Татьяна Подгайная
Занятие в родительской школе для родителей детей с РАС. Тренинг «Верни себе себя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие
Задачи:
• овладение навыками практического самопознания;
• создание условий для выстраивания адекватной самооценки, активизация творческих способностей;
• приобретение более адекватных стратегий решения жизненных затруднений;
• повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроения.
ХОД ВСТРЕЧИ
Быть самим собой - это значит жить полноценной жизнью.
Быть самим собой - это так просто, и в то же время очень сложно.
Публикация «Занятие в родительской школе для родителей детей с РАС, Тренинг „Верни себе себя“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для того, чтобы быть самим собой нужны такие качества характера как уверенность в себе и смелость. Уверенность нужна нам во всех областях жизни - для достижения успеха, нахождения своего места в жизни, отстаивания своих интересов, создания семьи, защиты себя и своих любимых, воплощения своих целей. Уверенность - это знание собственных ресурсов и знание о том, где взять недостающие ресурсы.
Для того, чтобы стать уверенным в себе человеком и быть самим собой, нужно сначала полюбить себя. Процесс роста и развития личности начинается с чувства безусловного принятия, безусловной любви к себе. Чтобы полюбить себя, нужно сначала себя понять, услышать голос своей души, познать истинного себя. И отнестись к самой ценной части самого себя с трепетом, нежностью, и любовью.
Уверенность в себе - это естественное состояние человека, у которого гармонично выстроены отношения с самим собой. Так же как в материальном мире действуют законы гравитации, на психологическом плане тоже действуют определенные законы. Когда мы чувствуем неуверенность, скорее всего, нам необходимо отследить свои внутренние голоса, разобраться со своими истинными потребностями, и дать достаточно любви своему внутреннему ребенку.
Упражнение «Три имени»
Каждому участнику выдается карточка. На ней нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени
Упражнение «Я - подарок всему человечеству»
Участникам предлагается представить, что существует такая номинация, как «Я – подарок всему человечеству», нужно аргументировать и доказать почему именно Вы достойны этой номинации.
Упражнение «Зато»
Участникам предлагается продолжить фразы:
• Я устала, зато…
• Я иногда несдержана, зато…
• Я ленива, зато…
• Я застенчива, зато…
• Я молчалива, зато…
• Я слишком уступчива, зато…
• Я не умею печь пироги, зато…
• Я не люблю слушать классическую музыку, зато…
• Я не очень хорошо пою, зато…
• Я иногда, слишком много ворчу, зато…
• Я несколько легкомысленна, зато…
• Меня легко рассмешить, зато…
• Я бываю капризна, зато…
Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни»
Участники группы по очереди рассказывают о том, в чем им повезло в этой жизни. После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.
Релаксация «Внутри нас»
Предлагаю вам расслабиться и успокоиться. Сядьте удобно… Расслабленность, покой, отдых бывают приятнее, когда глаза закрыты. Закройте глаза. Вы слышите мой голос и можете еще больше расслабиться и успокоиться, еще больше, ровно настолько, насколько это надо вашему организму… вашему телу… вашему мозгу… вашему подсознанию.
Почувствуйте, как вы дышите. С каждым вдохом ощущение покоя усиливается… С каждым выдохом все тревоги, заботы дня уходят на задний план.
Для того чтобы добиться положительных внутренних изменений, нужно научиться задавать себе самому вопросы. Ответив на них, вы сможете разобраться в самих себе.
Итак, ответьте самому себе: «Что я сейчас делаю? Что я чувствую? О чем думаю?»
Теперь давайте активизируем наше воображение. Вообразите, что вы – маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна на некоторое время накрывает вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки, эти падения и выныривания… Ощутите движение волны… тепло солнца… брызги воды… эту силу, которая не дает вам пойти ко дну и поддерживает вас.
Вот так и в жизни – то вы оказываетесь накрыты волной проблем и тревог, то вдруг – опять на поверхности… Никогда не надо терять самообладания… Будем учиться у природы, у окружающего мира житейской мудрости…
Хорошо! А сейчас вспомните такой момент вашей жизни, когда вы чувствовали эмоциональный подъем, когда вы были счастливы… Вспомните, когда вы были кому-то очень нужны, были дороги и любимы.
Запомните эти приятные ощущения и сохраните их в течение всего дня. Откройте глаза.
Упражнение ««Я реальное» и «Я идеальное»»
Участникам раздаются листы бумаги и карандаши. Вам необходимо нарисовать себя в двух «ипостасях»: «Я реальное» и «Я идеальное».
После того, как все справятся с заданием, происходит обсуждение того, что получилось.
Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали «Я идеальное» или «Я реальное»?
Совпадают ли ваши реальные и ваши идеальные образы?
Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?
С какими трудностями вы можете столкнуться? Может, у вас это легко получится?
Упражнение для повышения самооценки
Во многих из нас воспитали убеждение в том, что хвалить себя мысленно или вслух - «нескромно». Иногда нам намного проще находить у себя недостатки, чем достоинства. Собственно говоря, самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, а такая привычка крайне вредна.
Предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Возьмите листок бумаги и напишите на нем:
1. Два качества вашей внешности, которые вы цените в себе.
2. Две наиболее замечательные черты вашего характера.
3. Одну выдающуюся способность или какое-либо ценное умение.
Легко ли вы справились с этим заданием?
Сохраните этот листок бумаги и держите его при себе, чтобы он напоминал вам о ваших сильных сторонах - в особенности когда вы чем-то подавлены или удручены.
Если вы будете постоянно концентрироваться на отрицательных сторонах, негативный настрой будет окрашивать ваши мысли и язык тела. В результате вы не только сами увязнете в своих проблемах, но и другие люди станут относиться к вам отрицательно или враждебно, а то и вовсе игнорировать вас и ваше мнение.
Изберите для себя положительный настрой и откажитесь от мыслей о плохом. Научившись хорошо относиться к себе, вы начнете хорошо относиться и к окружающим вас людям.
Упражнение «Письмо из будущего»
Представьте себе, что вам уже на 10 лет больше, чем сегодня. Вы уже зрелый, мудрый человек. Напишите себе сегодняшнему письмо, как вы живете, чем занимаетесь, чего достигли, как себя чувствуете. А так же напишите, что вы бы хотели сказать себе сегодняшнему: возможно, вы хотели бы предостеречь себя, дать совет, успокоить.
Напишите письмо от вас в будущем себе в настоящем
Опишите где вы, что вы делаете, через что вы прошли, чтобы там оказаться
Расскажите себе те важные вещи, которые вы поняли или сделали, чтобы оказаться там
Дайте себе мудрый совет или сочувствие из будущего
Это письмо положите дома в какое-нибудь потайное место, чтобы не потерять. Через какое-то время, через несколько лет, это письмо можно будет перечитать, вспомнить наш тренинг и сравнить свои достижения, оценить свои мысли.
Свободная беседа
Спасибо всем за проделанную работу. Мы прощаемся с вами до следующей встречи.