Людмила Коробицына
Занятие в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ж]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе на тему
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Задачи: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах. Совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание, работать над ритмом.
Публикация «Занятие в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ж]-[ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитывать уважительное отношение к друзьям и дружеские чувства, любовь к животным.
Материалы:
Игрушки жука и змеи, мяч, предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, презентация к заданию «Повтори чистоговорки» и «Артикуляционная гимнастика», звуковые дорожки,фломастеры.
Приемы и методы: загадки, мотивация предстоящей деятельности, игра, практический прием (физкультминутка, артикуляционная гимнастика, звуковые дорожки, наглядный (картинки и презентация, метод контроля.
Ход занятия:
1. Орг. момент
-Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, посмотреть на вас, какие вы у меня большие, умные и трудолюбивые. Давайте с ними поздороваемся. (дети садятся полукругом)
-Сегодня мы будем учиться правильно говорить.
(дети вместе)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
-О чем это стихотворение?
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
-Ребята, сегодня к нам еще гости пришли, а кто пришёл вы узнаете, отгадав загадки.
- Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК (игрушка)
- Правильно ребята, это жук, а зовут его Жак.
А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)
-А сейчас встретим другого гостя.
-Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (ЗМЕЯ) (игрушка)
-Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шуша.
-Как шипит змея? (шшш)
-Жук Жак жужжит, змейка Шуша шипит, ребята кто догадался, с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).
-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.
2. Основной этап
1) Дидактическая игра «Поймай звук»
Дети встают в круг
- Какой звук слышится в песенке жука? (ж-ж-ж)
- В песенке змеи? (ш-ш-ш)
-Сейчас я буду называть разные звуки, если услышите звук – ж, хлопайте в ладоши (как будто ловите жука) ,а если звук –ш, топайте ногами (как будто отгоняете змею)
К,п,ш,л,ф,ж,н,ш,д,ж,м,р,ш,т,ж…
2)-Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по- моему они поссорились.
Жук Жак: -Да, мы в ссоре. Шуша говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.
- Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.
-Для начала вспомним, что нам помогает произносить звуки (губы,зубы,язык)
-Давайте споем песенку змеи. Что делают губы, зубы и язык. (губы как бублик, между зубами небольшая щелочка, язык поднимается к верху чашечкой, а посередине языка идет теплая, широкая струя воздуха)
- Споем песенку жука. Что делают губы, зубы и язык. (губы как бублик, между зубами небольшая щелочка, язык поднимается к верху чашечкой, а посередине языка идет теплая, широкая струя воздуха, работает горлышко-звенит)
-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.
Артикуляционная гимнастика.
(под счет до 5сек. 3раза)
C Шушей и Жаком вместе
Не будем мы сидеть на месте
Упражнения выполняем
Язычок поразминаем.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем. 1,2,3,4,5 «заборчик» можно убирать
Бублик мы изобразили-
Плавно губы округлили. 1,2,3,4,5 «бублик» можно убирать
Язычок наш как лопатка-
Закругленный, плоский, гладкий. 1,2,3,4,5 «лопатку» можно убирать
-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давайте поиграем.
3)–Дети, вы любите играть в мяч, а стихи?
«Добавь слово»(с мячом)
-Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавив слово, которое подходит. Отвечать будет тот, кому я кину мяч.
1. И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
-Чья песенка слышится в этом слове?
-Спой песенку жука.
2. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
-Чья песенка слышится в этом слове?
-Спой песенку змеи.
3. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
-Чья песенка слышится в этом слове?
-Спой песенку жука.
4. Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на… (машине).
-Чья песенка слышится в этом слове?
-Спой песенку змеи.
–Жук Жак услышал свою песенку и захотел спеть ее с вами и поиграть.
Физминутка
На лужайке, на ромашке Руки на поясе, повороты в стороны
Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу хлопки
Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.
Низко - низко наклоняюсь.
4) «Собери друзей»
Ребята, как вы думаете, много ли слов со звуками ж и ш? Жак и Шуша принесли с собой любимые картинки. В названии одних есть песенка жука, в названии других- песенка змеи. Но эти картинки случайно перепутались. Помогите их разделить на две группы.
-Если в названии предмета слышна песенка жука-значит это картинка жука и вы отдаете ее ему, если песенка змеи- змее. (показываю пример)
5)Игра на развитие логического мышления «Четвертый лишний»
Детям выставляется на полотно четыре картинки, в названии которых есть [Ж] [Ш]: шуба шапка шарф ежик. Дети должны выделить лишнюю картинку (ежик - это животное, шуба, шапка, шарф – одежда)
6)- Вы хорошо справились с заданием, мне кажется, змейка и жук уже почти помирились, сдружить их помогут веселые чистоговорки.
ДИ «Повтори чистоговорки».
-Сначала я произнесу чистоговорку, потом вы повторите ее четко и громко. (Презентация)
Ша-Ша-Ша наша Маша хороша (хором, прохлапывая, шепотом)
Жи-Жи-Жи у меня ножи (хором, только девочки, только мальчики)
Шу-Шу-Шу шубу я ношу (хором, мальчики начинают, девочки заканчивают)
Же-Же-Же -эта песня о еже (хором, индивидуально 2 чел)
Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок (хором, грустно, радостно)
7) Упражнения на развитие моторики «Звуковые дорожки»
На столах звуковые дорожки, давайте еще раз споем песенки жука и змеи, но теперь поработают и наши пальчики. (дети обводят дорожки и поют песенки). Совместное рассматривание работ.
3. Итог
-Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жак и змейка Шуша улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи.
-Давайте еще раз споем песенку жука. Как летит жук. Споем песенку змеи, как ползет змея.
-Что больше всего вам сегодня понравилось?
-Я думаю, что Жак и Шуша никогда не будут ругаться и спорить, кто главнее. Они даже решили целый день провести с вами и немного поиграть.