Ольга Саржан
Занятие в старшей группе для развития слухового и зрительного восприятия
Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие зрительной и слуховой памяти.
4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
мягкая игрушка;
Публикация «Занятие в старшей группе для развития слухового и зрительного восприятия» размещена в разделах
карточки к упражнениям «Запомни фигуры и знаки», «Дом и сад» (по количеству детей);
открытки, ножницы (по количеству детей);
тарелочки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.
Психолог: Дети:
— Ребята, сейчас я раздам вам карточки, на которых нарисованы геометрические фигуры и ма-тематические знаки. Я положу их на стол изображением вниз. По моему сигналу вы возьмете карточки, рассмотрите фигуры и знаки и постараетесь запомнить их. Когда я дам команду «Стоп», вы перевернете карточки изображением вниз.
Психолог раздает карточки к упражнению «Запомни фигуры и знаки». По сигналу психолога дети переворачивают карточки, рассматривают и запоминают изображения. Через 20 секунд звучит команда «Стоп».
Психолог собирает карточки.
— Возьмите из тарелочки листы бумаги и простые карандаши. Нарисуйте те фигуры и знаки, которые вы запомнили.
Дети выполняют задание и отдают свои листы психологу.
Данное задание можно считать диагностическим и вписать результаты детей в соответствующую графу журнала.
Если ребенок запомнил 6-7 из 9 фигур (знаков) и смог их воспроизвести, это высокий результат, 4-5 — средний результат, 3 и меньше — низкий результат.
— Молодцы, ребята! А теперь скажите, какие геометрические фигуры вы видели на карточках?
— Правильно! А знаете, как называются математические знаки, которые вы рисовали? — Круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал.
— Минус, равно (знак равенства, плюс, больше.
При затруднениях психолог рисует на доске математические знаки и уточняет их названия.
— Сейчас я буду записывать на доске цифры, а вы называйте их.
Психолог пишет цифры от 1 до 10 на доске, дети называют их.
— Цифры вы знаете. Тогда выполним следующее задание.
Психолог раздает карточки к упражнению «Дом и сад».
— Возьмите карандаши и соедините точки по порядку.
Дети выполняют задание.
— Что у вас получилось?
— Нарисуйте в домике окошко, на крыше домика нарисуйте трубу. — Получился домик.
Дети выполняют задание.
— Что вы видите около домика?
— Что лежит под яблоней?
— Сколько яблок лежит под яблоней?
— Нарисуйте на яблоне пять яблок. — Дерево, яблоню.
— Яблоки.
— Пять яблок.
Дети выполняют задание.
— Сколько всего яблок теперь нарисовано на картинке?
— Правильно! Яблоки растут на яблоне. Яблоки — фрукты, а яблоня — фруктовое дерево. Какие еще фруктовые деревья могут расти в саду? — Десять яблок.
— Груша, вишня, слива.
— Верно. Вы умеете правильно отвечать на вопросы и хорошо считать. Послушайте задачу. Пришли к Антону на день рождения гости. Ваня подарил ему говорящего попугайчика, Коля — заводной вездеход, Лиза — дере-вянный конструктор, Валя — переводные картинки. Сколько подарков получил Антон?
— Сколько детей было на дне рождения? —Четыре подарка.
— Пять детей.
— А теперь встаньте из-за стола. Возьмите свои стульчики и поставьте по кругу.
Психолог убирает один из стульев и предлагает пересчитать детей и оставшиеся стульчики.
— Кого больше?
— Давайте поиграем в игру, которая называется «Кто самый внимательный?». Пока я буду хлопать в ладоши, вы бегайте вокруг стульчиков, перестану хлопать — быстро садитесь на стулья. Кто останется без стульчика — будет помогать мне хлопать. Начали! — Детей.
После того, как один из детей выбывает из игры, психолог убирает один стул. Таким образом остается четыре стула и пятеро детей, игра продолжается. остается один стул и двое детей. Кто займет оставшийся стул, тот — самый внимательный ребенок.
Дети и психолог поздравляют победителя, хлопают ему.
Затем дети садятся за столы.
— У каждого из вас в тарелочке лежит открытка. Возьмите ее, рассмотрите, теперь переверните. Видите — она разделена линиями на несколько частей. Возьмите ножницы и по линиям разрежьте открытку на части.
Каждый ребенок получает индивидуальное задание. Психолог, учитывая возможности детей, подготавливает различные по сложности варианты упражнения — открытки могут быть раз-делены на 4,6 и 8 частей.
Дети разрезают открытки.
— Теперь ваша задача — собрать открытки из частей.
Дети выполняют задание.
— Молодцы! Вы разделили целое на части и из частей вновь собрали целое.
— Наше занятие подошло к концу. Вспомните и расскажите игрушке, чем мы занимались. Не забудьте похвалить друг друга.
Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой.
— До свидания. Я буду рада увидеть вас вновь!
С уважением, педагог-психолог
МБДОУ детского сада «Березка»
Саржан Ольга Павловна