Светлана Стрельникова
Конспект занятия-экскурсии «Дивные краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Дивные краски осени
Цель: Формирование у детей эмоционального осознанного отношения к художественному образу осени, воплощенному на полотнах великих художников.
Задачи:
Развивающая задача: Развитие положительного эмоционально-осознанного отношения к окружающей нас природе, воплощенной на полотнах великих живописцев.
Обучающая задача: Закреплять знания о художественных жанрах (пейзаж, натюрморт и др.)
Воспитательная задача: воспитывать интерес к искусству.
Публикация «Конспект занятия-экскурсии „Дивные краски осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Репродукции картин: В. Д. Паленов»Золотая осень», И. С. Остроухов «Золотая осень», А. Г. Горавский «Грибы»,Н. Н. Дубовской «На огороде», Е. Т. Иванов «Натюрморт с овощами (Огородные овощи)», К. Я. Крыжицкий «Ранний снег».
Словарь. Репродукция картины, багет, пейзаж, этюд, передний, задний план картины, красота осенней природы.
Оборудование и материал. Картины, драпировки, отрез ткани синего цвета, разноцветные листья деревьев, нити бичёвки, связанные у основания между собой, имитирующие ствол дерева, мультимедия, презентация картин, музыка П. И. Чайковского альбом «Времена года» Осень.
Ход занятия –экскурсии.
1. Организационный момент.
Дети под музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года» Осень заходят в зал, встают полукругом. Ребята, что вы видите? (отв. Детей)
Как вы думаете что это? Как художники используют ткань? (отв. Детей) Каким цветом ткань? (отв. Детей) Что можно рисовать синей краской? (отв. Детей)Сегодня мы рассмотрим картины, на которых художники запечатлели осенние пейзажи. Выставка называется «Дивные краски осени» и экскурсовод Светлана Владимировна.
2. Картины хранятся в разных музеях мира, и чтобы их увидеть, необходимо поехать в другой город и посетить музей или галерею. Благодаря репродукционному изданию, можно рассматривать произведения, не выезжая из детского сада. Репродукция шедевра – это вид фотографии, главная цель которой - сохранить и максимально точно передать то, что изображено на оригинале. Фотоснимок распечатывается с помощью специального оборудования на бумаге, имитирующей холст, затем оформляется в багет (картинная рама)
На картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» изображено самое живописное время года. Спокойно несет свои прозрачные голубые воды река Ока, отражая,как в зеркале, берега и небо с парящими облаками. Неспешно плывет небольшой корабль. На заднем плане река превращается в маленькую тоненькую ниточку и уходит далеко за горизонт. Высокий берег переходит в холмистую равнину, на которой пестрой стеной стоит лес в осеннем убранстве. Позади украшенных золотом осени берез, красуясь темно-зеленой листвой, величаво стоит дуб. Не тронутый осеннем временем. Созвучные с дубом по цветовому оттенку, виднеются небольшие елочки, говорящие о начале новой жизни. Ребята, опишите свои чувства и настроение, которое вызывает картина.
Закройте глаза и мысленно переступите раму картины,и вы оказались на тропинке. –Куда вас может привести эта тропинка? (отв. Детей) Воспитатель снимает ткань с картины, и ребята оказываются в глубине леса. Эта картина называется «Золотая осень и написал эту картину Илья Семёнович Остроухов. Эти оба полотна относятся к одному жанру живописи. Как вы думаете к какому жанру? (Отв. Детей)
На тропинке нас встречают птицы. Сколько птиц изобразил художник? Как называются птицы? (сороки) На тропинке нас встречают две сороки, покачивая хвостами, заинтересованно что-то высматривают, и ещё одна птица расположилась на дереве, будто наблюдает за ними. А если вы внимательно посмотрите, то можно увидеть еще одного лесного жителя-паучка; он сплел паутину, которая, поблескивая, переливается на солнышке. Примета гласит: «Паутина на деревьях – к осеннему теплу».
На переднем плане картины стоят два дерева; их кроны уже не такие роскошные, как летом. Часть листьев опала и покрыла землю великолепным золотым ковром. Золотой наряд оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их яркого наряда. Небо лишь кое- где просвечивается сквозь золотую листву. Куприна Кира прочитает стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»
В левой части полотна видны причудливые формы деревьев. Их стволы напоминают трех богатырей, стоящих на дозоре. Они будто провожают гостей леса взглядом, разрешая продолжить прогулку.
Ребята давайте перейдем к следующему этюду. Что вы видите на этюде (отв. Детей) Почему художник написал грибы рядом друг с другом (отв. Детей) –Как бы вы назвали этот этюд? (отв. Детей)
Полотно называется «Грибы». Это этюд художника Аполлинария Горавский. Этюды служат подготовительным материалом при работе над картиной. Художник, отправляясь на природу, берет с собой этюдник и пишет небольшие произведения, эти этюды могут быть частью картины.
Внимательно рассмотрев этюд «Грибы», можно заметить, верхний правый край произведения не дописан, но это не мешает восприятию художественного замысла, главное – грибы и именно их Горавский тщательно прописал. Грибы размещены на переднем плане, привлекает внимание зрителя, позволяя рассмотреть каждый гриб.
-сколько грибов изображено на картине? Сколько грибов спряталось? Ни у кого не вызывает сомнения, что это семья: папа- заботливо прикрывший свое семейство, мама- внимательно осматривает полянку и дети –весело играют в прятки. –Какое настроение у вас вызывает произведение? (отв. Детей)
Динамическая пауза
А теперь подойдем к синей ткани, встанем в круг и немного отдохнём.
Вот помощники мои - листики осенние.
Дунул ветер – полетели (3раза)
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И деревья закачал.
Листья поднял. Полетели
И опять на землю сели.
Протягиваю каждому ребенку связанные между собой нити бечёвки, удерживая основание. Ребята опустите одновременно нити на ткань.
Посмотрите, что у нас получилось? (отв. Детей) Дети поднимают листья с ковра. Под чтение стихотворения Евгении Федоровны Трутневой «Улетает лето» дети подбрасывают листья над деревом.
Подходим к картине Николая Никаноровича Дубовского «На огороде». На переднем плане художник изобразил деревенских жителей, собирающих урожай. Начиная с весны люди трудятся на огородах: вскапывают землю, сажают семена и рассаду, поливают и рыхлят грядки - и все это для того чтобы созревшие овощи, фрукты и ягоды заготовить на зиму. Каким будет урожай, зависит не только от работников, но и от природы: не будет ли заморозков, засухи или сильных дождей.
На картине, видно что урожай выдался богатым. Часть грядок опустела, овощи уложены в большие корзины. Люди торопятся закончить сбор урожая до начала дождя. Сильный ветер гонит тучи на деревню. Видно, клонятся деревья, раскачивается на веревке белье, а солнце прячется за облаками. Успеют ли люди убрать урожай? (отв. Детей) Конечно, успеют, ведь помогают все, даже дети. Мальчишки и девчонки ловко выдергивают овощи с грядок и складывают в корзины, а взрослые относят в дом. На заднем плане картины изображена деревня. Рассмотрите деревенские дома, и скажите в какой дом люди отнесут урожай? (отв. Детей) Ребята давайте мысленно зайдем в дом, опишите обстановку дома? (стол на котором стоят корзины, лавки)
Эта картина называется «Натюрморт с овощами» написал это полотно Ефим Тимофеевич Иванов. Картина относится к жанру натюрморт, её писали с натуры. Рассматривая натюрморт, возникает ощущение, что все овощи только собрали с огородных грядок. Художник заметил, как невероятно красиво сочетаются между собой все овощи. Зелень словно фон: от светлого до тёмного оттенков заполнила всю картину, а помидоры, морковь и редис- яркие цветовые акценты, придающие сюжету определенный ритм.
Ребята, что может быть на этой картине?
Сегодня мы рассмотрели пять произведений, посвящённых осеннему времени года, полюбовались изменениями в природе, узнали о важном этапе осени –сборе урожая. Каждая увиденная картина вызвала у нас разные чувства: удивление, восхищение, радость, грусть, сочувствие. Открываю картину «Ранний снег» она принадлежит кисти Константина Яковлевича Крыжицкого. На ней художник передал восторг от увиденного явления природы -раннего снега, печаль от прощания с уходящей осенью и изумление от того, как не обычно в природе встречаются два времени года: осень и зима. Ни кто не знает, когда это произойдет, бывает, просыпаются люди утром, подходят к окну и с радостным криком: «Смотрите, ранний снег!»- зовут всех посмотреть на это удивительное явление. Главный герой полотна – снег. Он, как волшебник, за ночь превратил осенний парк в зимний, но это ненадолго, всего на один день. Он растает к вечеру, предупреждая о том, что зима не за горами! Полдень, городской парк погрузился в объятия зимы, тем самым стал еще живописней. Благодаря белому снегу опавшие листья стали заметнее, оранжевая и желтая крона деревьев на фоне серо-синих снеговых туч заиграла ярче. В центре виднеется небольшое кирпичное сооружение округлой формы с конусной крыше и аркой. Оно как маленькая сказочная башенка - так и кажется, что из неё сейчас выйдут семь гномов и будут играть в снежки. К утру снег исчезнет, но на картине Крыжицкого он останется навсегда и будет радовать и восхищать взгляд каждого зрителя.
3. Рефлексия. Какое произведение понравилось больше, чем другие?
Почему? (отв. Детей)