Альфия Быкова
Занятия для детей подготовительной группы «Встреча зимы, зимние узоры на окнах»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных
областей: «Коммуникация», «Познание»,
«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникатив- ная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.
Цели: продолжать знакомить с сезонными изменениями проучить сравнивать вет- реную погоду с тихой, замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках.
Публикация «Занятия для детей подготовительной группы „Встреча зимы, зимние узоры на окнах“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Новогодние окна. Украшение окон на Новый год
- Подготовительная группа
- Темочки
Планируемые результаты: знает характерные признаки зимнего времени года и соотносит с этим периодом особенности жизни животных, растений и явления природы; рас- сказывает о приметах зимы, используя в речи синонимы анализирует содержание стихотворе- ния, выделяя фрагменты о приметах зимы; эмоционально откликается на прослушанную музы- кальную пьесу; определяет ее настроение и характер, знает названия картин и стихотворений, имена художников и поэтов, создавших произведения о зиме: самостоятельно выполняет рисун- ки зимних узоров.
Материалы и оборудование: иллюстрации зимней природы; гуашь; запись пьесы П. И. Чайковского «Времена года. Январь»; гуашевые краски холодных цветов и оттенков; кис- ти; репродукции картин К. Юона «Зима в лесу», И. Грабаря «Зимний пейзаж.
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
- Повторяйте за мной строчки из стихотворения.
Белые шапки На белых берёзах,
Белый зайчишка На белом снегу,
Белый узор
По белому лесу На лыжах бегу.
На ветвях от мороза,
- О каком времени года этот отрывок из стихотворения? Нас пригласила в гости Снежная ко-
ролева.
2. Беседа о зиме.
- Подберите к предмету характерные признаки, пользуясь вопросами. Зима (какая). (холодная белая, снежная).
Снег (какой). (рыхлый, липкий, белый).
Мороз (какой). (жгучий, сильный, трескучий).
Ветер (какой). (пронизывающий, резкий, сильный).
Деревья (какие). (голые, сонные).
Дни (какие). (короткие, холодные, ясные).
- Какими красками пользуется зима? Как вы думаете, чем пахнет зима? Когда наступает зи- ма? Отгадайте загадки и назовите зимние месяцы.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт -
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) - На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду-упад т
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (Январь)
- Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
To бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно Ну, так что за месяц это? (февраль.)
ют Февраль называли лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто быва-
метели.
каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах? Иногда зимой случаются оттепе- ли. Как вы понимаете слово «оттепель»? Иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и при- несет оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся со- сульки. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твердая корочка «наст», на доро гах гололедица. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома - изморозь. У ди- вительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья. Что такое сне- жинки? На что они похожи? Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю сне- жинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, снежинки превращаются в снеж- ную пыль. Снежинки, падая на землю в тёплые дни, прилепляются друг к другу и образуют круп- ные хлопья. Как называется явление, когда идет снег? (Снегопад.) Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугро- бы. Как называется это явление? (Метель.) Я предлагаю вам послушать произведение «Зима» Вивальди. Закройте глаза и представьте зимнюю картину. Что вы представили? Приведите при- меры зимних явлений в неживой природе. (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь - зимние явления.) Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Зима» и вспомните все характерные признаки
зимы, о которых мы говорили. Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды. Вот появилися узоры
3. Рисование зимних узоров на окнах.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года. Январь».
На стёклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает,
Мелькает, вьётся,
ЛОЖИТСЯ белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
- Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение на- писано великим русским композитором П. И. Чайковским и называется «Январь». Музыка тихая, спокойная. Под такую музыку лучше всего рассматривать картины с зимними зарисовками.
Для изображения зимы художники используют чистые, холодные тона. Рассмотрите репро- дукцию картины Юона «Зима в лесу». Слышите, звучат бубенчики, скрипит снег под полозьями. Куда собрался мужичок? Может, елочку присмотрел к Новому году или решил подкормить жи- вотных? Ведь им так трудно зимой в лесу. Тишина. Далеко слышна песня мужичка. А вот еще одна очень интересная картина «Зимний пейзаж» (И. Грабарь). Морозное сол-
нышко ярко светит нам. Тени от деревьев падают на снег. Небо чистое, синее. Давайте внима-
тельнее посмотрим. Может веселый зайчишка пробежит между елочек. Красиво, не правда ли? Какой одинаковой и в то же время разной бывает природа. - Но не только художники обращали и обращают свое внимание на дивный колорит зимы. Многие писатели и поэты в своих произведениях описывают красоты Зимушки.
Белый снег пушистый В воздухе кружится
И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что Прикрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно.
Это замечательное стихотворение написал поэт Иван Суриков. Наверное, ему не удалось бы написать это стихотворение, если бы он не умел видеть необычное в самых обычных вещах. А вам, ребята, нравится зима? Почему? (Можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и вылепить веселого снеговика.) Вы обращали внимание на то, какими удивительными узорами украшает мороз окна домов. Одно его холодное дыхание на окно, и вмиг украшается стекло ле- дяными завитками, похожими по форме на хохломскую роспись. Только роспись эта не золотого цвета, а белого и голубого.
Вы сегодня как самые настоящие морозцы-волшебники будете украшать окна узором. Нари- суйте на белом листе бумаги узоры Деда Мороза. Какие цвета будете использовать? (Синий, фиолетовый, голубой.)
4. Итог занятия.
Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.