Ирина Федоряка
Занятие во второй младшей группе «Путешествие в лес чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие во второй младшей группе
Тема: «Путешествие в лес чудес»
Задачи: Закрепить представления о живой рыбке. Учить отличать живую рыбку от игрушечной. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ: растений, животных, человека. Расширять знания детей о диких животных (лиса, заяц, медведь) : их внешнем виде, месте обитания. Закреплять навыки счета и представления по 2, по 4, поровну длиннее, короче, самая короткая, самая длинная, высокая, низкая. Ориентировку в пространстве (налево, направо, прямо). Развивать память, воображение, речь. Развивать познавательный интерес. Учить наблюдать и исследовать; воспитывать бережное отношение к родной природе.
Публикация «Занятие во второй младшей группе „Путешествие в лес чудес“» размещена в разделах
Материал: Игрушка «Капелька», аквариум с рыбкой, шесть игрушечных рыбок на подносе, корм для рыбок возле аквариума, клетка с попугаем. Бассейн с водой, шкатулка, семь колокольчиков, два сосуда, семь корабликов из скорлупы грецкого ореха, ширма. Игрушки мягкие: медведь, лиса, заяц. Картинки с изображением: трех медведей, рыбы, мышей, березы засушенные веточки; плакат с изображением малинника, числовые фигурки от 3 до 5. Ё лка: низкая, высокая. Дерево «Липа» - украшенное расписными ложками, деревянными игрушками, лапти. Под деревом поставить столик, расписанный под хохлому, на него поставить деревянную чашку с медом, положить скалку, большой медовый пряник. Чашки: с листьями липы и липовым цветом.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, сегодня я к вам пришла не одна, а с гостьей, ее зовут «Капелька».
Капелька: Здравствуйте ребята! Посмотрите, сколько рыбок я принесла! Какие это рыбки? (игрушечные). Возьмите игрушечные рыбки в руки. Покажите, где у рыбки спина, хвост, голова. Чем рыбка смотрит? (глазами) Поставьте рыбок на поднос. А теперь обратите внимание на аквариум и послушайте стихотворение, которое я прочитаю:
Рыбка плавает в водичке.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка - озорница
Я хочу тебя поймать.
Воспитатель: А можно, живую рыбку брать в руки? (нет). Почему? (без воды она погибнет). А можно с ней играть (нет). Верно, живая рыбка должна находиться в воде, без воды она может погибнуть. На неё можно смотреть, ею можно любоваться, её нужно кормить. Давайте покормим нашу рыбку, ведь без корма она тоже погибнет (дети кормят рыбку). Дети, а игрушечную рыбку нужно кормить? (нет). Да, игрушечную рыбку не надо кормить, с ней можно играть, и она может жить без воды. Мы узнали, что вода жизненно необходима живым рыбкам. А кому и где ещё нужна вода, мы сейчас с вами выясним. Где «Капелька» остановится, вы скажите, для чего здесь нужна вода: остановки делаются возле растений в природном уголке (вода нужна для поливки, иначе растения засохнут); около попугаев (вода нужна для питья); рядом с игровым уголком (вода нужна для стирки кукольной одежды, мытья игрушек). А человеку для чего нужна вода? (для умывания, купания, стирки, мытья посуды, приготовления еды). Значит, вода жизненно необходима не только рыбкам, но и человеку, растениям, животным, птицам. Вода даёт нам жизнь и здоровье, поэтому её надо беречь: не тратить зря, плотно закрывать краны, не загрязнять реки и озёра, потому что от туда вода приходит в наши дома: А если не будем беречь воду то:
Родник иссяк, ручей ослаб,
Вода из крана кап-кап-кап-
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет –
И нет водицы, нет, нет, нет.
И мы обещаем «Капельке», что воду будем тратить экономно. Правда, ребята! «Капелька» остаётся возле аквариума полюбоваться нашей рыбкой. А вас я приглашаю в ЛЕС-ЧУДЕС. Вы любите чудеса? Но сначала мы откроем вот эту шкатулку. Ох и не простая эта шкатулка. музыкальная. В ней живут волшебные колокольчики, с помощью которых мы превратимся в «капельки», которые побегут ручейком через волшебное озеро в ЛЕС-ЧУДЕС. Вы хотите быть капельками? Тогда возьмите волшебные колокольчики в руки, позвонили и сказали волшебные слова:
Бежит, журчит
Ручей ничей,
Чуть стает снежок
Через поле лужок.
И побежали «капельки» ручейком к волшебному озеру (волнистой линией, позванивая колокольчиками). Вот мы возле волшебного озера. Положите колокольчики в шкатулку.
Воспитатель: Обратите внимание на воду в этом сосуде – вода здесь какая? (грязная, мутная, тёмная). Теперь наберём в другой сосуд воду из озера, сравните и скажите какая вода в озере (прозрачная, чистая, голубая). Какую воду из двух сосудов можем назвать живой? (чистую и прозрачную). Знаете, вода в озере может петь песенки. Послушайте и скажите, какие песенки поёт вода – из сосуда выливаю воду в озеро (она звенит, журчит). Воспитатель ведёт рукой по поверхности воды (она булькает, стряхивает воду с рук (она - капает).
Воспитатель: Посмотрите, кораблики стоят возле озера: давайте прикрепим паруса и пустим поплавать кораблики в озере (кораблики пустили на воду).
Подул ветер … и у корабликов надулись паруса… и они уплыли далеко, далеко.
Стихотворение кораблик.
Кораблик закачался и весело помчался,
А мы за ним гурьбою
Вдогонку погнались.
Кораблик убегает,
Кораблик уплывает,
Уносится кораблик куда – то далеко.
А радость остается
И на душе легко.
Воспитатель: А глазки закрываются, чудеса продолжаются. Раз, два, три! Смотри!
Воспитатель: Вот и лес – чудес! Но здесь почему-то никого нет, тишина. Может, если мы позовем, то и откликнется кто-нибудь? (на ширме появляется заяц) (кукольный театр).
Заяц: Кто меня звал?
Воспитатель: Здравствуй, заяц! Скажи нам, пожалуйста, куда скрылись жители этого леса?
Заяц: Ищите всех под высокой ёлкой. Пока!
Воспитатель: Ну, что ребята будем искать высокую ёлку. Это какая ёлка? (низкая, а это? (высокая). Посмотрите сколько здесь животных под ёлкой сидит. Лиза, найди лису, Дима, найди медведя, Лёня – зайца. Дима, кого ты взял в руки? Как узнал, что это медведь? (коричневый, небольшие уши, большой). Лиза, как ты узнала, что это лиса? (рыжая, с длинным пушистым хвостом). Лёня, как ты узнал зайца? (длинный уши, короткий хвост, сам белый и пушистый). Посмотрите на животных и скажите, кто самый большой из этих животных? (медведь). Скажите, а кто больше по величине лиса или заяц? (лиса больше чем заяц, а заяц меньше чем лиса). Давайте расположим животных так, чтобы первым был самый большой зверь, затем поменьше, а самым последним был самый маленький (медведь, лиса, заяц). Скажите, какие это животные и где живут? (дикие, живут в лесу). И они сами добывают себе пищу. Кто знает, что любит, есть лиса? (мышей); заяц (веточки); медведь (рыбу, малину). Покормите животных.
Воспитатель: А вот здесь живет семья: назовите членов семьи? (папа-медведь, мама-медведица, сынок-медвежонок). Папа-медведь нашел в лесу большой куст малины:
1. Догадайтесь, в каком направлении пошел медвежонок и какой куст малины себе выбрал (пошел налево, к маленькому кустику). Сколько веточек на кустике у медвежонка посчитайте и обозначьте числовой фигуркой (карточка с числом * * *).
2. В каком направлении пошла мама-медведица, и какой куст себе выбрала? (направо, куст больше чем у медвежонка). Посчитайте из скольких веточек куст у медведицы, обозначьте числовой фигуркой (* * * *).
3. В каком направлении пошел папа-медведь и какой куст себе выбрал? (прямо к самому большому кусту). Из скольких веточек состоит куст посчитайте и обозначьте фигуркой (* * * * *).
Воспитатель: Теперь, пока семья медведей лакомится малиной, я вас приглашаю в гости к подруженьке Липке.
Воспитатель:
Прошу всех прямо встать
И то, что скажу, всем выполнять.
Шагает в гости детвора
Раз-два, раз-два
Дышите, не дышите
Влево, вправо наклонитесь
Улыбнитесь, поклонитесь
Вдохните глубоко
Нам шагать легко.
Воспитатель: Здравствуй Липонька! Здравствуй милая! Т-сс! Слышите? Она тоже здоровается с нами, шелестит своими веточками. Ой, Липонька, как ты нарядилась! Можно мы тебя рассмотрим? Кора дерева темная, теплая, на тонких веточках коричневая, блестящая, листочки по форме напоминают сердечко. А это цветы они бледно желтого цвета, сладко пахнут – понюхайте. Скажите, а что помогает дереву в бурю выстоять, не сломаться, на месте удержаться (корень). Издавна на Руси дерево-Липа считалось как хороший помощник человеку. Из белой древесины делали мебель, посуду, забавные игрушки. Из мягкого лыка плели веревки, коврики, а также самый главный предмет, про который я загадаю загадку:
В лесу родился
В руках крестился
На ногах умер (лапти)
Воспитатель: Правильно, лапти (показывает лапти). Посмотрите, как искусно они сплетены. А чтобы сплести одни такие лапти нужно надрать лыка с 3-4 молодых деревьев. Вот и представьте, какой большой урон наносили лесу. Лапти были очень популярны среди народа, поэтому народ сочинял песни про них. Лиза споет припев из песни «Лапти» :
Эх, лапти, да лапти,
Да лапти мои
Лапти липовые, лыком шитые,
Веселись-ка, народ!
Тятька новые сплетет.
Воспитатель: Знаете, ребята, это замечательное дерево славится не только лаптями, ложками, игрушками, но и медом, который собирают пчелы с цветов липы. И мед этот не только сладок, но и лечит простуду, заживляет раны. Недаром народ придумал поговорки. Я знаю такую: «Сладок медок, да ковшом его в рот». А вы какую знаете поговорку? («Цветы пчелкам, а мед деткам»). Теперь вы поняли почему это дерево называют «лапотным» да «медовым», говорят что оно одевает, обувает, поит, кормит, лечит, учит, помогает да детишек забавляет. Вот какое это чудесное дерево (снимает с веточки письмо, читает). Липка обращается к вам ребята:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед
А меня все обижают –
Кору тонкую сдирают…
Не ломайте вы меня
Поливайте иногда
И тогда на радость вам
Я медку побольше дам.
Воспитатель: Друзья, давайте пожалеем деревце. Что мы можем для него сделать?
Дети:
1. Будем липку мы стеречь
Наше деревце беречь.
2. Не забудем никогда,
Сколько пользы и добра
Это дерево приносит
А взамен лишь ласки просит.
Воспитатель: Слышите: колокольчик напоминает, что чудеса закончились и нам пора возвращаться в детский сад.