Корчака Анна
Запуск речи у детей с аутизмом. Консультация для родителей
▼ Скачать
Главная проблема у детей с аутизмом - это отсутствие речи, многих родителей волнует, можно ли запустить речь ребенку с РАС.
1. Никакого давления на ребенка. Вам предстоит в игровой форме постоянно пробовать и подключаться к игре ребенка. Не ждите, что он сам по просьбе к вам придет, причем с первого же раза. Такого не будет. В данный момент- вы главный, вы инициатор игр, общения, поэтому только вы должны будете искать те самые заветные минутки и секунды, когда ребенок готов принять вас и обратить свое внимание на нового игрока.
Публикация «Запуск речи у детей с аутизмом, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
2. Ловим контакт. Ребенок с аутизмом имеет важную особенность, его зрение всегда направлено на окружающие предметы, он замечает общую картинку, но вот сосредоточить свой взгляд на чем-то конкретном, особенно это касается другого человека, вот здесь большая трудность. Вам кажется, что он смотрит на вас, но на самом деле он отвлечен на иной объект. Чтобы поймать его зрительный контакт, наладить связь, стоит предварительно проводить больше времени с ребенком. Просто быть рядом и периодически напоминать ему о своем присутствии, в моменты его игры комментировать происходящее. Хвалить, хлопать в ладоши. Как можно быстро привлечь внимание малыша:
- звуковой сигнал "удивление", "страх". Например, "оооой, смотри. баххх башня упала". Эти слова можно применить, когда ребенок занимается игрой в кубики или заранее вам подготовить кубики, конструктор и предварительно построив башню, сломать ее. Второй момент- "О, смотрииии какой большой миша". Хватаем большую игрушку и тут же пытаемся удивить ребенка, придумывая песенку, потешку или сюжетную игру.
- Жесты. Хлопки в ладоши, щелчки пальцами, топание ногами и стучание по столу, все это применимо для того, чтобы обратить внимание ребенка.
- Стимульные материалы: книжка музыкальная или пазлы со звуками, мыльные пузыри, липучки, инерционные машинки, игрушки с заводным механизмом.
Приведу пример, вы хотите научить ребенка с аутизмом произносить звукоподражание "би би" - машина. Если он равнодушен к обычной машине, предложите игрушку, где открываются двери, где есть включающиеся фары или же сделайте так: если ребенок отошел от вас, то возьмите инерционную машинку и сказав громко "би би" отпустите ее по направлению к малышу. Когда она доедет до ребенка и он заметит ее, произнесите вновь "би би". Повторите несколько раз.
3. Общение на уровне ребенка. Никогда не пытайтесь общаться со спиной малыша или сбоку от него. Если вы пытаетесь донести важную мысль, подойдите и опуститесь на уровень ребенка. Если малыш позволяет, то возьмите его за руки, если же ребенок против тактильных элементов со стороны взрослого, то сядьте напротив малыша и наклонитесь, стараясь заглянуть ему в глаза. Как только поймаете взгляд, скажите нечто эмоциональное или покажите ребенку любопытную вещь.
4. Короткие и четкие слова, фразы. Если у ребенка уже есть зачатки речи и присутствует понимание обращенной речи, то обязательно это поддерживаем. Например, ребенок реагирует на фразу "пойдем кушать", значит можно предложить ребенку покормить животных, игрушечные фигурки со словами "ам ам", "мммм вкусно", "дай ам ам ам", "на, ам ам". При этом, когда ребенок справляется, говорим "спасибо, молодец". Если ребенок любит строить башни, то предлагаем взять с ваших рук строительные детали со словами "На", "На". Каждый раз, когда ребенок будет брать очередной блок, вы произносите "На". Затем попробуйте строить свою башню или домик, при этом попросите у ребенка деталь "Дай". Со временем он начнет отзываться и передавать вам лично в руки нужные детали, говоря "На".
Для общения с ребенком дома и для запуска речи используйте многократное повторение одних и тех же слов, фраз. Например, когде что-то хотите взять, попросите одним словом "Дай", спустившись на уровень ребенка. Если зовете кушать, то используйте одну и ту же фразу "Пойдем кушать. Ам ам ам". Пойдем купаться? Буль буль. Пойдем кататься? Би би. Пойдем строить? Бум бум. И так далее.
Ребенок чувствует себя спокойнее и увереннее, если слышит знакомые и понятные ему слова. Вскоре он начинает давать обратный отклик, отвечая на вопросы и повторяя за взрослым.
5. Подключаем жесты. Помогайте ребенку понимать вас и ваши намерения. Дети с аутизмом имеют не только проблемы с самим произношением слов, но и с пониманием обращенной речи, а также мимики собеседника. Одним словом, когда вы улыбаетесь, ребенок не знает, это хорошо или плохо, когда вы показываете, что ударились и аам больно, ребенок с аутизмом не знает, как реагировать на такую ситуацию. По этой причине вам необходимо подключать к словам и жесты. Если вы хотите получить ответ "Да/нет", то спрашивая ребенка, опускаемся на его уровень, задаем вопрос, смотря на него и показываем, что если он хочет это, то нужно кивнуть головой и сказать "Да". Если не желает, то нужно ответить "Нет" и покачать головой. Или же, второй пример, спрашивая ребенка "Ты хочешь кушать?", дополнительно покажите жест, как будто кушаете ложкой, или можете подойти к ребенку, взяв с собой настоящую ложку. Тем самым, это станет дополнительным источником информации для малыша, о чем мама хочет ему сообщить.
6. Движемся всегда за ребенком. Дети аутисты часто быстро переключаются с одной деятельности на другую, теряют интерес к выполняемому заданию, поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется постоянно следовать за ребенком. Ползти, залезать на разные возвышенности (диван, кресло, даже общаться из-под кровати. Если ребенок отказался играть в одну игру, важно иметь множество альтернатив, уметь терпеливо подходить к занятию, спокойно реагировать на отказ и капризы ребенка.