Получи документы

Занятие в старшей группе 5–6 лет «Быт казаков»

Елена
Занятие в старшей группе 5–6 лет «Быт казаков»
▼ Скачать +Заказ

Тема: «Быт казаков»

Цель: Познакомить с внутренним убранством – интерьером казачьего куреня : сундук, лавки, печь, стол, их назначением, знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

Публикация «Занятие в старшей группе 5–6 лет „Быт казаков“» размещена в разделах

Познакомить детей с бытом донских казаков (утварью, обстановкой, убранством куреня).

Воспитывать эмоциональный отклик и бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю – малой Родине.

Образовательная область «Познавательное развитие» :

- знакомить с историей своего народа;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

- вызвать интерес к народному творчеству;

предметах интерьера казачьего куреня (лавки, стол, сундук, полки, стулья).

- знакомить с применением предметов в казачьем быту.

Образовательная область «Речевое развитие» :

- побуждать интерес к казачьему говору и освоению новых слов; применительно к сфере внутреннего домашнего казачьего обихода :

- расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

-развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-развивать уважительное отношение к истории родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества.

Образовательная область «Физическое развитие» :

-Закреплять элементы й игровой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности.

Методы и приемы:

Наглядный метод: Иллюстрации внешнего и внутреннего убранства куреня; иллюстрации костюмов казака и казачки; сундук с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, утюг, рубаха, тарелка, плошка, макитра); поднос с муляжами (виноград, подсолнух, колос пшеницы).

Словесный метод:

Побуждать интерес к казачьему говору и освоению новых слов применительно к сфере внутреннего домашнего казачьего обихода.

(Курень, узвар, коромысло, чугунок, лоскутное одеяло, валик и рубила, ухват, рушник).

Практический метод:

Планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.

Игровой метод: загадывание загадок; организация игровой ситуации;

выполнение педагогом игровых действий.

Предшествующая работа:

Чтение художественной литературы, казачьих сказок, рассматривание иллюстраций о быте и убранстве казачьей горнице, д/и «Обустроим горницу».

Материалы, оборудование:

Демонстрационный материал: презентация, магнитофон, атрибуты казачьего куреня, печь, деревянные предметы интерьера казачьего куреня, (лавки, стол, сундук, полки, стулья, макет куреня в разрезе.

Ход занятия:

Слайд 1. Воспитатель:

Очень часто с событиями

И с суетою дней,

Старины своей не помним мы,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину

Слайд 2. Рассказ и рассматривание иллюстраций жилищ древних людей Дона.

Это было давным-давно. Много лет назад на Дону жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Затем они научились строить жилище из костей и шкур животных. Позже люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В реке водилось много рыбы. И построили люди много станиц по всей земле Донской и стали звать себя казаками донскими.

Слайд 3. Главным занятием казаков было военное дело : охрана границ Русской земли от врагов.

Слайд 4, 5. В мирное время казаки занимались разведением лошадей, коров, кур, гусей, ловили рыбу, охотились.

Наша донская земля очень богата и плодородна, казаки издавна научились возделывать землю, и земля дарила богатые урожаи зерна, овощей и фруктов.

Отгадывание загадок

Дети, давайте отгадаем загадки о том, чем славится плодородная донская земля. (Дети отгадывают загадки и находят на подносе виноград, колос пшеницы, подсолнух).

1. Гроздья белые висят –

Это спелый (виноград)

2. Вырос в поле дом,

Полон зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столе золотом (колос пшеницы)

3. Желтый Антошка

Вертится на ножке,

Где солнце стоит,

Туда он и глядит (подсолнух).

Строительство в станицах казачьих велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа.

Рассказ и рассматривание иллюстраций казачьего курня.

Слайд 6. Курени – так назывались жилища казаков, строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома.

В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем, красном углу находились иконы.

Чтобы курени были еще красивей, казаки воле них сажали сады, яркие цветы. Так и жили казаки : сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли границы от врагов.

Слайд 7, 8, 9.

А теперь посмотрим внутреннее убранство куреня. (Дети рассматривают иллюстрации с внутренним убранством куреня).

Вот кровать, стол, лавка, печка, сундук.

Рассказ и показ предметов домашней утвари.

Как вы думаете, что может храниться в сундуке? (ответы детей).

- Что нам думать и гадать, у меня есть похожий сундук, давайте мы его откроем.

- Ой, чего здесь только нет! (воспитатель достает кувшин).

- Дети, что это? (кувшин)

- определите, из чего сделан кувшин? (дать потрогать)

- Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук мастера, сделавшего этот кувшин. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду. Летом в жару в кувшины наливали квас, молоко, узвар, так называли казаки компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб.

- А это посуда (достаю старинную тарелку). Мастера вручную расписывали ее яркими богатыми узорами. Часть посуды молодая хозяйка приносила в дом мужа вместе с приданым. Всегда под рукой у хозяйки – плошки разных размеров, чугунки, сковороды, глиняные макитры (показываю рисунок макитры). Макитры использовали для хранения крупы, в них замешивали тесто, укладывали пирожки и хлеб. Казачки бережно относились к домашней утвари, после приготовления начищали чугунки. Мыли глиняную посуду и расставляли ее на полках.

Ребята, самое главное в казачьей хате — это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили:

«Всё, что в печи,- на стол мечи»

«Печь нам – мать родная»

«У печи всё красное лето»

«Зимой в мороз даже кур под печкой держали»

Слайд 10. В печи казачки готовили еду, в чугунках, ставили и доставали чугунки ухватом и сразу ставили на стол. Воду приносили из колодца в ведрах, подвешенных на коромыслах.

«Хлебом не корми, только с печи не гони»

Слайд 11. За большим деревянным столом, усаживаясь на лавки, вся семья садилась, кушать, обязательно перекрестившись.

Слайд 12. Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В божнице хранились молитвы, свечи.

Слайд 13. Семейные фотографии были во всех комнатах куреня, военные, свадебные.

Слайд 14.

Чтение стихотворения «На хуторе нашем вишневом».

(Воспитатель достает из сундука рубашку)

На хуторе нашем вишневом,

У чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава

Даю ребенку в руки рубашку, – «Какая красивая рубашка!».

Казачки очень любили наряжаться на праздники. Рубашка сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой.

Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми (рассматривают иллюстрацию казачки и казака). Праздничная одежда шилась из шелка и бархата.

Казачки сами расшивали свою одежду вечерами.

Слайд 15. Одевались казаки нарядно и красиво : их повседневной одеждой были штаны-шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна.

Электричества раньше не было, а горела вот такая лампа (достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).

Слайд 16. Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

- Что же еще в сундуке? (достаю рубель).

Казачки были хозяйками, они гладили свежевыстиранное белье, наматывая на рубель, и прижимали к столу. Позже появился утюг.

- Посмотрите какой! (ставлю на стол утюг)

- Из чего он сделан?

Дети: Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.

Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.

Дети, давайте поиграем в игру «Обустроим горницу», вспомним, как жили раньше казаки (дети совместно с воспитателем на макете, обустраивают убранство куреня)

Слайд 17. Итог занятия :

Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. Завтра вы отправитесь в гости к своим прабабушкам. У них дома вы непременно найдете какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое рубаха или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища.

И будем помнить:

МНОГИЕ ИЗ НАС - ПОТОМКИ ТЕХ САМЫХ СИЛЬНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ КАЗАКОВ, СОЗДАВШИХ СВОИМ УПОРНЫМ ТРУДОМ СЛАВНУЮ ДОНСКУЮ ЗЕМЛЮ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группеКонспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группе Цель: формировать представление о быте донского казачества. Задачи: - учить создавать объёмные фигуры; - развивать мелкую моторику пальцев.

Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков»Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков» Культурные традиции донских казаков – это неиссякаемый источник народной мудрости, который передаётся от поколения к поколению. Пословицы.

Физкультурное развлечение «Игры донских казаков» в подготовительной группеФизкультурное развлечение «Игры донских казаков» в подготовительной группе Цель: Обогащение двигательного опыта детей и оздоровление детского растущего организма через народные подвижные игры; воспитание любви.

Фотоотчёт «Праздник Светлой Пасхи у уральских казаков»Фотоотчёт «Праздник Светлой Пасхи у уральских казаков» Тепло приветствую моих друзей и гостей странички! В предыдущей публикации я рассказала о подготовке к "Празднику Светлой Пасхи". Сегодня.

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе «Как ребята старшей группы Буратино помогли»Интегрированное итоговое занятие в старшей группе «Как ребята старшей группы Буратино помогли» Интегрированное итоговое занятие в старшей группеТема: «Как ребята старшей группы Буратино помогли!» Подготовила воспитатель гр. № 5 «Смешарики».

Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство»Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство» Цели:формировать представление о том, как жили наши предки;закрепление рыб,которые водятся в реке Дон. Задачи:развивать познавательный.

Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков»Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» Цель: Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций Донских казаков. Задачи: • Закрепить знания детей о жизни и.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». ФотоотчетЭкскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была.

Конспект занятия «Жизнь и труд казаков» Цель: -познакомить детей с орудиями труда казаков; -расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков; Задачи: -продолжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе 5–6 лет «Быт казаков»
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 17:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие в старшей группе 5–6 лет «Быт казаков»» (включая файлы) размещена пользователем Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД