными и гармонически развитыми личностями. А сотрудничество это:
Сотрудничество - не только открытость и настроенность педагога на работу с семьей, но и его способность организовать совместное творчество.
Сотрудничество — общие подходы, обсуждение и поиск вариантов предстоящей деятельности
Сотрудничество — психологическое равноправие педагогов и родителей.
Сотрудничество — уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности.
Сотрудничество — обсуждение мнения каждого участника о результатах совместной деятельности
Сотрудничество- общение на равных, где никому не принадлежит привелегия указывать, контролировать, оценивать.
Сотрудничество — это неавторитарный (ненасильственный) процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров. Основа сотрудничества — взаимоуважение, взаимообогащение и взаимодополнение участвующих сторон.
— Не забывайте, что взаимодействие семьи и детского сада невозможно без знания каждой стороной особенностей друг друга. — Педагоги - изучайте и пропагандируйте, а родители распространяйте положительный опыт кон-кретной семьи для использования его другими родителями.
И мы пришли с вами к тому, что действительно взаимодействие и сотрудничество по вопросам воспитания и развития детей – залог успеха работы семьей! Еще Н. К. Крупская подчёркивала, что "…В содружестве детского сада и семьи, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила".
"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".
Примерный кодекс общения:
«Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».
«Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Быть эмоционально уравновешенным при общении, подавать пример воспитанности и такта, стараться почувствовать состояние другого.
Давать возможность высказаться, не перебивая друг друга.
Увидеть в другом равного себе партнера – услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно
Четко и убедительно излагай свои мысли.
Управляй своим поведением - разумно и своевременно умей перестроить свои мысли с учетом ответной реакции
Будьте демократичны в общении: не приказывайте, а советуйте, не инструктируйте, а делитесь мнением.
Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален.