Санавбар Довидова
Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.
Программное содержание:
• Учить последовательно запоминать песенку;
• Развивать слуховое восприятие, внимание, память, речевую активность, знакомя с новыми словами (плетень, изба, репа);
• Укреплять здоровье детей;
• Воспитывать доброжелательное отношение, желание сделать приятное близким, интерес к художественной литературе, устному народному творчеству.
Публикация «Заучивание русской народной песенки „Тень-тень-потетень“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Методические приемы: упражнение на концентрацию внимания, пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», чтение стихотворений, игровая ситуация «сундучок», физминутка «По дорожке», первичное знакомство с произведением, хоровые и индивидуальные повторы, инсценировка песенки, русская народная плясовая «Как по горкам по полям».
Материал и оборудование: сундук, игрушки, наголовник для кота, для бабушки, скатерть, кастрюля, репка, тарелочки, половник, магнитофон, диск с записью плясовой.
Предварительная работа: накануне выяснить, какие стихотворения помнят дети. Напомнить им стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки» : «Мишка», «Мячик», «Лошадка», русские народные песенки «Пошел котик на Торжок.», «Огуречик, огуречик.» и «Пальчик мальчик.»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия:
1. Обращаю внимание детей на гостей (здороваемся с гостями, привлекаю внимание к себе.
- Давайте, мы с вами поиграем. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».
2. - Ребята, вчера вечером у нас в группе появился сундучок. Давайте посмотрим, что в ней. Открываю сундучок и достаю разноцветный мяч.
«Ой, ребята, посмотрите какой разноцветный, веселый мяч. Предлагаю вспомнить стихотворения о мяче (А. Барто «Наша Таня громко плачет»). Один из детей читает стихотворение. Воспитатель достает из сундучка еще несколько игрушек (Мишка, лошадка). Дети читают стихи про эти игрушки («Лошадка», «Мишка»).
Последним из посылки достается платок. Сообщаю детям, что платок - волшебный и с его помощью они отправятся в сказочное путешествие. (Дети берутся за края платка и идут за мной).
Мы платочек все берем
И за мною все идем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Как приятно нам шагать.
По дорожке шли-шли
К стульчикам своим пришли.
Дети подходят к стульям. Рядом стоит стол, накрытый скатертью. На столе стоит кастрюля и тарелочки. Предлагаю сесть на стулья. Обращаю внимание на осанку. Говорю, что - Дети мы, оказались в русской избе. А в русской избе хозяйка, когда готовила обед, всегда напевала песенки. И я вам сейчас прочитаю русскую народную песенку.
Тень-тень-потетень,
В огороде-то плетень.
В избе печка топится,
Бабушка торопится:
Она репу печет,
По тарелочкам кладет.
Кот к тарелке — скок!
Себе нос обжег.
- Понравилась ли вам песенка?
- Ребята, а вы знаете, что такое плетень? (плетеный из прутьев забор)
- А, что такое изба? (дом в деревне или в селе.)
Воспитатель еще раз читает песенку.
«Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень?» — спрашиваю, предлагая ребятам повторить эти строки с утвердительной интонацией (хоровой и 3—4 индивидуальных ответа).
«В избе печка топится? Бабушка торопится?» — интересуюсь.
Затем читаю первые шесть строчек и поясняю: «Если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет», значит, кто-то вот-вот придет обедать. Но первым прибежал. (кот).
Кот к тарелке — скок!
Себе нос обжег.
Дети по очереди повторяют эти строки. (4-5 детей)
Читаю песенку полностью. Затем приглашаю к себе Дашу, предложив ей выбрать сверстника на роль кота.
Первые две строчки произносят все дети, далее текст читает вызванный ребенок, показывая, как он раскладывает репу по тарелочкам (воображаемая ситуация). Другой ребенок, изображающий кота, прыгает к тарелке, трет обожженный нос и мяукает (обиженно или с негодованием).
Потом дети меняются ролями.
Если позволит время, можно еще раз разыграть сценку с участием других детей.
3. Итог: обращаю внимание детей, с какими новыми словами вы познакомились (изба, плетень, репа.)
4. После инсценировки предлагаю детям повторить русскую народную песенку. После прочтения песенки включается задорная плясовая, дети танцуют («Как по горкам по горам»).