Гульсина Куликова
Занятие в средней группе по обучению грамоте по программе В. Т. Кудрявцева «Тропинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в средней группе по коммуникации по программе В. Т. Кудрявцева «Тропинки»
Составила: воспитатель первой квалификационной категории Куликова Гульсина Завдатовна
Тема: Путешествие в страну волшебных звуков.
Цель:
1. Закреплять умение определять звонкость – глухость, твёрдость – мягкость согласных звуков.
2. Закреплять умение называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения.
3. Называть слова по определённому фонематическому признаку.
Публикация «Занятие в средней группе по обучению грамоте по программе В, Т, Кудрявцева „Тропинки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Интеграция: познавательное, речевое, физическое, социально –
коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.
Демонстрационный материал: предметные картинки; дудочка; квадраты
красного, синего и зелёного цветов, для обозначения звуков; молоточек, принц Звуковичок, (сделанный из цветной бумаги).
Раздаточный материал: тетради; квадраты красного, синего и зелёного цветов,для обозначения звуков, цветные карандаши, картинки –раскраски.
Ход ООД.
1. Организационный момент. Воспитатель говорит: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну Волшебных звуков. В этой стране живут разные звуки. Закройте глаза, я скажу волшебные слова.
Отправляемся в полёт,
Начинаю я отсчёт.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы взлетать,
Через поле, через лес
Полетим в страну чудес! (автор Г. З. Куликова)
Вот, ребята мы прилетели в страну Волшебных звуков. А кто же нас здесь встречает? Да это же сам принц Звуковичок. Он говорит, что очень рад гостям и предлагает путешествие по своей стране. Для этого нужно правильно называть звуки.
2. Игра в кругу. Воспитатель от имени Звуковика говорит: «Угадайте, что это звук. Послушайте его песенку:
Жу-жу-жу,
Я ребятами дружу. (автор Г. З. Куликова)
Какую песенку пел этот звук? (жу-жу-жу) Назовите первый звук. (ж) Это звонкая песенка или незвонкая? (звонкая – дети вместе с воспитателем повторяют этот звук) Молодцы, ребята, вы правильно назвали звук.
Постойте, я что-то слышу. Вы не слышите? Кто-то тихо поё т:
Тише, тише, не шумите,
И ногами не стучите,
Очень не люблю шум,
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
А люблю я тишину,
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Кто это поёт? Это главный смотритель тишины страны Волшебных звуков. Какую песенку поёт смотритель? (шу-шу-шу) Это звонкая песенка или не звонкая? (незвонкая) Угадайте, как его зовут? (ш) Молодцы, дети, вы угадали имя смотрителя тишины.
Посмотрите, что я нашла (достаёт дудочку). Чья же она? Звуковичок, ты не знаешь, чья это дудочка?» Звуковичок отвечает: «Знаю, весёлому пастуху нашей страны. А ребятам предлагаю угадать, как его зовут. Послушайте его песенку. Воспитатель читает речетативом:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Потерял пастух дуду,
А я дудочку нашла,
Пастуху я отдала.
Воспитатель спрашивает: «Какую песенку пела дудочка? («ду-ду») Звонкая песенка у дудочки или незвонкая? (звонкая) Какой первый звук в песенке «Ду-ду»? («д»)».
А ещё, ребята, я нашла вот этот молоточек, послушайте, как он стучит. Воспитатель стучит молоточком. Спрашивает: «Как стучит молоточек? («тук-тук») Звонкая песенка у молоточка звонкая или незвонкая?» (незвонкая)» Какой первый звук в песенке молоточка «тук-тук»? («т»)
Воспитатель предлагает детям: «Положите руку на горлышко, послушайте звуки «ж», «ш», «д» и «т». Определите, когда горлышко дрожит. Какой звук звонкий, а какой незвонкий?»
3. Звуковичок предлагает детям поиграть в его любимую игру. На столе у доски разные предметные картинки, на доске справа картинка, название которого начинается со звонкого согласного, слева – с глухого. Задание:
– Взять картинку, определить, на какой звук начинается слово ( например: «д», «т»). Прикрепить картинку на доске под соответствующей картинкой.
4. А ещё, ребята, наш принц Звуковичок любит весёлые загадки.
Упражнение «Смешные слова». Воспитатель говорит: «Я прочитаю предложения, в которых одно слово звучит неправильно. Вы определите, какое слово я произнесла неправильно». Читает вслух предложения.
- Строители построили большой и красивый «том». (дом)
- У мамы очень послушная «точка». (дочка)
- Дровосек рубит «трова». (дрова)
- Молоточек стучит «дук-дук». (тук-тук)
- В парке растёт «дополь». (тополь)
- Мама купила «дорт». (торт)
Воспитатель спрашивает: «Какие слова я спутала?» (том – дом, точка – дочка, трова – дрова, дук-дук – тук-тук, дополь – тополь, дорт – торт).
Сейчас мы отправляемся во дворец принца Звуковичка.
5. Физминутка «Паровоз кричит…»
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колёса так стучат,
Тихо-тихо говорят:
«Так-так-так!»
Вот мы и во дворце. (дети садятся за стол)
6. Работа в тетрадях (стр. 13, задание № 30).
Мы узнали, что в стране Волшебных звуков живут разные звуки – звонкие и глухие, но мы знаем, что звуки бывают ещё гласные и согласные. Каким цветом мы обозначаем гласные (волшебные) звуки? (красным) А согласные звуки какие бывают? (твёрдые и мягкие) Каким цветом обозначаем твёрдые согласные (синим, мягкие (зелёным).
Задание: определить, на какой звук начинается слово – на твёрдый или мягкий согласный звук и положить соответствующий квадратик под картинку. Один ребёнок работает у доски, остальные в тетрадях.
6. Ребята, путешествие по стране Волшебных звуков заканчивается. Давайте поблагодарим принца Звуковичка и подарим ему что-нибудь на память. Звуковичок мне сказал, что скоро во дворце будет бал цветов и просит нас раскрасить вот эти цветы для украшения дворца.
Задание: раскрасить картинки.
7. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- какие звуки живут в стране Волшебных звуков (звонкие, глухие или незвонкие,твёрдые, мягкие согласные, гласные.