Эльвира Мешкова
Здоровье и безопасность дошкольника — социальный заказ общества, государства и семьи (1)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Требования нормативно-правовых документов к организации физического развития детей в дошкольных образовательных организациях
1.1. Требования к образовательному процессу в дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС дошкольного образования содержатся в Приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
п. 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Публикация «Здоровье и безопасность дошкольника — социальный заказ общества, государства и семьи (1)» размещена в разделах
Область «Физическое развитие» направлена на приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В процессе физического развития детей дошкольного возраста решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
1. Развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей; укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия людей.
2. Формирование жизненно важных двигательных умений, навыков (в том числе непосредственно прикладных и спортивных, специальных знаний, привитие организаторских способностей.
3. Воспитание моральных волевых и эстетических качеств личности, содействие развитию интеллекта.
Эти задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся: их возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и др.
Оздоровительные задачи. Главной задачей физического развития дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей.
Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата, способствовать развитию правильного соотношению частей тела (пропорции, регулированию роста и веса костей; развивать все группы мышц (мышцы туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, внутренних органов, в том числе сердце, кровеносных сосудов, особое внимание уделять слаборазвитым группам мышц-разгибателей; способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливаться внезапно изменившейся нагрузке; укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких, научить дышать через нос; способствовать правильному функционированию внутренних органов (пищеварения, выделения и д. р.); охранять кожу от повреждений и способствовать правильному развитию ее функции (терморегулирующих и защитных); способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств (зрение, слух и др.)
1.2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций содержатся в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. регистрационный № 28564, вступил в силу 30 июля 2013 г.). С изменениями и дополнениями от 4 апреля 2014 г., 20 июля 2015 г., 27 августа 2015 г.