Наталья Басина
Защита опыта «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 Условия возникновения и становления опыта
Слайд № 1 (представление темы опыта)
Одним из важных приобретений у ребенка старшего дошкольного возраста является овладение знаний в сфере финансовой грамотности. Но есть мнение многих людей, что финансовая грамотность актуальна исключительно для тех, кто профессионально занимается бюджетными вопросами или работает на финансовых рынках. Но сегодня финансовая грамотность — такой же важный навык, как умение считать, читать или пользоваться компьютером.
Публикация «Защита опыта „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессе купли - продажи, овладевая финансово-экономическими знаниями на житейском уровне. Обучая детей финансовой грамотности можно помочь им понять связь между работой, заработком, затратами и сбережениями, они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.
Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
В связи с этим, тема моего опыта – «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
1.2 Актуальность темы
Слайд № 2 (актуальность темы, фото воспитанников)
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две
стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Слайд 3 (идеи и факторы)
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий повышения эффективности процессов финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы, они представлены на экране.
1.4 Новизна опыта
Слайд 4 (фото воспитанников)
Новизна опыта заключается в том, что финансовая грамотность расширяет не только экономический кругозор дошкольника, но и дает представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Длительность работы над опытом
Слайд 5 (этапы работы)
Представленный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с дошкольниками с сентября 2019 года по май 2022 года. Длительность работы над опытом составляет 3 года.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на 3 этапа, представлены на слайде.
1.6. Теоретическая база опыта
Слайд 6 (А. С. Макаренко)
Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не
обсуждал проблему денег, как А. С. Макаренко (на слайде)
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание ребё нка: бережливости, трудолюбия, расчётливости, инициативности, организованности, практичности, самостоятельности, деловитости, любознательности, что поможет уже с детства формировать у детей представления о вещах, как о результате труда людей, о личностных качествах труженика, способность к накоплению практического финансового опыта и применению экономической информации во взрослой жизни.
Слайд 7 (цель и задачи)
Решая эту проблему, я поставила перед собою цель (на экране) :
Следуя цели я поставила перед собой задачи (на экране) :
Слайд 8 (методы и гипотиза)
Предмет исследования являлись методы и технологии обучения финансовой грамотности дошкольников (на экране) :
Гипотеза (на экране) :
Аналитическая часть
Слайд 9 (Принципы)
Работу по формированию финансовой грамотности дошкольников я строила на основе принципов, они представлены на экране:
Учитывая данные принципы важно приучать детей, осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции.
Финансовая грамотность включает следующие образовательные области:
Слайд 10 (5 областей, фото воспитанников)
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развития
В процессе интеграции всех образовательных областей использую дидактические формы, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника.
Использую интеграцию в качестве приоритетного средства организации образовательной деятельности, объединяющие образовательные области, разные виды деятельности, приемы, методы в единую систему. При этом основной формой становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная).
Раздел II. Технология описания опыта
Слайд 11 (фото группа, дети)
Создание условий для реализации развития финансовой грамотности у детей предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, мною в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, спортивный уголок, музыкальный, детского творчества, дидактических игр, театр, уголок ПДД и др.
Работу по формированию финансовой грамотности начала с разработки перспективного план работы с детьми.
В соответствии с перспективным планом были проведены мероприятия с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Организация учебно - воспитательного процесса основана на использовании модульной системы по ознакомлению детей с финансовой грамотностью.
Модуль «Потребности»
Модуль «Обмен и деньги»
Модуль «Производитель и реклама»
Модуль «Экономика должна быть экономной»
Слайд 12 (модуль потребности)
В ходе данного модуля «Потребности» дети расширили представления о множестве потребностей жизненно важных для людей. Дети познакомились с экономическими понятиями: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.
Слайд 13 (модуль обмен и деньги)
В группе был создан «Финансовый» уголок, атрибуты для игр в уголке (кошельки, сумки, бумажные деньги и монеты, пластиковые карты) подбор художественной литературы по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество, через них дети получают информацию о финансовых терминах : деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.
В игровой деятельности я подводила детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнавали при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки».
Играя в настольно-печатные игры, лото «Что продается в магазине?», «Семейный бюджет», «Хочу, надо», «Деньги разных стран», «Где хранятся деньги», «Копилочка», «Круги Лулия» по финансовой грамотности и многие другие позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Решая проблемные ситуации, «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», разгадывая экономические кроссворды и др.
Слайд 14 (модуль производитель и реклама)
В этом модуле я познакомила детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими, различными способами их применения, о взаимосвязях людей разных профессий, о способах удовлетворения их потребностей.
Ознакомление с разными профессиями происходило через дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, отгадывание загадок и сюжетно – ролевых игр.
Дети знакомились с рекламой, профессией людей, работающей в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемные ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера.
С детьми был проведен проект «Юные финансисты» и НОД «Знакомство с финансами». В ходе проведенных мероприятий дети усвоили, что нужно уважать труд, соизмерять свои потребности и возможности.
Слайд 15 (модуль экономика должна быть экономной)
В рамках этого модуля подводила детей к пониманию ограниченности ресурсов. В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря.
Провели акцию «Поможем птицам зимой». В целях экономии родители совместно с детьми изготовили кормушки из бросового материала, своими руками не затратив ни каких средств.
Работа с родителями
Слайд 16 (фото мероприятие с родителями)
Работа по финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности с родителями по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
- информирование и консультирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
- участие родителей в работе финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (мастер - классы, праздники, конкурсы, родительские собрания);
- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Раздел III. Результат опыта
Слайд 17 (результат опыта)
Результатом моей целенаправленной работы по данной теме стало повышение уровня знаний финансовой грамотности у старших дошкольников.
Прослеживается положительная динамика уровня развития финансовой грамотности.
У большинства детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по - новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.
Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.
Вывод
Слайд 18 (заключительный)
В связи с этим я могу утверждать, что проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.
Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу.