Евгения Агеева
Заучивание стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине» в старшей группе
Возраст: 5-6 лет
Образовательные области: Познавательно развитие, социально-коммуникативное развитие
Интеграция видов деятельности: Развитие речи
Тип НОД: Интегрированное
Вид НОД: Типовое
Форма НОД: Игровая
Формы организации: Групповая
Цель НОД: Создать условия для формирования у детей заучивание и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц
Программное содержание:
- Образовательные:
1. Совершенствовать речевое развитие
2. Расширять диалогическую форму речи
Публикация «Заучивание стихотворение Е, Благиной „Посидим в тишине“ в старшей группе» размещена в разделах
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
- Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление
2. Развивать связную речь у детей
-Воспитательные:
1. Сформировать коммуникативные навыки
Методы:
1. Раздаточный: Цветные карандаши, альбомный лист
2. Наглядный: Иллюстрации мам за работой разных художников
3. Словесный: Рассказ педагога, беседа
Планируемый результат: Дети умеют читать стихотворение с помощью мнемотаблиц
Подготовительная работа: Дети познакомятся с стихотворением «Посидим в тишине» Е. Благиной, а так же с иллюстрациями художников мам за работой
Оборудование:
- для воспитателя: Стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине»
- для воспитанников: Цветные карандаши, альбомный лист
Зрительный ряд – Иллюстрации мам за работой
Музыкальный ряд – Спокойная музыка
Литературный ряд – Сборник стихотворений Е. Благиной
Технологическая карта НОД
№ Этап занятия
Структурные компоненты деятельности Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Время
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент Воспитатель: -Ребята, отгадайте загадку:
Кто приходит к вам с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
-Мама 2 мин.
2. Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия Воспитатель: - Правильно, ребята, конечно, мама. Самое первое слово у ребёнка, это конечно "мама". Потому что, для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно трудятся. Несмотря на то, что мамы работают - кто в больнице, кто в аптеке, кто в школе, кто в библиотеке, кто в магазине. Они также справляются со множеством домашних дел. Мамы очень устают, и вы должны помогать им. Воспитатель: - А как вы дома помогаете мамам?
- Убираем за собой игрушки, поливаем цветы, ухаживаем за животными.
-Я помогаю маме пылесосить, протирать пыль.
- Я мою посуду, потом протираю её.
- Я помогаю маме нести домой покупки.
2 мин
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации,
актуализация знаний,
или начало выполнения действий по задачам НОД Воспитатель: - Молодцы, ребята. Старайтесь не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Я предлагаю вам послушать стихотворение.
Выразительно читаю стихотворение.
Стихотворение Е Благининой " Посидим в тишине"
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось стихотворение? Воспитатель: - Как оно называется?
-Да
-«Посидим в тишине» 2 Мин
4. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий Воспитатель: - О ком стихотворение?
Воспитатель: -Почему девочка сидела в тишине и не играла?
Воспитатель: - Правильно, дети, молодцы.
Задаю вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения- в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем при ответе применять авторские слова.
Воспитатель: -Почему мама спит? Воспитатель: - Кто крадётся по маминой подушке? Воспитатель: - Что сказала девочка лучу? Воспитатель: - Куда метнулся луч? Далее задаю вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.
Воспитатель: - Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой?
Воспитатель: - Как вы понимаете: луч метнулся по стене?
Далее обговариваются средства выразительности.
Воспитатель: -Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит? Воспитатель: - Каким голосом девочка говорит лучу: " Я тоже двигаться хочу!"
Воспитатель: - Каким голосом надо читать: "- Ничего, шепнул он будто, - Посидим и в тишине. " Упражняю детей в выразительном исполнении строк.
Воспитатель: - Арина (Даниил, Богдан) попробуй прочитать слова из текста "Мама спит, она устала.», надо прочитать так, чтобы мы поняли, что шуметь нельзя, она хочет отдохнуть. (Дети читают).
Воспитатель: - А чтобы нам было легко запомнить стихотворения, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации (мнемотаблицы). (Делю стихотворение на 6 блоков, к каждому блоку иллюстрацию). Читаю повторно стихотворение с установкой на запоминание и показом иллюстрации к каждому блоку.
Воспитатель: - Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить. Я буду читать вам стихотворения, показывая к каждому куплету соответствующую иллюстрацию. Тем самым она вам поможет быстро запомнить стихотворение.
Читаю стихотворение, показываю к каждому куплету соответствующую иллюстрацию.
Воспитатель: - У нас скоро Мамин праздник и вы сможете прочитать наизусть стихотворение своим мамам, я думаю они очень обрадуются.
Вызываю детей прочесть стихотворения с использованием мнемотаблиц
(3-5 детей).
Воспитатель: - Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.
Предлагаю детям отдохнуть и провести
физкультминутку "Дружно маме помогаем" :
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
-О маме
Потому что мама устала и девочка хотела, чтобы мама отдохнула.
- Она устала.
- Луч крадётся золотой.
- Я тоже двигаться хочу!
- Луч метнулся по стене.
- Солнечный луч ползёт по маминой подушке
- Солнечный луч пополз по стене.
- Тихим сочувствующим голосом.
- С упрёком, что луч не понимает ничего.
- Тихим голосом, чтобы никого не разбудить.
2 Мин
5. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) Воспитатель: - Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения?
Воспитатель: - А какая она? Воспитатель: -Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме. Ведь очень часто вы не думайте, что ваши мамы могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения «Посидим в тишине», должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они хотят отдохнуть после тяжёлого рабочего дня. А когда они отдохнут, будут играть вместе с вами в игры.
-Да
- Она добрая и хорошая, она заботится о своей маме, и не может её огорчать. 15 мин
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний. Воспитатель: - Ребята, вы все очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. Сегодня вы запомнили стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине» и сможете рассказать своим любимым мамочкам.
Предлагаю детям нарисовать портрет мамы.
Ответы детей 1 мин