Елена Ким
Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать
Тема: «Зима. Зимние забавы».
Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные. Актуализация словаря по теме “Зима”. Обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами.
2. Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, голоса, общей и тонкой ручной моторики, координации речи с движением. Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.
Публикация «Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
3. Воспитательные цели. Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям. Формирование навыка сотрудничества.
Оборудование: Колокольчик, карточки для выкладывания схемы предложений, бомбочка. Слова-карточки: зима, снег, мороз. Искусственные снежинки. Картинки –зима, зимующие птицы.
Ход занятия.
Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное…читает стихотворение «Пришла зима» (Ирина Черницкая).
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
1. Знакомство с темой.
Логопед: «Сегодня мы на занятии будем говорить о зиме.
О красоте Зимы можно говорить бесконечно, хотя зима бывает и суровой (очень холодной). Но людям все нипочем. Несмотря на холод, они идут на работу, в сад, в школу, лишь кутаются теплее. Зато деревья неописуемой красоты: каждая веточка, каждый сучок одеты в пушистые белые шубки. Ведь деревья тоже живые и защищаются от мороза снегом. И, конечно же, главное украшение Зимы – это рождественские и новогодние праздники.
Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и даже кататься на коньках. Земля покрывается толстым слоем снега. Многие птицы, такие как ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи улетают в теплые края, их называют перелетными. А галки, вороны, сороки, снегири, воробьи зимуют с нами, и потому называются зимующими. Зимой птицам трудно добывать себе корм, поэтому люди должны их подкармливать.
2. Развитие и активизация словаря по теме: «Зима»
Логопед: «Кто назовёт слова, относящиеся к зиме?»
(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша и т. д.). (Дети отвечают).
Логопед: «Сегодня у нас с вами занятие не простое, а волшебное, и я сейчас превращусь в Зимушку! Звенит колокольчик. Логопед превращается в Зимушку.
Я зимушка холодная,
Из кружев мой наряд.
Пришла к вам на занятие.
Встречайте тот, кто рад!
Я, Зимушка, очень хочу с вами поиграть! Вы поиграете со мной? Назовите, в какие игры можно играть зимой?
(Кидать снежки, кататься на санках, ледянках, коньках, снегокате, сноуборде, лыжах, лепить снеговика, строить ледяные дворцы) (Дети отвечают).
А сейчас поиграем в игру «Зимние забавы» (игра-пантомима). Логопед поручает детям разные роли: одни имитируют катание на лыжах или на коньках, другие имитируют игры в «снежки», а третьи отгадывают, чем они занимаются.»
3. Подвижная игра: “Зима” на координацию речи с движением:
Мы погреемся немножко, (греем себя ручками)
Мы похлопаем в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп. (хлопаем в ладоши)
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее: топ-топ-топ. (топаем ножками)
Рукавички мы надели. (показываем)
Не боимся мы метели: хлоп-хлоп-хлоп. (хлопаем в ладоши)
Вот снежинки вниз летят,
На дома и на ребят. (кисти рук изображают падающие снежинки.)
Мы на улицу пойдем. (Ходьба с размахиванием рук.)
И в снежки играть начнем. (Наклониться, “слепить снежок”, бросить.)
4. Дыхательные упражнения.
Логопед: «Зимой часто дует сильный холодный ветер, а в небе летают белоснежные снежинки. Сейчас, я превращу вас в холодный сильный ветер, и вы поможете мне сдуть снежинки со стола. (Раздаёт снежинки).
А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинки.)
А теперь согреем ручки. Подуем горячим воздухом. (Дети «греют» ручки).
5. Упражнение “Выложи схему”.
Логопед показывает, как составляют схемы предложений, используя раздаточный материал. Пример: «Пришла зима.» I___.
Задание: детям необходимо составить по одному предложению о зиме и выложить схемы составленных предложений. Дети пользуются картинкой.
«Зимой холодно», «Выпал снег», «Люди одевают теплую одежду», «Дети катаются на санках.», «Ребята катаются на лыжах».
6. Игра “Какой, какая?”
Логопед называет слова (зима, снег, мороз, а дети подбирают признаки к предметам и явлениям, передавая «бомбочку» из рук в руки пока она не издаст определенный звук, обозначающий остановку игры.
Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная…
Снег (какой) – белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий…
Мороз (какой) – сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий …
7. Образование родственных слов. Игра «Доскажи словечко».
Логопед: «Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом. Педагог читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки -
Серебристые. (снежинки)
На поселке, на лужок
Все снижается. (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка -
Это девочка. (снегурка)
На снегу - то, посмотри? -
С красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (снег)
8. Образование родственных слов самостоятельно.
Задание: Подобрать похожие слова к словам:
Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);
Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
9. Итог и окончание занятия.
Логопед: «Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Какие задания понравились, что было трудным, что лёгким? Каждый должен самостоятельно оценить свою работу на сегодняшнем занятии. Вам нужно выбрать полоску цветной бумаги, которая соответствует оценке за проделанную работу. Кто считает, что проявил себя во время урока активным, вовлеченным, смекалистым, берет красную полоску, кто был менее активным, но все же старался проявить себя– берет желтую полоску, а тот, кому было скучно – берет зеленую полоску.
Список литературы:
1. "Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР" Н. Е. Арбекова, Москва 2011, изд-во "Гном"
2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда 2-е изд., перераб. —М. : Просвещение, 1985. — 112 с.
3. "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР" Н. Э. Теремкова, Москва 2011, изд-во "Гном"
4. "Уроки логопеда для детей 4-6 лет" О. И. Крупенчук, Санкт Петербург 2007, изд-во "Литера"
5. Нищева Н. Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
6. «Стихи о красоте природы» Анатолий Болутенко. «Пришла зима» Ирина Черницкая.
Текст песни «Новогодние песни для детей». «Тихо, тихо, как во сне» О. Г. Ваганова.