Лариса Маслова
Речевое здоровье дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое здоровье – это сохранность всех компонентов речи (фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя) и дальнейшее развитие речевой функции, а так же ее полноценное использование для общения личности в социуме.
Причины речевых нарушений.
Педагогическая запущенность. Ребенку не уделяется достаточно внимания в силу занятости родителей, либо неопытности. Это неосложненный вариант задержки речевого развития.
Публикация «Речевое здоровье дошкольника» размещена в разделах
Токсикоз у мамы во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактор или групповой принадлежности. Преждевременные роды, «кесарево сечение» (не стоит считать его безвредным для ребенка, затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т. п.
Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера. Следствием ее является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.
ПЭП – перинатальная энцефалопатия. Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Диагноз не означает неполноценность ребенка и не должен сильно пугать родителей. Однако нельзя все оставлять как есть. Необходимо наблюдаться у врача-невропатолога и выполнять все рекомендации. Часто ПЭП, особенно недолеченный, становится причиной речевых нарушений.
Частые болезни, инфекции, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребенка до 2-3 лет.
Наследственность. Если кто-то в семье имеет дефекты речи.
Снижение слуха.
Врожденные или приобретенные травмы неба, губ («заячья губа», деформация зубов. Неправильный прикус – соски-пустышки часто формируют неправильный прикус.
Короткая подъязычная уздечка. Если уздечка укорчена, движения языка ограничены, звукопроизношение нарушается.
НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 6 ЛЕТ
Словарный запас
После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность надо использовать, организуя игры, читая книги, просматривая телепередачи. Существует большой разрыв в количестве слов у детей с разным речевым развитием : есть дети, обладающие богатейшим словарем, очень осведомленные в разных областях знаний, умеющие читать и развивающие свой словарь самостоятельно, и встречаются дети, чей словарь ограничен бытовой тематикой, т. е. очень беден. Проверить состояние словаря несложно.
К 6 годам дошкольник должен :
Владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые)
Не путать сходные предметы: кувшин-ковшик, миска-чашка, тарелка, кружка, стакан, фартук-сарафан.
Знать, из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье, ножки, подлокотники, выключатель, стрелки, корпус, кнопки, ремешок, кабина, кузов, руль, педали.
Владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал). Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют, как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут)
Подобрать антоним: высокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой, молодой - пожилой.
Правильно использовать предлоги времени и пространства: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после.
К 6 годам ребё нок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.
Грамматический строй, связная речь
К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок. Проверьте, умеет ли ребё нок образовать множественное число: стулья, окна, ведра, пни, дома. Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище. Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал. Умеет ли рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке. Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребё нку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.
Во всем мире сейчас наблюдается информационный бум. В каждом доме есть компьютер и всевозможные гаджеты. Как ни парадоксально, но из-за этого падает наш интеллектуальный уровень. У нас пропала необходимость разговаривать друг с другом, мы научились общаться посредством SMS, различных мессенджеров, электронной почты и т. д. Мы даже стали меньше разговаривать по телефону. Перестали поздравлять друг друга с днем рождения. Нас гораздо больше волнуют лайки в сети. Все это не может не отражаться на речевом развитии наших детей.
Представьте ситуацию, которая сегодня складывается в большинстве семей: мама постоянно сидит в телефоне, папа в компьютере, а ребенок непрерывно смотрит «Маша и медведь» на планшете. Знакомо, правда? И, к сожалению, для ребенка такая искаженная модель семьи становится нормой. Для него нормально, что дома никто ни с кем не разговаривает. Нормально, что все едят порознь. А раз нормально, значит, ребенок чувствует себя комфортно. Зачем разговаривать? С кем, если все молчат? Такие семьи можно назвать интерактивными.
Советы родителям
Что нужно, чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников : «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.