Получи документы

Занятия по закреплению звукопроизношения свистящих звуков [С], [С’]

Надежда Агеева
Занятия по закреплению звукопроизношения свистящих звуков [С], [С’]

Занятие со звуком [С]

Характеристика:

согласный

глухой

свистящий

переднеязычный

твёрдый

Правильная артикуляция звука:

- губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

- кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

- боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;

- спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;

- воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

- мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;

- голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.

Упражнения для постановки звука:

Артикуляционная гимнастика:

1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание.

2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).

3. Для языка: выполнить упражнения «Месим тесто», «Лопатка» ,«Блинчик», «Качели», «Горка», Киска сердится». (Приложение 1)

Автоматизация звука изолированно:

Накачаем колесо, насосом «Сс-сс-сс-сс»

Как водичка бежит из крана.

Закрепление в слогах:

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

ca-са-са, са-са-са

со-со-со, со-со-со

су-су-су, су-су-су

сы-сы-сы, сы-сы-сы

А затем все 4 “песенок”-слогов “играть вместе:

Са-со-сы-су

«Прочти и повтори»

***

ca-са-са, са-са-са

Ой-ой-ой! Летит оса!

сы-сы-сы, сы-сы-сы

не боимся мы осы!

су-су-су, су-су-су

Видел кто из вас осу?

сы-сы-сы, сы-сы-сы

Мы не видели осы.

са-са-са, са-са-са

Отгадайте, где оса.

***

СА-СА-СА -СА-СА-СА

В лесу бегает лиса.

СО-СО-СО- СО-СО-СО

У лисы колесо.

СУ-СУ-СУ- СУ-СУ-СУ

Не боимся мы лису.

СЫ-СЫ-СЫ-СЫ-СЫ-СЫ

Хвост пушистый у лисы.

Автоматизация в словах:

Звук [С] стоит первым

самолёт, садовник, сапоги,сахар,

сом, сок, соль, соболь, суп, сухарь, сухой, сухофрукты, сурик, сурок, сумка, судья, судно, сыр, сыщик, сыворотка, сын,

Звук [С] в середине

Оса, полоса, коса, лиса, роса, леса, колбаса, небеса, писатель, песок, кусок, носок, насос, лесок, посуда, рисунок,волосы, косы, усы, рельсы

Звук [С] стоит в конце

лотос, нарцисс, начёс, термос, фарс, поднос, пылесос, кактус, фикус, квас, погас, нос, парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, атлас, трос, абрикос, лис,

Автоматизация во фразе и тексте:

«Прочти и подумай»

Ребенку предлогаестя прочитать и объяснить чем отличаются слова в каждой паре слов.

ус – уж, мыс – мышь, рис – стриж, нос – нож, пляс – пляж, Марс – марш, мишка-миска, каска – кашка, лесок – пушок, ириска – Иришка, усы – уши, крыса – крыша

Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. У мамы сумка.

Что. ?

В сумке судак и сонный сом.

Кто.? Какой.? Где. ?

Мама будет варить уху.

Кто?. Что?.

Уха – это суп из рыбы.

Что такое?.

3. На сосне сухой сук.

Что.? Какой. ?

Высоко на суку сова.

Где. ?

Сова спит.

Что делает. ?

Совы всегда спят днём.

Кто.? Где. ?

Кто.? Когда. ?

4. У нас в саду будет скамейка.

Что.? Где. ?

Стас и Саня сделают её сами.

Кто. ?

Их гости смогут посидеть в саду на скамейке.

Кто.? Что смогут.? Где. ?

5. Света и Соня идут в лес.

Кто.? Куда. ?

В лесу высокие сосны.

Что.? Какие. ?

На сосне дети увидели сороку, а над лесом стаю уток.

Где.? Кого. ?

6. У нас на столе несколько листов бумаги.

Где. ?

Слава рисует самолёт, Света аиста, а Соня сову.

Что.? Где.? Кто.? Что. ?

Сегодня у нас будет выставка детских рисунков.

Когда.? Что будет. ?

7. Соня сама готовит вкусный обед.

Кто.? Какой. ?

На обед у нас сегодня салат, фасолевый суп, мясо, кисель.

Что.? У кого. ?

Кто.? Что делает. ?

Художественное слово:

***

Снег да снег кругом ложится,

снег на солнце серебрится.

Только ёлочка стоит,

вовсе летняя на вид.

***

Свинья тупорыла, носом рыла, рыла, рыла, весь двор перерыла.

***

Сорока с вороной спорила, Тараторила, тараторила, Ворону переспорила.

***

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

- Не скули – сказал я псу.

-Прогони скорей осу.

***

Сорок сорок для своих сорочат

сорок сорочек, не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек прострочены в срок

сразу поссорились сорок сорок!

Занятие со звуком [СЬ]

Характеристика:

согласный

глухой

свистящий

переднеязычный

мягкий

Правильная Артикуляция:

- губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

- кончик языкаширокий, находится в нижней части нижних передних зубов;

- боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;

- спинка языка в своей средней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;

- воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

- мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;

- голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.

Упражнения для постановки звука:

Артикуляционная гимнастика:

1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание.

2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).

3. Для языка: выполнить упражнения «Месим тесто», «Лопатка» ,«Блинчик», «Качели», «Горка», Киска сердится». (Приложение 1)

Автоматизация звука изолированно:

Во дворе футбольный мяч

Целый день носился вскачь.

Вместе с нами он играл,

Но сучка не увидал.

Напоролся на него:

«Сссссиииииии».

Закрепление в слогах:

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

си-си-си, си-си-си

се-се-се, се-се-се

ся-cя-ся, ся-cя-ся

сю-cю-сю, сю-cю-сю

А затем все 4 “песенок”-слогов “играть вместе:

Си-се-сю-ся

«Прочти и повтори»

си-си-си, си-си-си

В водоёме караси.

ся-ся-ся, ся-ся-ся

Вот поймать бы карася!

се-се-се, се-се-се

Карасей ловили все.

ся-ся-ся, ся-ся-ся

Не поймали карася.

ся-cя-ся, ся-cя-ся

Жили-были два гуся.

ся-ся-ся, ся-ся-ся

Спи спокойно — сказка вся!

Автоматизация в словах:

Звук [С’] стоит первым

Сирень, сила, село, сирена, синица, серьги, сено, сестра, силач, сигнал, синий, сироп, сельдь.

Звук [С’] стоит в конце

Косичка, гусята, лисята, осел, бусинка, сито, носилки, кассир, апельсин, кассета, носилки, носик, песик, лисичка, поросята, осина,

Звук [С’] стоит в конце

Карась, лось,

Автоматизация во фразе и тексте:

Рассказы-задачи.

За гусыней шли гуськом восемь гусят. Один гусёнок отстал. Сколько осталось с гусыней? Потом отстали ещё два гусёнка. Сколько осталось? Три гусёнка спрятались в кустах. Сколько осталось? Забеспокоилась гусыня. Стала собирать гусят. Всех собрала. Только одного найти не смогла, его лиса унесла. Сколько гусят осталось у гусыни?

Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. Вася и Сеня были в лесу.

Кто.? Где. ?

Они там встретили лосиху с лосёнком.

Кого.? Кто.? Где. ?

Вася сказал: «Стой спокойно, не вспугни лосей!»

Что сказал. ?

2. Летом Сёма ездил в деревню.

Кто?. Когда?. Куда?.

Он катался на лошади.

Что делал?. На чем?.

Вместе с дедом Сёма косил сено.

Что делал?. С кем?.

Иногда бабушка просила Сёму пасти гусей.

Кто?. Что делать?.

3. Погожим осенним днем Сима и Вася с родителями пошли в лес.

Кто?. С кем?. Когда?.

Красивые осенние листья сыпались под ноги.

Что?. Какие?. Куда?.

Моросил легкий дождик.

Что?. Что делал?.

Серебряные капельки висели на листьях кленов, осин, берез, ясеня.

Где, на чем?.

– Смотрите, здесь подосиновик – крикнула Сима.

Кто?. Что сказала?.

– Здесь, под осиной!

Где?.

Художественное слово:

***

Были у бабуси

Два весёлых гуся —

Один серый,

Другой белый.

Два весёлых гуся.

Голосит бабуся:

"Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый,

Гуси мои, гуси!"

***

У свинки есть ребёнок –

Веселый поросёнок.

Носит хвостик он крючком,

Носик носит пятачком!

Клюв - гусиный носик –

Гуси гордо носят.

Если дразнишь гуся –

берегись: укусит!

***

Семь рысят, семь поросят,

Семь гусят, семь лисят.

Рысята на ветке сидят.

Поросята вовсю голосят.

Гуськом семенят гусята.

За ними крадутся лисята.

Публикации по теме:

Конспект занятия по закреплению знаний о геометрических фигурахКонспект занятия по закреплению знаний о геометрических фигурах «Конспект занятия по закреплению знаний о геометрических фигурах». Подготовила: Новикова Н. А. ЦЕЛЬ: закрепление знаний о геометрических.

Конспект занятия по закреплению знаний о семье «Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?»Конспект занятия по закреплению знаний о семье «Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о семье. ЗАДАЧИ: * вызвать интерес к деятельности *разучивание нового стихотворение *разучивание пальчиковой игры.

Конспект кружкового занятия по закреплению знаний детей младшего дошкольного возраста о букве «М» и звуке [М] Конспект занятия кружка "АБВГДЕЙКА". Цель: закрепить представления детей о букве. Материал и оборудование: Экран, проектор, ноутбук, программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия по закреплению звукопроизношения свистящих звуков [С], [С’]
Опубликовано: 21 октября 2024 в 06:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятия по закреплению звукопроизношения свистящих звуков [С], [С’]» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Агеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД