Айталина Тимофеева
Экологическое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающем миром «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представления о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понятие «зимующие» птицы.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Развивающие:
Развивать знания о зимующих птицах, выяснить причину, почему они не улетели в теплые края, как будут зимовать, чем будут питаться.
Предварительная работа:
Беседы, наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек, кормление птиц.
Публикация «Экологическое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающем миром „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: Презентация, иллюстрации зимующих птиц, корм для птиц, аудио-голоса птиц.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Цель:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами
2. Основная часть
Цель:
Воспитатель:
Наша планета земля – прекрасная, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа, люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе.
-Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для этого мы вместе немного поиграем. Согласны?
Звучит аудио запись с голосами птиц.
Воспитатель: Чьи это голоса? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы
Воспитатель: А птицы есть и зимующие, есть и перелётные. Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах. Ребята, а как вы думаете, почему птиц называют зимующие?
Дети: ответы детей (потому, что они остаются с нами зимовать) .
Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы! Посмотрите кто к нам сегодня прилетел? Он принес нам конверт, давайте откроем его.
Воспитатель:
В письме лежат загадки, а вам надо отгадать о какой птице идет речь.
Загадки:
Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый “доктор” (Дятел)
– Кто это ребята?
Дети: Это дятел.
Воспитатель: Правильно, ребята, это дятел. Эта птица остается с нами зимовать. Дятел является лесным доктором у деревьев (показ картинки дятла) .
Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)
- Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)
Воспитатель: слушайте следующую загадку:
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
Воспитатель:
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя –
Любим птичку – (Снегиря.)
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Правильно. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири обычно держатся небольшими стайками.
Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается) (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)
Воспитатель:
Кар-кар-кар! – кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? …
(Ворона)
Дети: Ворона.
Воспитатель: Молодцы. Вороны очень осторожны. У них хорошо развито обоняние, слух и зрение. Они всеядны. Есть еще повадки у воронов – это любовь к блестящим предметам и желание куда-нибудь спрятать избыток пищи.
Посмотрите у вороны (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
- Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение еще об одной зимующей птичке – «Воробей» :
Е. Панкратова
Воробьишка-воробей,
Чик-чирик! – между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку – скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета).
-Чем покрыто тело воробья? (перьями). Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека)
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки, и вы, узнаете, какие зимующие птицы прилетели к нам на кормушку.
Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке
Это маленькая птичка, а зовут её….(синичка) Картинка синички
Воспитатель: Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые. Чем питается синичка? (салом, семенами)
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Игра на цвет восприятие
Цвет восприятие по картинке «Покормите птиц зимой» (по 4 ребенка посадить за стол).
Воспитатель:
Воспитатель: А что объединяет этих птиц, как вы считаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Все эти птицы остаются зимовать в нашем городе. Потому что они не боятся холода и голода.
Воспитатель: Ребята, а чем питаются птицы зимой? Ведь жучков, червячков, паучков зимой нет.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, они питаются ягодами рябины, калины, семенами ясеня, но птицам все равно голодно зимой.
Рассказ воспитателя: Что едят птицы зимой?
Бывает, что зиме нужно всего несколько часов, чтобы вступить в свои права – за ночь укроет снегом землю, дома, крыши, дороги, леса, поля. И все мы радуемся, что зима наступила и все белым-бело. Нам кажется, все довольны, что все скрыто под снегом. А вот птицам, наверное, нерадостно.
Где же теперь им брать корм? И холодно, и голодно птицам, нашим пернатым друзьям. На ветках и проводах сидят, нахохлившись, прилетают поближе к человеческому жилью в надежде, что здесь найдут хоть какую-то кормежку.
Кто же может помочь бедняжкам-птицам? Только мы, люди. Только мы умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на окрестных деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки. Узнайте, какие птицы живут в вашей местности, какие у них привычки, какой корм они едят. Можно сделать кормушку и повесить во дворе, в ближайшем парке, саду или в лесу. Можно устроить кормушку у себя на балконе или за окном. Сначала птицы будут бояться подлетать к ней, но потом привыкнуть, и вы можете наблюдать, как они весело склевывают зернышки с деревянной дощечки, которую вы поставили для них. У дощечки должны быть бортики, чтобы корм не ссыпался и крыша, чтобы его не заносило снегом.
Что можно насыпать в кормушку кроме хлебных крошек? Просо, овес (можно даже геркулесовую крупу, пшеницу, кукурузу. Очень любят птички тыквенные и подсолнечные семечки. Для синичек подвесьте на веревочке кусочек сала. Они впиваются коготками в него, раскачиваются на нем как на качелях и одновременно клюют его. Выглядит это очень забавно. Если птички заметили вашу кормушку и им понравилось угощение, то они будут прилетать в эту птичью столовую регулярно. Не забывайте подсыпать им корм почаще, будет очень обидно, если они прилетят, а еды нет.
Сделав хотя бы одну кормушку, вы поможете нескольким птицам продержаться в холодные месяцы. Конечно, они не смогут сказать вам “спасибо”, ведь они не умеют говорить. Но они все равно будут очень благодарны.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.
Воспитатель:
А как можно помочь птицам пережить зимой голод, как люди помогают им в этом?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, чтобы покормить птичек, надо сделать для них кормушки. Я предлагаю вам вместе со мной заняться изготовлением кормушки. Это кормушка необычная. Называется эко-кормушка.
3. Рефлексия
Воспитатель: Ну вот, наше занятие подошло к концу. Все потрудились на славу. Молодцы.
Давайте вспомним, чем питаются птички? Чем мы можем их покормить? (хлеб, зерно, семечки, сало, семена растений)
Рефлексия:
Ребята скажите чему мы с вами учились? – называть птиц, их узнавать по голосу и по внешнему виду. Как можно одним словом назвать этих птиц? Зимующие. Почему?
Ребята сейчас мы с вами собрали зимующих птиц, а вечером мы их с вами нарисуем.
Сюрпризный момент- раскраски дать