Александра Шукшина
Занятие в старшей группе «Песенка колокольчика»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Песня колокольчика».
Цель: продолжать активизировать познавательные способности по теме
«Песня колокольчика»
Тип образовательной деятельности: интегрированная
Программные задачи:
Познавательные:
-сформировать знание о колоколах;
- познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;
- познакомить с устройством колокола и особенностями звучания;
Публикация «Занятие в старшей группе „Песенка колокольчика“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Темочки
-закрепить знания о стекле, дереве и металле.
Развивающие (специальные) :
- побуждать развитие фантазии,
- формировать умение выражать свои мысли.
Воспитательные:
-учить взаимодействовать друг с другом
-воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине;
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Песня колокольчика», деревянные ложки, колокольчики.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
в руке у воспитателя колокольчик
Воспитатель: Ребята, а это что у меня в руках?
Дети : Это – колокольчик. Слышите, как он звенит?
Звенит еще громче.
Воспитатель :Подойдите поближе и посмотрите на него внимательно.
Дети рассматривают колокольчик, звонят в него, рассматривают.
Воспитатель: Ребята, из чего сделан этот колокольчик?
( Ответы детей: из металла.)
Воспитатель: Почему колокольчики не делают из дерева?
( Ответы детей: колокольчик из дерева не был бы таким звонким; из дерева делают другие музыкальные инструменты например, деревянные ложки)
Дети играют на ложках.
СЛАЙД 1
Воспитатель: Подумайте, можно ли сделать колокольчик из стекла?
( Ответы детей: можно, но стекло хрупкое, легко бьется; такой колокольчик может быстро разбиться, его осколки будут очень опасны. Стеклянный колокольчик будет красиво звенеть).
Воспитатель: Ребята,а вы знаете, когда как впервые появились колокольчики?
СЛАЙД 2
Воспитатель: Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. Легенда рассказывает, что когда-то давным - давно, ещё в конце 4 века, епископу Ноланскому приснился сон в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.
СЛАЙД 3
Звучат колокола
Воспитатель: Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
( Ответы детей: Чтобы созывать народ).
Воспитатель: Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание, звоном отмеряли дневные и ночные часы). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны). Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон.
СЛАЙД 4
Воспитатель: Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…. Как вы думаете, из чего делали колокола? (Ответы детей).
Воспитатель: Для отливки колоколов, нужны красная и зелёная медь, олово. В глубокой яме стоит форма, туда заливают колокольную медь. Верёвками подбирали, колокол со всех сторон цепляли. С трудом поднимали, чтобы не сорвался, не разбился, как дитя малое оберегали. Сейчас колокола льют так же, как в старину, по описанию прадедов.
СЛАЙД 5
Воспитатель: Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище (юбка). Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня царя Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.
СЛАЙД 6
Воспитатель: Сохранившиеся древние колокола - это самые исторические памятники Православия, письменности, декоративно- прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. Их украшали разными изображениями, и каждый мастер отмечал на колоколе свою фамилию.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой колокол самый большой?
( Ответы детей: Царь- колокол).
СЛАЙД 7
Воспитатель: Как вы думаете, почему его так назвали?
( Ответы детей: Он самый большой и тяжёлый).
Воспитатель: Правильно. Он весит 200 тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы, люди боясь, что колокол расплавится, Царь - колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями, деревянные леса загорелись, их стали заливать водою). Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок. После пожара Царь - колокол пролежал в яме целое столетие. Позже колокол был поднят и установлен на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя - колокола, который стоит сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. Этот колокол – великан отлили русские мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины.
СЛАЙД 8
Воспитатель: Колокола вешали на высокие колокольни или звонницы. Как вы думаете для чего? ( Ответы детей: чтобы колокольный звон было слышно далеко).
Воспитатель: Правильно, в далёкие времена колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.
СЛАЙД 9
Воспитатель: Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай, когда в городах и деревнях начинались болезни, на всех колокольнях начинали звонить в колокола и болезнь отступала. В наше время учёные подтвердили целебные свойства колокольного звона, он лечит бессонницу и нервные болезни.
СЛАЙД10
Воспитатель: Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям. Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ. А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в колокольчик звонили во входную дверь, вешали животным на шею, чтобы они не потерялись, колокольчиками украшают ёлки, в школе приглашает на уроки, используют в оркестрах, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую жизнь.
СЛАЙД 11
Воспитатель: Колокола стали символом державы и мощи духа русского народа.
Слышу вас, колокола, над землёю.
Против горя, против зла вы со мною.
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать – Россия!
СЛАЙД
(Звуки колоколов)
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята вы сегодня узнали много нового, а что вам больше всего запомнилось или понравилось? Я вам дам колокольчик, а вы передавайте его друг другу и рассказывайте. (Ответы детей)
Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свой колокольчик.