Елена Шуть
Занятие в старшей логопедической группе «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима. Зимние забавы.»
Цели:
1. Развитие пространственно- временных представлений
2. Развитие неречевого дыхания (длительность, сила выдоха)
3. Развитие связной речи (составление описательного рассказа)
4. Развитие навыка согласования существительных и прилагательных с числительными.
5. Развитие навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.
6. Обогащение словаря путём подбора родственных слов.
Публикация «Занятие в старшей логопедической группе „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
7. Развитие навыка образования относительных прилагательных и согласование их с существительными в числе, роде.
8. Развитие навыка фонематического анализа.
9. Профилактика нарушений письменной речи.
10. Развитие навыка образования существительных в родит. падеже мн. числа.
Оборудование: снежок (мяч, обёрнутый белой бумагой); сундук и белое покрывало (для сугроба); зимняя одежда, обувь; снежинки из тонкой бумаги; снеговик, цифры; рама для картины; картинки, относящиеся к различным временам года; картинки с изображением снега, снежинки, снеговика, снегурочки, снегопада, снегиря, снежка; большая снежинка с липучками; речка и картинки для мостика; рисунок катка, буквы.
I.Организационный момент.
-Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте!
II. Сообщение темы занятия.
- Отгадайте, о каком времени года идё т речь:
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила».
- это стихотворение о зиме.
- Правильно. Какое время года идёт перед зимой?
- Осень.
Какое время года наступает после зимы?
-Весна.
- Зима приготовила для вас сюрпризы и задания. А поможет нам волшебный снежок, куда он покатится, туда мы и отправимся.
Дети идут за снежком.
III. Основная часть.
1. «Картина зимы».
- Снежок привёл нас к раме. Для чего она нужна?
- Для того, чтобы вставлять фотографии, картины.
- Картину зимы нарисуйте
Без красок и карандашей,
Словами её опишите
И станет всем веселей.
- Выбирайте картинки, которые имеют отношение к зиме, вставляйте их в раму и составьте предложение.
Дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют их на полотно и составляют предложение по ним. Например: Солнце зимой светит, но не греет. Медведь зимой спит в берлоге. И т. д.
- Давайте придумаем название нашей картине. Какая у нас получилась зима?
(Если дети затрудняются в ответах, то задаются наводящие вопросы: Зимой крепкие морозы. Значит зима какая? Зимой идёт снег. Значит зима какая?.)
- Снежная. Морозная. Ветреная. Холодная.
2. «Снежинки».
- Снежок привёл нас к пеньку, на котором стоит корзинка. Что в ней находится? Угадайте:
«Странные звёздочки с неба упали
Мне на ладонь,
Легли и пропали.»
- это снежинки.
- Сейчас вы превратитесь в ветер, который будет дуть на снежинки.
Логопед даёт чё ткие инструкции по правильному выполнению этого задания: плечи не поднимать, щёки не надувать, держать снежинку у рта.
Дети получают снежинки.
Сначала дуют через губы длительно, держа снежинку за кончик. Затем кладут снежинку на ладошку и сильным коротким выдохом сдувают её.
- Как называется явление, когда ветер дует так, что сдувает снежинки, кружит снег?
- Вьюга, метель, пурга.
- Правильно. Когда вьюга воет, она издаё т звук : уууу. Давайте изобразим вьюгу. Она воет сначала тихо, постепенно усиливается.
Дети приседают, Тянут звук У сначала тихо, постепенно усиливая голос, поднимаются. И наоборот: тянут звук громко, постепенно приседая, тянут звук всё тише.
- Теперь наоборот.
3. «Снеговик».
- Снежок привёл нас на полянку. Отгадайте загадку и узнаете, что здесь должно появиться.
«Снег катали и лепили
Человека мы слепили,
Вместо глаз- два уголька,
Там, где нос- морковка,
А в руках – метёлка.»
- Это снеговик.
- Все вы любите лепить снеговиков. И я тоже. Я слепила одного белого снеговика.
Далее логопед показывает на цифры, а дети строят предложение.
- Я слепил два белых снеговика. Я слепила пять белых снеговиков. И т. д.
- Кого мы считали?
- Снеговиков.
- О ком будете рассказывать потом?
- О снеговике.
-Нос- морковку вставляют кому?
- Снеговику.
-Будем играть с кем?
-Со снеговиком.
- Метёлка у кого?
- У снеговика.
4. Физ. минутка «Снежок».
- Что ещё можно лепить из снега?
-снежки.
-Давайте лепить снежок:
1, 2, 3, 4,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним
И … сломаем.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Лепят, меняя положение ладоней.
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. Грозят пальчиком.
Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.
Приседают, ловят воображаемый снежок.
Встают, роняют воображаемый снежок.
Топают.
5. Родственные слова.
- Мы пришли с вами к узору, на что он похож? Её надо украсить картинками.
- На снежинку.
Отгадайте загадку:
«Одеяло белое, не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю к нам свалилось.»
- Это снег.
Посередине вывешивается картинка с изображением снега.
- У слова «снег» есть родственники, слова, похожие на него. Назовите их.
Дети называют слова, получают соответствующую картинку и вешают её к лучику снежинки: снежок, снегурка, снеговик, снежинка, снегопад, снегирь.
- Зима приготовила вам стихотворение, я его буду читать, а вы добавляйте снежные слова:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …
С неба всё скользят пушинки,
Серебристые …
Вот веселье для ребят,
Всё сильнее…
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …
Словно в белый пуховик
Нарядился…
Рядом снежная фигурка-
Это девочка-…
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой…
- Молодцы, ребята. А теперь поиграем,
снежок поймай, и слово ласково называй:
снег-
снегурка-
снегирь-
и т. д.
6. «Мостик через речку»
- Ребята, перед нами река. Что с ней произошло?
- Река покрылась льдом.
- «Мостик вы соорудите, звук первый и последний определите.»
Перед речкой лежат картинки.
Дети называют картинки.
-Первую картинку определите: в её названии первый звук [к], а последний [т], всего 3 звука.
- Это кот.
Угадавший кладёт картинку к речке.
Далее дети выкладывают цепочку из картинок, определяя первый и последний звук, так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
(кот-танк-кабан-насос-санки-индюк).
-Какая картинка имеет отношение к зиме?
- санки
7. «Каток».
- мы пришли на какое-то странное место. Угадайте, куда мы пришли? «Буквы вы узнайте и слово прочитайте.»
Дети узнают буквы, закрытые «снегом», открывают их и читают слово: каток.
- Что можно делать на катке?
- На катке катаются на коньках.
-Сколько коньков нужно одному человеку?
-Два
- Как это называется по-другому?
-пара коньков.
- Какие ещё парные предметы вы знаете?
Называют предметы.
- Скажите со словом «пара» :
Коньки-
Сапоги-
Варежки-
И т. д.
8. «Сугроб».
- Вот мы и добрались до сугроба. Давайте его разроем.
Разрывают сугроб.
-Под сугробом оказался сундук. Его оставила нам зима, в нём наверное подарки.
- Давайте разберём сундук.
Дети открывают сундук, а он заполнен вещами.
Дети достают по одной вещи и согласовывают с прилагательными: зимняя (ее, ие, ий) :
- Шарф-зимний
-варежки-зимние
-куртка-зимняя
И т. д.
IV. Заключительная часть
- Смотрите, на дне оказался конверт с письмом, прочитаем его:
«К вам я в гости собиралась,
Но немного задержалась,
Отвлекли меня дела:
Метели, вьюги, холода.
Вы задания выполняли,
Дружно за снежком шагали.
Снова в гости к вам приду
В садик в будущем году.
А сейчас вы не скучайте
И подарки получайте.
ВАША ЗИМА.»
Дети получают подарки от зимы, прощаются с гостями и уходят.