Мария Радина
Занятия по экологическому образованию в подготовительной группе «Клуб знатоков леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Клуб знатоков леса»
Возрастная группа : подготовительная группа
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о диких животных и птицах в зимнее время года.
Задачи:
Публикация «Занятия по экологическому образованию в подготовительной группе „Клуб знатоков леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные : формировать знания детей о среде обитания диких животных и птиц, их повадках в зимнее время года; закреплять знания о внешнем виде и образе жизни жителей леса зимой.
Развивающие: развивать доказательную, связную речь детей; развивать воображение, логическое мышление, внимание, память; развивать умение подмечать красоту оперения птиц и зимний наряд животных.
Воспитательные: воспитывать интерес к образу жизни диких животных, птиц, и бережное отношение к природе.
Словарная работа:
Обогащение словаря:
Активизация словаря: знатоки, лиственница, дятел, тигр, лиса, еж, медведь, белка, заяц.
Средства (Материалы и оборудование) : презентация к занятию, ноутбук, карточки к занятию с изображением диких животных, магнитная доска, 2 конверта, значки.
Способы: показ презентации, рассказ воспитателя, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение.
Форма организации: фронтальная
Подготовительная работа (предварительная) :
С детьми: рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, диких животных и беседа по ним. Чтение Е. Чарушина «Волчишко», Н. Сладков «Лиса и заяц»
Для занятия : подготовка презентации, разработка занятия, атрибутов.
Планируемые результаты занятия : дети знают о среде обитания диких животных и птиц, их повадках; умеют отличать животных и птиц по внешним признакам.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей
1 Организационно – мотивационный этап (вводный) Психологический настрой детей на предстоящую деятельность В: Ребята, начинаем заседание клуба «Знатоков леса»! От лесных жителей нам поступили письма с вопросами. Они ждут вашего ответа. Лучшие знатоки будут награждены значками.
Дети садятся за столы. Проявляют интерес.
Готовы к принятию информации.
2 Основной этап Развивать логическое мышление, активизировать память и речевую активность детей.
Сориентировать ход мыслей детей по направлению анализа зависимости между средой обитания и формами приспособления.
Снять эмоциональную и физическую нагрузку, вызвать положительные эмоции детей.
Слайд 2 - Письмо от белки
Итак, первое письмо от Белки: Я готовилась к зиме – собирала орехи и желуди, сушила грибы, рассовывала все по дуплам. Целыми днями работала. А мой сосед еж совсем ленивый стал, неповоротливый, растолстел. Вот я ему и сказала: «Что-то ты еж совсем разленился, к зиме не подготовился? Еды не запас? Есть нечего будет». А он рассмеялся и что-то мне тихо сказал, да я не расслышала. Ребята, скажите, как же выживет еж зимой без еды?
В: Ребята, как выдумаете, что сказал еж белочке? Как он подготовился к зиме? Как проводит зиму?
Слайд 3 - Ответы детей: У ежа нет теплой шкурки, как у белки или зайца, поэтому он свое логово сильно утепляет сухими листьями, травой, мхом. Всю осень еж копит жир, много ест. В день съедает столько, сколько сам весит. Потому что должен накопить жир. Гнездо свое он делает под корнями какого-нибудь старого дерева и ложится в зимнюю спячку в зимнее жилище пораньше, потому что еж не переносит холодов. Во время спячки еж ничего не ест и не двигается, потому ему не нужно заготавливать еду на зиму. А весной от теплого воздуха он просыпается.
В: В наш клуб знатоков приходит много писем. Вот еще одно:
Слайд 4 - Письмо от зайца
Воспитатель (читает) :Встретился я в лесу с белочкой. Она на меня посмотрела и говорит:
-Ой, какая у тебя шубка красивая, беленькая! Давай на время поменяемся: ты в моей серенькой походишь, а мне свою беленькую одолжи. Прошу у вас совета: меняться или нет?
В: Давайте, ребята, подумаем и поможем зайке. Сможет ли зайчик прожить в шубе белки, а она в его? Почему вы так думаете?
Слайд 5 – Правильно, зайчику в белой шубке на снегу легче скрыться, а белочке в серой на дереве. А если они поменяются, будут заметны.
Как помогают им хвостики?
В: Так что мы посоветуем зайчику?Ответы детей.
В: Да, я с вами тоже согласна.
Слайд 6 - Ой, ребята, посмотрите, нам ещё письма пришли. На этот раз на электронную почту. Давайте откроем первое письмо, посмотрим от кого оно.
Слайд 7 - Письмо от дятла
Так, письмо нам написал дятел. Вот, что он пишет: «Я долго выбирал себе дерево в лесу, чтобы сделать дупло. Выбрал, наконец, хорошую высокую елку, а главное – иголочки на ней были мягкие. Всё бы ничего, да вот у елки моей сначала иголочки пожелтели, а потом и вообще все осыпались. Объясните, пожалуйста, ребята, что случилось с моей елкой?
В: Ребята, как вы думаете, что случилось с елочкой? Какие у вас есть предположения?
Ответы детей: потому что это была не елка.
В: А почему тогда дятел принял это дерево за елку?
Дети: потому что у него тоже есть иголочки.
В: А как это дерево называется, помните? Лиственница! Как выглядит это дерево зимой?
Слайд 8 - Вот посмотрите на лиственницу. Потому-то дятел и перепутал ее с елочкой.
В: А вот второе письмо на электронной почте.
Слайд 9 - Письмо от зайчонка
Оно от маленького зайчонка «Я только что родился. Открываю глаза, а мамы рядом нет. А вокруг все летает, ползает, прыгает, бегает. А я всего боюсь. И где же моя мама? Кто же мне все объяснит?»
В: Ребята, давайте попытаемся маленькому зайчонку всё объяснить, что именно его окружает. Чтобы он ничего не боялся. Где же, ребята, его мама? Кто же будет его кормить?
Ответы детей.
Слайд 10 – Ребята, мама уже на 3й день может убежать от зайчат. Но они не пропадут. Они обрастают хорошей теплой шубкой. Зайчику достаточно поесть 1 раз, чтобы хватило на несколько дней. Пробегающая мимо чужая зайчиха может покормить зайчат.
В: Слайд 11 - В письме еще есть зарисовки зайчонка – то, что он видел вокруг. Давайте посмотрим. Нам нужно разобраться, что к чему относиться. Что может летать? Дети: птицы.
В: Давайте назовем, каких видите?
Дети: ворона, синица, снегирь, дятел.
В: А что может бегать и прыгать?
Дети: волк, белка, заяц, лиса, медведь.
В: Вы все правильно объяснили, теперь зайчонок не будет бояться в лесу.
Нам лениться не годится,
Помните, ребятки!
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку!
Физминутка
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Встают из-за столов)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба по кругу)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Тянут руки вперед с наклоном)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег по кругу)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
И садится, отдыхает. (Садятся на места)
Смотрят презентацию, слушают письма от лесных жителей, отвечают на вопросы.
Выполняют движения по тексту за воспитателем.
2.1 Этап постановки проблемы Активизировать логическое мышление детей, активность детей, внимание, память. Дети садятся на свои места
В: Ребята, все любят играть?
Дети: да
В: Тогда играем в игру, которая называется «Цепочка слов» Правила такие: первый ребенок называет одну зимующую птицу, второй должен повторить то, что сказал первый и добавить свою и так далее. Готовы? Начинай Настя!
Сорока – ворона –
Сорока – ворона – синица –
Сорока – ворона – синица – снегирь – воробей – дятел и т. д. Дать тем, кто справился, значки.
В: Ну, молодцы, какая хорошая у вас память! А вот сейчас проверим, какие наши знатоки внимательные.
Игра на внимание «Перевернутые картинки»
Перед вами на доске висят картинки животных зимой. Запомните их, пожалуйста. Дать несколько секунд детям запомнить. Так, хорошо, теперь переворачиваю их. Вспомните, какое животное, под цифрой 1? Не выкрикивайте! Помните, как мы делаем? Поднимаем руку! Коля, какое животное под цифрой 1 спрятано? И так далее.
Следующая игра принесет ещё кому-то заработанные значки. Поэтому будьте внимательны, и поднимайте руку.
• Кого называют шатуном? (медведь)
• На каких деревьях растут шишки? (сосна, ель, кедр)
• Каким животным помогает хвост? (лиса, волк)
• Какие растения помогают при болезни? (лекарственные)
• Какую птицу называют птицей мира? (голубь)
• Что собирают пчелы на цветущих растениях? (нектар, пыльцу)
• Кто быстро забирается на дерево? (белка)
Слайд 12 - Игра «Лесная газета»
Ребята, мы получили лесную газету, но почему-то жители забыли под ней подписаться. Может быть, вы угадаете, от кого послания?
Слайд 13
• Прошу разбудить меня весной.
Приходить лучше с медом. (медведь)
• Из птенцов за короткое время
Сделаю птиц высоко полета.
Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (сова, филин)
• Шустрая, проворная, быстрая в полете
К дереву подлетаю, черно-белый наряд никогда не снимаю. (сорока)
• Найдете меня в дупле на старом дубе
Там буду я в пушистой шубе.
Приходить ко мне с орешками. (белка)
• На овчарку я похож.
Что не зуб – то острый нож. (волк)
Ну, самые настоящие знатоки! Молодцы, внимательные, сообразительные! Посмотрите, у каждого в руках есть значки, а у некоторых даже несколько. Дети выполняют задания, получая за правильный ответ значок.
3 Заключительный этап Подвести итоги, оценить результаты деятельности В: Ребята, на сегодня работа клуба знатоков завершается. Скажите, какое задание было самым трудным? Что вам запомнилось? А что больше понравилось? Я благодарю вас за работу! Подсчитайте ваши значки!
Слайд 14 - У кого больше всех получилось! Давайте ему похлопаем и друг другу. Ответы детей.
Рассказывают о занятии, показывая эмоции.