Ирина Василькова
Занятия художественным словом как средство для формирования и развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия художественным словом, (сл. 1)
как средство для формирования и развития личности ребенка.
(сл. 2)«Художественное слово – зеркало
индивидуально – авторского
отношения к действительности,
особенно восприятия окружающего мира».
Художественное слово в широком смысле – это умение красиво, выразительно говорить, не только литературные произведения, но и умение правильно, эмоционально, грамотно строить свою речь.
Публикация «Занятия художественным словом как средство для формирования и развития личности ребенка» размещена в разделах
Хочу представить вам мой опыт работы, который является составляющей частью в создании единого образовательного, воспитательного, развивающего пространства нашего учреждения.
Передо мной стоит задача подготовки многогранной личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, в нашем учреждении эта задача стоит особенно остро.
(сл. 3)Давайте вспомним, что же такое художественное слово? Мы его рассматриваем как:
(с. 4)Формируя у наших детей :
•нравственные чувства (совесть, долг, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм)
•нравственный облик (терпение, милосердие, незлобивость,
•нравственную позицию (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний)
(сл. 5)Основной целью занятий с воспитанниками ставлю следующую: Через освоение художественного слова, как искусства, развивать личностные качества ребенка, способствующие успешной социализации.
Основные задачи выделяю следующие:
Воспитывать любовь, интерес к художественному слову, нравственно – эстетическое отношение к произведениям литературы.
Развивать «чувство языка», навыки культуры речевого общения как части воспитания культуры речи.
Создать условия для развития творческой активности детей, фантазии и воображения.
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Способствовать развитию ассоциативного и образного мышления.
Развивать внимание и память.
Способствовать эмоциональному раскрепощению детей.
Функции по занятиям художественным словом :
Информационная
Коммуникативная
Эстетическая
Развивающая
Формирующая образное мышление, образные представления
Интегрирующая.
(с. 6)Программа занятий в детском объединении разделена на два учебных года. На занятиях изучаем следующие разделы:
Художественное чтение как вид исполнительского искусства
Логика и естественное произношение
Выразительные возможности и средства художественного слова
Литературный художественный прием
Последовательность анализа произведения
В своей работе я применяю следующие методы и приемы:
• Словесные – объяснения педагога
• Наглядные – использование наглядных пособий иллюстраций и т. п.
• Практические – показ алгоритма действий, использование игровых приемов.
А так же мы используем следующие формы работы :
Культпоходы в театры
Концерты, инсценировки, праздники на различных уровнях.
Фестивали, спектакли с участием групп
Праздничное оформление учреждения с воспитанниками
(сл. 7) Методическое обеспечение:
Сборники стихов, книги, печатный материал
Наглядно – иллюстративный материал
Костюмы и атрибутика
Карточки с обучающими заданиями
Аудио и видео аппаратуру
Мультимедийное оборудование
(сл. 8) Ожидаемые результаты:
В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей, таких как: гибкость и быстрота мышления, творческое воображение, способность генерировать идеи, интуиция, любознательность, наблюдательность и т. д.
Формирование культуры речи, которое как многоаспекное явление, дает главный результат: умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.
Специфической особенностью художественной деятельности, а именно к ней относится наша деятельность, является то, что она обращена ко всей личности. Таким образом, воздействуя, формируя и развивая следующие личностные качества :
Волевые:
дисциплинированность, организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, инициативность, решительность.
Духовно-нравственные:
Освоение гуманитарных ценностей, формирование нравственных чувств (долга, совести, патриотизма, гражданственности)
Нравственной позиции
Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Процесс работы
Давайте рассмотрим наши занятия с точки зрения средства, инструмента дающего возможность личностного развития воспитанников.
(сл. 9)Модель процесса обучения.
Комментирую слайд.
Ставим цель, основная нагрузка на педагоге, происходит взаимодействие двух субъектов, благодаря чему получаем результат.
И сейчас я хочу предложить вашему вниманию один из приемов который, использую в работе, мне представляется эта часть занятия наиболее занимательной, живой, дети с неизменным удовольствием выполняют эти задания. А вам, уважаемые коллеги, позволит немного переключиться.
Всем вам, конечно, известно о взаимосвязи двигательных и речевых центров коры головного мозга и о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи. Пальчиковый игротрениг позволяет успешнее осваивать специальные знания, умения, навыки благодаря эмоциональному восприятию материала, активизации творческого и художественного мышления, установлению положительного эмоционального контакта. Предлагаю несколько упражнений пальчиковой гимнастики.
Упражнения: «Солнце» №6, «Ежики» №12, «Сердитый гусь» №10.
В работе мы используем скороговорки, а поскольку моя основная специальность музыка, я применяю музыкальные скороговорки, так как задачи во многом схожи с вокальными – это и постановка дыхания, звуковая культура, интонационный строй, а музыка помогает решить поставленные задачи эффективнее.
Показ музыкальных скороговорок.
«Ча-ча-ча», «Швед – шахматист», «Жаба и жалюзи».
Слайд 10. Результативность.
IV Международный конкурс художественного творчества детей «Доброта и Милосердие».
Фестиваль традиционных культур «Дружбы хоровод». Диплом II степени
XXIII Городской фестиваль художественного творчества «Созвездие». Номинация «Театр. Художественное слово» Диплом I степени
Фестиваль детского творчества «В кругу друзей». Дипломанты
Конкурс чтецов и поэтов слова «900 дней Ленинграда».
Слайд 11.
В заключении хочу отметить следующее: человеческий мозг устроен так, что лучше воспринимает информацию через художественные образы, нежели через научные выкладки, поэтому мы имеем по - истине неограниченные возможности для формирования и развития многогранной личности наших детей в таком разнообразном, многоплановом пространстве творческих объединений нашего Центра.
Сухомлинский в своих трудах отмечал, что слово «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности». И если мне удалось посеять в сердцах моих воспитанников «крупинки человечности», то это будет лучшей наградой. Спасибо за внимание и до новых встреч!