Надежда Агеева
Занятия по закреплению звукопроизношения свистящих звуков [С], [С’]
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие со звуком [С]
Характеристика:
согласный
глухой
свистящий
переднеязычный
твёрдый
Правильная артикуляция звука :
- губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
- воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Упражнения для постановки звука :
Артикуляционная гимнастика:
1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание.
2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).
3. Для языка: выполнить упражнения «Месим тесто», «Лопатка» ,«Блинчик», «Качели», «Горка», Киска сердится». (Приложение 1)
Автоматизация звука изолированно :
Накачаем колесо, насосом «Сс-сс-сс-сс»
Как водичка бежит из крана.
Закрепление в слогах :
Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребё нок проговаривает заданный слог 5 раз:
ca-са-са, са-са-са
со-со-со, со-со-со
су-су-су, су-су-су
сы-сы-сы, сы-сы-сы
А затем все 4 “песенок”-слогов “ играть вместе:
Са-со-сы-су
«Прочти и повтори»
***
ca-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
сы-сы-сы, сы-сы-сы
не боимся мы осы!
су-су-су, су-су-су
Видел кто из вас осу?
сы-сы-сы, сы-сы-сы
Мы не видели осы.
са-са-са, са-са-са
Отгадайте, где оса.
***
СА-СА-СА -СА-СА-СА
В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО- СО-СО-СО
У лисы колесо.
СУ-СУ-СУ- СУ-СУ-СУ
Не боимся мы лису.
СЫ-СЫ-СЫ-СЫ-СЫ-СЫ
Хвост пушистый у лисы.
Автоматизация в словах:
Звук [С] стоит первым
самолёт, садовник, сапоги,сахар,
сом, сок, соль, соболь, суп, сухарь, сухой, сухофрукты, сурик, сурок, сумка, судья, судно, сыр, сыщик, сыворотка, сын,
Звук [С] в середине
Оса, полоса, коса, лиса, роса, леса, колбаса, небеса, писатель, песок, кусок, носок, насос, лесок, посуда, рисунок,волосы, косы, усы, рельсы
Звук [С] стоит в конце
лотос, нарцисс, начёс, термос, фарс, поднос, пылесос, кактус, фикус, квас, погас, нос, парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, атлас, трос, абрикос, лис,
Автоматизация во фразе и тексте:
«Прочти и подумай»
Ребенку предлогаестя прочитать и объяснить чем отличаются слова в каждой паре слов.
ус – уж, мыс – мышь, рис – стриж, нос – нож, пляс – пляж, Марс – марш, мишка-миска, каска – кашка, лесок – пушок, ириска – Иришка, усы – уши, крыса – крыша
Рассказы с вопросами.
(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)
1. У мамы сумка.
Что. ?
В сумке судак и сонный сом.
Кто.? Какой.? Где. ?
Мама будет варить уху.
Кто?. Что?.
Уха – это суп из рыбы.
Что такое?.
3. На сосне сухой сук.
Что.? Какой. ?
Высоко на суку сова.
Где. ?
Сова спит.
Что делает. ?
Совы всегда спят днём.
Кто.? Где. ?
Кто.? Когда. ?
4. У нас в саду будет скамейка.
Что.? Где. ?
Стас и Саня сделают её сами.
Кто. ?
Их гости смогут посидеть в саду на скамейке.
Кто.? Что смогут.? Где. ?
5. Света и Соня идут в лес.
Кто.? Куда. ?
В лесу высокие сосны.
Что.? Какие. ?
На сосне дети увидели сороку, а над лесом стаю уток.
Где.? Кого. ?
6. У нас на столе несколько листов бумаги.
Где. ?
Слава рисует самолёт, Света аиста, а Соня сову.
Что.? Где.? Кто.? Что. ?
Сегодня у нас будет выставка детских рисунков.
Когда.? Что будет. ?
7. Соня сама готовит вкусный обед.
Кто.? Какой. ?
На обед у нас сегодня салат, фасолевый суп, мясо, кисель.
Что.? У кого. ?
Кто.? Что делает. ?
Художественное слово:
***
Снег да снег кругом ложится,
снег на солнце серебрится.
Только ёлочка стоит,
вовсе летняя на вид.
***
Свинья тупорыла, носом рыла, рыла, рыла, весь двор перерыла.
***
Сорока с вороной спорила, Тараторила, тараторила, Ворону переспорила.
***
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
- Не скули – сказал я псу.
-Прогони скорей осу.
***
Сорок сорок для своих сорочат
сорок сорочек, не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок
сразу поссорились сорок сорок!
Занятие со звуком [СЬ]
Характеристика:
согласный
глухой
свистящий
переднеязычный
мягкий
Правильная Артикуляция:
- губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- кончик языкаширокий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- спинка языка в своей средней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
- воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Упражнения для постановки звука :
Артикуляционная гимнастика:
1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание.
2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).
3. Для языка: выполнить упражнения «Месим тесто», «Лопатка» ,«Блинчик», «Качели», «Горка», Киска сердится». (Приложение 1)
Автоматизация звука изолированно :
Во дворе футбольный мяч
Целый день носился вскачь.
Вместе с нами он играл,
Но сучка не увидал.
Напоролся на него:
«Сссссиииииии».
Закрепление в слогах :
Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребё нок проговаривает заданный слог 5 раз:
си-си-си, си-си-си
се-се-се, се-се-се
ся-cя-ся, ся-cя-ся
сю-cю-сю, сю-cю-сю
А затем все 4 “песенок”-слогов “ играть вместе:
Си-се-сю-ся
«Прочти и повтори»
си-си-си, си-си-си
В водоёме караси.
ся-ся-ся, ся-ся-ся
Вот поймать бы карася!
се-се-се, се-се-се
Карасей ловили все.
ся-ся-ся, ся-ся-ся
Не поймали карася.
ся-cя-ся, ся-cя-ся
Жили-были два гуся.
ся-ся-ся, ся-ся-ся
Спи спокойно — сказка вся!
Автоматизация в словах:
Звук [С’] стоит первым
Сирень, сила, село, сирена, синица, серьги, сено, сестра, силач, сигнал, синий, сироп, сельдь.
Звук [С’] стоит в конце
Косичка, гусята, лисята, осел, бусинка, сито, носилки, кассир, апельсин, кассета, носилки, носик, песик, лисичка, поросята, осина,
Звук [С’] стоит в конце
Карась, лось,
Автоматизация во фразе и тексте:
Рассказы-задачи.
За гусыней шли гуськом восемь гусят. Один гусёнок отстал. Сколько осталось с гусыней? Потом отстали ещё два гусёнка. Сколько осталось? Три гусёнка спрятались в кустах. Сколько осталось? Забеспокоилась гусыня. Стала собирать гусят. Всех собрала. Только одного найти не смогла, его лиса унесла. Сколько гусят осталось у гусыни?
Рассказы с вопросами.
(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)
1. Вася и Сеня были в лесу.
Кто.? Где. ?
Они там встретили лосиху с лосёнком.
Кого.? Кто.? Где. ?
Вася сказал: «Стой спокойно, не вспугни лосей!»
Что сказал. ?
2. Летом Сёма ездил в деревню.
Кто?. Когда?. Куда?.
Он катался на лошади.
Что делал?. На чем?.
Вместе с дедом Сёма косил сено.
Что делал?. С кем?.
Иногда бабушка просила Сёму пасти гусей.
Кто?. Что делать?.
3. Погожим осенним днем Сима и Вася с родителями пошли в лес.
Кто?. С кем?. Когда?.
Красивые осенние листья сыпались под ноги.
Что?. Какие?. Куда?.
Моросил легкий дождик.
Что?. Что делал?.
Серебряные капельки висели на листьях кленов, осин, берез, ясеня.
Где, на чем?.
– Смотрите, здесь подосиновик – крикнула Сима.
Кто?. Что сказала?.
– Здесь, под осиной!
Где?.
Художественное слово:
***
Были у бабуси
Два весёлых гуся —
Один серый,
Другой белый.
Два весёлых гуся.
Голосит бабуся:
"Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый,
Гуси мои, гуси!"
***
У свинки есть ребёнок –
Веселый поросёнок.
Носит хвостик он крючком,
Носик носит пятачком!
Клюв - гусиный носик –
Гуси гордо носят.
Если дразнишь гуся –
берегись: укусит!
***
Семь рысят, семь поросят,
Семь гусят, семь лисят.
Рысята на ветке сидят.
Поросята вовсю голосят.
Гуськом семенят гусята.
За ними крадутся лисята.