Алхасова Мадина
Занятие «Знакомство детей с республикой Дагестан» в средней группе
Занятия : «Знакомство детей с республикой Дагестан»
Цель: дать понятие о том, что человек – это главное богатство нашей страны.
Задачи:
- воспитание чувства патриотизма.
- познакомить с символикой Республики Дагестан.
Материал к занятию :
Публикация «Занятие „Знакомство детей с республикой Дагестан“ в средней группе» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Фотографии с изображением животного, растительного мира, символикой Республики.
Занятие :
1. Приветствие в кругу.
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Игра с мячом.
Ребята, а давайте с вами поиграем. Я буду бросать вам мяч, а вы должны ответить на вопрос: «Где мы живем?».
Ответы детей : в городе, в Буйнакске, в квартире, в доме, на земле, на улице, в России.
Воспитатель: Вы все абсолютно правы. Все это наша Родина. Россия очень большая страна, но понятие Родина всегда закладывается с малой родины- с того места, где мы живём, где ты родился и вырос. У каждого человека есть Родина-место, где он родился. Мы с вами Россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, и т. д. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы, танцы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Если ты родился и живешь в Дагестане-значит это и есть твоя малая родина. Малая родина-милая родина. Наша малая родина это Дагестан где мы с вами живем. (показ картинки).
Дагестан означает «страна гор» (тюркское «даг-гора», персидское «стан» - страна, земля).
Этот таинственный край издревле славится своим гостеприимством, богатством обычаев, красотой горных пейзажей.
Вот как о нё м писали поэты: (дети читают стихи про «Дагестан»)
На моей земле, где цветут цветы,
Где поля колосятся под шум ветров,
Где поклон и почёт старикам, как святым
Преподносят им внуки во веки веков.
На моей земле, где журчат родники,
И поют звонко-звонко кумуз и зурна
Всё по-прежнему вместе сидят кунаки,
И всё так же прекрасна небес синева.
А с рассветом поля озаряют лучи
Словно белые ленты вплетают косу.
И стрекочут цикады в безлунной ночи,
В сотый раз нарушая её тишину.
Вот как гордый орёл над вершиной паря,
В танце огненном статно взмывает джигит.
Взгляд смущенный и робкий джигиту даря,
Словно белая лебедь горянка летит.
И забыть не могу чистый воздух в горах,
И прибой, что приносит волну за волной,
И так часто я вижу дом отчий во снах,
И мой город, забытый, но всё же родной…
---
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склоняясь надо мною, спросил Дагестан :
"Не край ли далекий тебе полюбился?"
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил :
"Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
---
Мой Дагестан неописуем.
Как ты прекрасен, словно рай!
О, Дагестан, ты словно сказка,
Чудесный, горный, милый край!
Ребята, а какого цвета наш российский флаг и что обозначают эти цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята.
Синяя полоса – это синева неба, рек, морей, озёр (небо и верность).
Красная полоса – это цвет огня, солнца, тепла, радости (огонь и отвага).
Белая полоса – обозначает мир и чистоту.
Воспитатель: Как у всех республик, у Дагестана есть свой флаг (он 3-х цветный) (показ флага).
Зелёный – обозначает жизнь, изобилие Дагестанской земли.
Голубой – цвет моря. Он символизирует красоту и величие Дагестанского народа.
Красный – это мужество и храбрость населения страны гор.
А так же у Дагестана есть свой герб.
Воспитатель: Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях (показ картинки герба Дагестана).
На территории Дагестана проживает много разных народностей – аварцы, русские, азербайджанцы, чеченцы, кумыки, лакцы, табасаранцы и др. У каждого народа есть свой язык на котором они разговаривают, своя национальная одежда в котором они ходят.
Воспитатель: А на каком языке мы с вами разговариваем?
Ответы детей. На русском языке.
Воспитатель: Значит мы с вами кто?
Ответы детей. Россияне.
Воспитатель: Правильно – Россияне. А вот людей живущих в Дагестане называют – дагестанецы. (показ по карте)
Дагестан расположен на западном берегу Каспийского моря. В республике много гор Кавказа. В Дагестане очень много рек. Самые крупные – это Терек, Сулак, Самур. д Северный Кавказ – самая южная часть России
Можно сказать - это один бесконечный лабиринт горных цепей, пиков, скал и ущелий. Дагестан – самая южная часть России. Можно сказать - это один бесконечный лабиринт горных цепей, пиков, скал и ущелий. В Дагестане устойчиво сохраняются древние традиции: прочность, крепость семьи, уважение к старшим, родственные связи. Обязательны соседская взаимопомощь и гостеприимство.
Когда приходит гость в России гостей встречают хлебом и солью, а вот традиционная в Дагестане – проста : хлебная лепешка, брынза (это такой белый сыр). А еще в Дагестане любят очень хинкал, курзе,долма и т. д. (Показ картинки).
Дагестан называют заповедником народных промыслов, краем замечательных мастеров.
Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел: художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроткачество, узорное вязание и золотошвейное дело (показ картинки). В Дагестане очень много районов и сел.
Одним из наиболее живописных мест Дагестана является Гуниб - бывшая крепость Шамиля.
Селение Унцукуль известно как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла.
Табасаранский район располагает большим потенциалом развития в ковровом производстве, в производстве строительных материалов. В Дагестане очень много сел и районов со своими достопримечательностями о них говорить и говорить. Об этих селах городах мы с вами будем говорить, но только не сегодня. Сегодня мы с вами поговорим о Ауле Кубачи.
Аул Кубачи знаменит своими мастерами. Веками здесь вырабатывалась своя техника насечки и чеканки по драгоценным металлам. Изделия кубачинцев – оружие, медная утварь (посуда, сосуды для воды, конская сбруя. Разнообразные женские украшения были оформлены гравировкой, серебряной или медной проволокой, рисунком. Кубачинские изделия славятся строгостью оформления, изяществом и художественным вкусом.
Слава о творениях кубачинских мастеров гремела во всем мире. Местная легенда гласит, что как-то персидские оружейники решили уязвить кубачинцев и прислали им тонкую, как волосок, стальную проволоку. К ней прилагалось письмо: „если вы настоящие мастера, то вытяните такую же проволоку и пришлите нам". Кубачинцы просверлили насквозь персидскую проволоку и послали ответную посылку со словами „мы из такой проволоки трубы делаем"…Уверяют, что двурогий шлем Александра Македонского был сделан именно кубачинцами. Так же, как и щит Александра Невского. И уж совершенно точно известно, что Александр III заказал кубачинцам набор холодного оружия, который подарил английской королеве Виктории. Этот дар хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне… В начале 20-го века снаряжать кубачинским вооружением стали драгунские полки. Для офицеров делали вооружение подороже - шашки, сплошь покрытые серебром с чеканкой и глубокой гравировкой. Солдатам полагались ножны попроще – из штампованной овечьей кожи с серебряныи вставками.
Хоть и называли себя сами жители селения «угбуган», что значит —«губители людей», но были не воинственны. Их оружием воевали другие, А кубачинцы от врагов предпочитали избавляться хитростью. Всемогущего иранского Надир-шаха, который в ХVIII веке пошел войной на Кавказ, жители селения напугали своими…кувшинами для воды (мульчанами). Когда войска Надир-шаха обложили аул и приготовились к бою, собрались на совет старейшины Кубачей, чтобы решить, как врагу противостоять. И тогда сказал один аксакал: «Силой мы шаха побороть не сможем. Его надо хитростью взять». На каждую крышу дома в Кубачах вытащили по два мульчана. Один поставили стоймя, другой положили. И засыпали в них известь. Разведчики Надир-шаха, приблизившись к селению, увидели, что на крыше каждого кубачинского дома стоят «пушки», над которыми вьется дымок (это известь при гашении давала испарения). Вернувшись в лагерь, сообщили они шаху, что пушек в Кубачах видимо-невидимо, и село к отпору готово. Полковлдец решил не терять силы возле небольшого горного аула и обошел Кубачи стороной…
Исследователи и ученые, которые в прошлом веке в огромном количестве посещали селение, изучая его «феноменальность» (ведь здесь испокон веков работает по серебру и золоту почти все село, а не просто отдельные мастера) говорили : «орнамент у кубачинцев в крови». У каждой семьи свой отличный от других рисунок и способ росписи. Да вот в последнее время что-то забывать стали про златокузнецов.
Мы с вами не дадим забываться этому ремеслу, сегодня откроем свою мастерскую представим что мы с вами мастера кубачинцы. Мы с вами сегодня на занятии будем чеканить для мам на предстоящий праздник «День матери» золотые сердечки.
Дагестанская игра : «Есть в ауле детский сад»
(Дети идут по кругу, а ведущий ребенок внутри круга идет в противоположную сторону под слова, которые дети произносят хором.)
Есть в ауле детский сад
В этот сад ходил Мурад
Был он ниже всех ребят- (ведущий и все дети приседают)
Так в ауле говорят (дети встают)
Рос по горке виноград
Рос чеснок и рос Мурад- ой, ой
Стал он выше всех ребят
И теперь ему мала
Говорят Махачкала.
Рефлексия: (итог занятия)
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с Дагестаном.
-Что вы узнали нового?
-Что вам больше всего понравилось?
-Вы хотели бы побывать в Кубачи?
На этом наше занятие окончено.
На следующих занятиях мы познакомимся с дагестанскими другими аулами и их ремеслами.