Мария Алексейчук
Познавательно-исследовательская деятельность. «Волшебница вода». Старшая группа.
▼ Скачать + Заказать документы
НОД на тему: «Эта волшебница- вода»
Цель работы - формировать экологическую воспитанность у детей старшего дошкольного возраста, активизировать мыслительно-поисковую деятельность по изучению свойств воды.
Реализовать данную цель можно через решения следующих задач:
Образовательные:
-Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
-Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный продукт без которого невозможна жизнь.
-Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность, „Волшебница вода“, Старшая группа,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
-Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов.
Развивающие-
-Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор.
-Совершенствовать долговременную память, непроизвольное внимание, наглядно- образное мышление.
Активизировать словарь: эксперимент, лаборатория, водопровод, учёные.
Воспитательные-
-Прививать бережное отношение к использованию воды.
-Воспитывать желание заботиться о чистоте водоёмов.
Раздаточный материал: 2 одноразовых стакана; полоска бумаги; кисточка; пищевой краситель; блюдце; чашка (на одного ребёнка).
Демонстрационный материал: иллюстрации морей, озёр; правил обращения с водой.
Игровой персонаж – кукла бибабо королева воды - Капитолина; капельки, вырезанные из картона; глобус.
Техническое обеспечение: музыкальный центр с записью бегущей воды.
Место проведения: групповая комната.
Конспект НОД
Воспитатель: - Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
«Если на нос сели кляксы
Кто тогда наш первый друг
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без воды!»
Воспитатель: - Где встречается капелька воды?
Дети: - В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
(Звучит мелодия реки (А. Вивальди). Появляется игрушка – королева воды Капитолина)
Воспитатель: - Здравствуйте, кто это к нам пришел?
Кукла бибабо: - Здравствуйте, я королева воды, а зовут меня Капитолина.
Воспитатель: - А зачем ты к нам пришла?
Капитолина: - Я пришла в гости к своим поданным - капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель: - У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут капельки? Тогда давайте покажем Капитолине, что они делают у нас в группе и какую пользу приносят.
«Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»
Воспитатель: - Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?
Дети: - Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима (приклеивают капельку).
Воспитатель: - Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к чайнику с питьевым режимом)
Дети: - В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).
Воспитатель: - А как вы думаете, в игровом уголке мы можем приклеить капельку? Почему?
Дети: - Вода нужна,чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку).
Воспитатель: - Вот, Капитолина, сколько в нашей группе сестричек -капелек живет, которые приносят нам большую пользу. Вода из-под земли течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Повторите.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас вместе с Капитолиной в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Опыт №1. «Вода жидкость»
Капитолина: - Не понимаю, почему хлеб кладём в тарелку, сахар насыпаем в чай, а воду наливаем? Почему так говорят? Как проверить?
Предположения детей.
Воспитатель: - Перед вами 2 стакана :1 -с водой, другой –пустой. Переливаем воду из 1 стакана в другой. Что происходит? Почему?
Вывод детей: - Вода льется. Она жидкая.
Опыт № 2. «Вода не имеет формы»
Воспитатель: -Будем мы сейчас играть: воду в вазу, в стакан, в блюдце наливать. 1,2,3- что же будет посмотри!
Капитолина: Я тоже хочу наливать воду в посуду разной формы. Для чего это нужно?
Воспитатель: - Обратите внимание: в вазе вода принимает форму вазы, в стакане – форму стакана, в блюдце форму блюдца. Сделайте вывод?
Вывод детей: - Вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда куда попадает.
Опыт №3 «У воды нет вкуса»
Воспитатель: - Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, а воды? (Предположения детей)
Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Ответы детей.
Вывод: - Вода не имеет вкуса.
Опыт №4 «У воды нет запаха»
Воспитатель: - Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. Как же проверить, чем пахнет вода? (Предположения детей). Нужно понюхать воду.
Вывод: - Вода не имеет запаха.
Опыт №5 «Вода прозрачная»
Капитолина: - Как вы думаете какого цвета вода? Как узнаем?
Воспитатель: - На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (нет). Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная) Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что-нибудь: на рисунок, на соседа)
Вывод: - Вода прозрачная.
А сейчас мы с вами превратим прозрачную воду в цветную. Как это можно сделать? С помощью ложечки насыпем в стакан с водой цветной волшебный порошок, и размешаем. Посмотрите, что произошло. Вода окрасилась, а значит - приобрела цвет.
Вывод: - Вода приобретает цвет того вещества, которое в нее добавили.
Опыт №6 "Цветная капуста"
Понадобится: стаканы с водой, пищевые красители, листья капусты.
Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
Воспитатель: - Итог экспериментов– вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: вода – это жидкость; прозрачность; нет формы; - нет запаха; - без вкуса.
Молодцы, а вы знаете загадки о том, в каком виде встречается нам вода в природе?
«Я и туча, и туман, и ручей, и океан
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода)
«Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло» (снег)
«В огне не горит, в воде не тонет» (лед)
«Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже,тем дождик ближе» (облако,туча)
«С неба пришел, в землю ушел» (дождь)
«Что вверх ногами растет?» (сосулька)
Воспитатель: - Вы хорошо работали, а теперь предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
Капитолина: - Ребята, а что это такое круглое, синее? Мяч наверное?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Капитолина, да ведь это глобус – модель нашей планеты. Посмотрите на глобус. Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьем? (соленую или пресную)
Человек не может пить соленую воду, а её как раз на Земле больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например,берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоёмы. Значит - воду надо беречь.
А умеете ли вы беречь воду. Как?
-Помыл руки или лицо - не забывай закрыть кран.
-Если видишь, что из крана течет вода или он не исправный – закрой кран.
-Чистить зубы нужно не под проточной водой, а использовать стаканчик.
Воспитатель: - Молодцы! Видишь, Капитолина, дети показали хорошие знания о твоих поданных - капельках.
Что вам понравилось? С чем вы справились легко? В чем были затруднения?
Капитолина: - Спасибо, ребята! Сколько нового и интересного вы рассказали о моих сестричках-капельках. За это я хочу подарить вам необычный подарок:
«Минеральная вода! Она полезная всегда.
Любим пить мы эту воду! Бережем свою природу!» (Угощает детей минеральной водой).
Воспитатель: - На этом наше занятие закончено.