Татьяна Подгайная
Занятия в родительской школе для родителей детей с РАС в форме тренинга «Наследие моего детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оживить детские воспоминания; переработать свои детские впечатления и переживания.
Задачи:
• работа с иррациональными установками, вынесенными из детства;
• актуализировать впечатления родителей о детских годах;
• вербализовать детские мечты взрослых;
• развитие чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы в группе;
• осознание роли детства в развитии личности;
• исследовать своё детство.
ХОД ВСТРЕЧИ
Публикация «Занятия в родительской школе для родителей детей с РАС в форме тренинга „Наследие моего детства“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
«Все мы родом из детства», любят многие из нас цитировать Антуана де Сент-Экзюпери… Того же Экзюпери, который в «Маленьком принце» сказал: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»…
А на самом деле, помните ли вы свое детство? Каким оно было? Безоблачно счастливым, полным горьких разочарований или? Какие события сохранила ваша память? Лица друзей, детские шалости, игры, один бутерброд на двоих, прогулки в лесу, походы на речку, в кино, зимние забавы, новогоднюю ёлку и подарки? Или множество запретов, которые мешали свободно и рискованно исследовать мир, который вас окружал: шалить, придумывать себе самые разнообразные занятия, таскать беспризорных кошек домой, обливаться холодной водой, сидеть «по уши» в сугробах, лазить по деревьям, с которых, по мнению родителей, легко «свалиться», «убиться» или «покалечиться». А может, ваше детство навсегда омрачил развод родителей или вынужденный переезд.?
Порой, мы оборачиваемся назад и пристально всматриваемся в прошлое. Зачем? Что мы хотим там увидеть? Почему вдруг всплывают картинки наших детских воспоминаний, и мы достаем с антресолей старую игрушку, стираем пыль со старого альбома с фотографиями, вспоминаем, что где-то на дальней полке в кладовке лежит «Дневник», который хочется достать и почитать… Почему своему ребенку мы читаем не модную, современную страшилку, а сказку своего детства, и покупаем сборник советских- «добрых»- мультиков?
Наше детство- такое родное и далекое… Такое близкое и будто было вчера… Как часто мы возвращаемся туда? Какие забытые истории детства хранит наша память?
Детство - это не подготовка к жизни, не репетиция и не период, когда взрослые учат уму - разуму ребенка. Это сама жизнь. Яркая, наполненная, концентрированная - вряд ли за всю остальную жизнь мы наберем столько впечатлений, переживаний, опыта, сколько мы получили в детстве. Чем станет этот багаж - тяжкой ношей или ценным грузом? Когда мы были детьми, это зависело от тех людей, которые нас родили, растили, воспитывали.
Упражнение «Ребенок в нас»
Бросая мяч, участники обращаются друг другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты была…». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой.
Упражнение «Игрушка моего детства»
У каждого человека в детстве была любимая игрушка. А помните ли вы свою? Что это было? Расскажите о чувствах, которые вызывают воспоминания о ней.
Когда мне было … лет.
У меня была игрушка по имени ….
Мне сейчас … лет.
Моя игрушка была…
Она выглядела…
Когда я вспоминаю игрушку, то.
Она мне помогала.
Защищала когда.
Сейчас игрушка…
(Рядом со мной, живет на чердаке, подарила, отдала, другое)
Упражнение «Погружение в детство»
Родители садятся на стулья в большой круг. Звучит спокойная музыка.
-Теперь, пожалуйста, сядьте удобнее и закройте глаза. Постарайтесь вспомнить или, может быть, представить, какой вы ребенок сейчас: сколько вам лет, как вы выглядите, чем любите заниматься больше всего, какая ваша любимая игрушка? Кто есть с вами рядом? Какая вы по характеру?
- А теперь откройте глаза и запишите все ваши мысли. Кто хочет поделиться с нами, рассказать об этой девочке? (родители по желанию зачитывают ответы).
Упражнение «Билетик в детство»
— Здравствуйте! Мне, пожалуйста, один билет. В один конец. Только туда.
— В один конец не бывает. Только туда и обратно!
— Ну, тогда давайте туда и обратно. На сегодня!
— На сегодня уже давно нет.
— А на когда есть? Только на самое ближайшее время! Очень надо!
— Самое ближайшее… Извините, только через год.
— Давайте хоть через год… На целый день, пожалуйста!
— На целый день по лимиту не положено!
— Ну, хоть на час тогда!
— Свободна только всего лишь одна минута!
— Хорошо. Давайте на одну минуту!
— Э-э… Есть на три часа, но это только через два года…
— Нет, давайте через год на минуту!
— Так. Тогда проверяем параметры: один билет туда и обратно, через год, на одну минуту. Всё верно? Согласны? Оформляем?
— Да!
— Держите Ваш билетик в детство!
— Спасибо огромное!
— А позвольте полюбопытствовать…
— Конечно.
— Всего минута… Что Вы будете делать? Что Вы сможете успеть сделать…
Игра - проживание «Коллективная сказка»
Инструкция. Все мы родом из детства и любим сказки. Предлагаю вам поиграть и придумать собственную сказку. Перед вами бланк текста. Допишите, пожалуйста, то, что, по вашему мнению, пропустил автор. Задание выполняется совместно.
Жили в одной семье Ребенок, Мама и Папа. Каждый из них имел в доме свою комнату- место для работы и отдыха.
Ребенок всегда был. и мечтала о…
Мама всегда была… и мечтала о.
Папа всегда был… и мечтал о…
Так они и жили бы до сих пор, если бы в их семье не произошло следующее: однажды наши герои обнаружили, что поменялись местами.
Папа стал Ребенком, Ребенок - мамой, а мама - папой. И тогда:
Папа-ребенок сразу сделал… и побежал…
Ребенок-мама сразу подумала… и начала…
Мама-папа сразу сказала… и занялась…
Так это все продолжалось долго, но через форточку в дом влетела Умная мысль, которая и объяснила им, что эта замена не случайна, поскольку между Ребенком, Мамой и Папой очень много общего, а именно…
С тех пор жили они долго и счастливо, каждый - на своем месте, и было у них в доме много радости, счастья, общих интересов и взаимопонимания.
Вывод. Уважаемые мамы, папы, вспомните, что вы чувствовали, когда составляли сказку? К какому выводу вы пришли?
Итак, детство – это серьезно. Это не подготовка к жизни. Это сама жизнь. С момента рождения мы учимся быть в отношениях, которые и есть суть самой жизни. Мы смотрим на окружающих людей, на мир вокруг, и получаем опыт, на основе которого строим свою взрослую жизнь. И наши родители (нравится нам это или нет) одни из главных авторов нашей судьбы. Благодаря им мы приходим в этот мир.
Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться»
Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.
Творческое задание «Прекрасный сад»
(цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей, бусины.)
Участники сидят в кругу. Ведущий, предлагает вспомнить какой, цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – изобразить свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, клей, бусины.
Далее участникам предлагается вырезать свой цветок.
Затем все подходят к зеленой поляне и прилепляют свой цветок.
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасную цветочную поляну», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении, каких разных, непохожих на других растет ТВОЙ. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Этот сад символизирует о том, что душа каждого из них всегда полна прекрасными цветами.
Свободная беседа
Спасибо всем за проделанную работу. Мы прощаемся с вами до следующей встречи.