Валентина Ковыркина
Конспект занятия в старшей группе «Из чего же, из чего же…»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Цели: формировать представления детей о собственном теле и функциях отдельных
органов; закрепить знания о гигиене.
С о д е р ж а н и е з а н я т и я
• Игра-разминка с колокольчиком «Что есть у каждого из нас?».
Дети в кругу называют части тела и внутренние органы.
Прервавший цепочку выходит из игры.
• Дидактическая игра «Мо тело».
Детям предлагается силуэтная модель человека и набор карточек с изображением органов и
частей тела. Дети, называя их, размещают карточки на силуэте.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Из чего же, из чего же…“» размещена в разделах
• Моделирование правил ухода за собственным телом (заполнение «Дневничказдоровячка»).
• Игры по эйдетике «Определи по запаху, вкусу», «Узнай, что звучит».
Исследовательская деятельность.
• Изготовление фигуры человека с помощью разных техник и материала (аппликация из
бумаги; конструирование из картона, спичечных коробков, ниток, проволоки; лепка из
глины, соленого теста, папье-маше).
• Изучение поверхности языка с помощью зеркала, прослушивание биения сердца,
сравнение отпечатков пальцев с помощью лупы.
Совместная деятельность.
• Философские рассуждения на тему «Какой орган самый нужный?».
• Беседы: «Для чего чистить зубы?», «Почему мыло щиплется?», «Зачем делать
зарядку?», «Для чего человеку нужно соблюдать режим дня?».
• Детский практикум «Помоги себе сам» (при незначительных порезах, ушибах, легкой
простуде, усталости).
• Моделирование правил ухода за телом «Если хочешь быть здоров».
• Круглый стол «Только для девочек».
• Разговор «по-мужски» (о гигиене мальчика).
• Обсуждение прав реб нка «Мо тело - только мо».
• Словесная игра «А что у тебя?» ( по частям тела человека: рука - ручка - рученька -
ручища).
• Шуточный экзамен по теме «Что умеет наше тело?».
• Детская дискотека с элементами музыкальной пантомимы.
• Проведение Всемирного дня здоровья.
Организация предметно-развивающей среды.
• Макет человека с карточками частей тела.
• Куклы-аналоги.
• Создание центра человекознания, включающего: дидактические игры; иллюстрации,
таблицы, рисунки детей; наборы детской косметики и средства ухода за телом;
картотеку правил ухода за телом в рисунках и моделях; спортивное оборудование;
напольные весы, ростомер; «дневнички-здоровячки»; детские
энциклопедические издания; аптечку «доктора Айболита».
Материал к словесной игре «А что у тебя?» и философским рассуждениям
«Какой орган, самый нужный».
Цель: помочь усвоить части тела.
• Введение слов: гигиена, микробы, части тела, ушная раковина, кариес, пара.
- Для чего нужны руки, ноги, глаза, рот, уши, язык, нос?
- Из каких частей состоят ноги? (Стопа, пальцы, пятка, колено.)
- Из каких частей состоят руки? (Ладони, пальцы, локти.)
- Из каких частей состоит туловище? (Плечи, спина, грудь,
живот, пояс)
- Что у нас на голове? (Волосы, уши, нос, ноздри, брови, глаза, ресницы, веки, рот,
губы, язык.)
• О чем можно сказать словом «пара»? (Пара глаз, пара ноздрей, пара бровей, пара
век, пара рук, пара ног.)
• Что было бы, если бы.
. ты перестал мыться?
. .твой позвоночник от тебя убежал?
. у тебя не было бы зубов?
. .у тебя не стало язычка?
. сердце решило отдохнуть и перестало биться?
. мозг перестал думать, работать?
. глаза перестали видеть?
• Откуда берутся болезни? (От грязных рук, плохого питания, неправильного образа
жизни.)
• Что ты должен делать, чтобы.
. не заразиться, не заболеть?
. были здоровыми сердце и легкие?
. не болели зубы?
. быть веселым, радостным, умным?
• Про что можно сказать:
- «моя» - голова, рука, спина;
- «мой» - нос, лоб, глаз, рот, затылок, живот;
- «мо» - колено, ухо, плечо?
• «Один - много» :
- у меня рука, а у вас. руки;
- у меня плечо, а у вас. плечи (нос - носы, глаз - глаза, палец - пальцы, ухо -уши).
• Доскажи слово.
- Головой мы что делаем? (Думаем.)
-Ушами что делаем? (Слушаем.)
-Глазами. (Смотрим.) Носом. (Дышим, нюхаем.) Ртом. (Едим, говорим, пьем.)
Руками. (Держим, берем.) Пальцами. (Трогаем, гладим, рисуем.) Ногами. (Прыгаем,
бегаем, ходим.)
• Скажи ласково:
Рука - ручка, сердце. (сердечко, плечи. (плечики, зубы. (зубки, локти.
(локоточки, пятка. (пяточка, пальцы. (пальчики) и т. д.
• Исправь ошибки Лисенка.
Лисенок пришел к маме и стал спрашивать:
- А для чего нужна голова, чтобы нюхать? (Нет.)
Объясни, для чего и почему.
- А глаза нужны, чтобы дышать?
- Уши, чтобы говорить?
- Нос, чтобы рисовать?
- Руки, чтобы ходить?
- Ноги, чтобы думать, а рот, чтобы слышать?
• Скажи наоборот:
Здоровый - больной; сильный. (слабый); полезный. (вредный); чистый. (грязный).
• Перескажи рассказ «Про нос и язычок».
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
- Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня все
по два, а язык один и нос один?
- А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше
слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый, куда не
надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по ОДНОМУ.
• Объясни слова: болтала, курносый, не совала, оказывается.
• Про что можно сказать: один, одна, два, две, много? (Волос, пальцев, зубов, ресниц,
ногтей.)
• Расскажи об органах чувств:
- Чем мы вдыхаем воздух? Чем мы видим? Чем мы ощущаем вкус еды? Чем мы
слышим? Чем мы чувствуем боль от укола иголкой?
• Подумай и договори:
- У мамы кошки - глаза, а у котенка? (Глазки.)
- У мамы кошки - нос, а у котенка? (Носик.)
- У мамы кошки - уши, а у котенка? (Ушки.)
- У мамы кошки язык, а у котенка? (Язычок.)
• Отгадай загадку:
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)
- Для чего человеку необходим этот орган чувств? (Глаза помогают нам видеть.
Эта способность называется зрением. С его помощью человек воспринимает
окружающий мир.)
Есть такая поговорка: «Глаза - зеркало души». Если взглянуть человеку в глаза, то
можно узнать о его характере и настроении.
- Что значит относиться к глазам бережно?
• Продолжи: глаза могут быть вес лыми, внимательными.
Какими еще? (Умными, любопытными, добрыми, грустными, печальными,
задумчивыми.)
- Где находятся глаза у человека? (На голове.)
- Почему говорят: глазное яблоко? Какая защита есть у ваших глаз? Зачем нам веки,
ресницы, брови? А слезы для глаз полезны?
• О ком можно сказать: голубоглазый, большеглазый, кареглазый, сероглазый,
дальнозоркий, близорукий?
• Этот витамин улучшает зрение. Кто его принимает, у того здоровая кожа, и он не
болеет простудой. (Витамин А, содержится в смородине, моркови, помидорах,
абрикосах, зеленом луке.)
• Измени слова по образцу:
Глаза - много глаз; веко - много. (век); брови - много. (бровей); очки - много.
(очков).
• Подбери слова-действия:
Глазами можно (что делать) - смотреть, моргать, прищуриваться, закрывать,
открывать, видеть.
• Назови ласково:
Глаза - глазки; ресницы -. ; брови -. ; слезы -. .
• Подбери слова, противоположные по значению (употребление антонимов) :
Вес лые - грустные; здоровые. (больные); близорукие. (дальнозоркие).
Загадки к занятию.
Меж двух светил Всегда во рту,
По середине один. А не проглотишь.
(Нос.) (Язык.)
Вот гора, а у горы Брат с братом
Две глубокие норы. Через дорожку живут,
В этих норах воздух бродит, Друг друга не видят.
(Глаза.)
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)
Что принадлежит только вам,
Оля смотрит на кота,
а пользуетесь им реже, чем На картинке - сказки.
другие? (Имя.) А для этого нужны
Полон хлевец Нашей Оле. (глазки).
Белых овец.
(Зубы.)
Оля ягодки берет Оля ядрышки грызет,
По две, по три штучки. Падают скорлупки.
А для этого нужны А для этого нужны
Нашей Оле. (ручки). Нашей Оле. (зубки).
Два соседа-непоседа. Один говорит,
День - на работе, Двое глядят,
Ночь - на отдыхе. Двое слушают.
(Глаза.) (Язык, глаза, уши.)
Если не стучу, За белыми березами
То не живу. Соловушка свищет.
(Сердце.) (Язык.)
То заходит, то
выходит. (Нос.)
Куда ни пойдешь
-Все на них взглянешь.
(Ноги.)
Чего нет быстрее?
(Очей.)
Вокруг проруби Ношу их много лет,
Сидят белые голуби. А счета им не знаю.
(Рот, зубы.) (Волосы.)
Есть всегда он у людей, Вокруг двух озер
Есть всегда у кораблей. Камыш растет.
(Нос.) (Ресницы.)
Пришли гости
-И под лавку.
(Ноги.)
У двух матерей Двое идут,
По пяти сыновей, Двое несут,
Одно имя всем. Третий говорит.
(Пальцы.) (Ноги, руки, рот.)
Слаще меда, мягче пуха.
Ни на меру,
- Отдохни! - все шепчет в ухо.
Ни на вес,
Тот, кто будет с ней дружить, Но у всех людей он есть.
Будет очень плохо жить. (Ум.)
(Лень)
И долга и коротка, Чего хочешь
А один одному не верит: -Того не купишь,
Всяк сам по себе мерит. Чего не хочешь
(Жизнь человеческая.) -Того не продашь.
(Молодость, старость.)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
(Глаза.)
И рать, и воеводу -
Всех повалит.
(Сон.)
З