Вера Филюшина
Занятие в рамках внеурочной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей 4–5 лет «Теремок друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Звениговский детский сад «Ракета»
Занятие в рамках внеурочной деятельности
по социально – коммуникативному развитию
детей 4 - 5 года жизни
«Теремок друзей»
Разработала воспитатель
высшей квалификационной категории
Филюшина Вера Константиновна
Звенигово 2016
Содержание
1. Аннотация…. 3
2. Введение… 4
3. Перспективное планирование социально – коммуникативного
Публикация «Занятие в рамках внеурочной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей 4–5 лет „Теремок друзей“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
развития детей 4 – 5 года жизни…. 7
4. Заключение…. 15
5. Список использованных источников…16
Аннотация
Социально – коммуникативное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которые должны решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Актуальность социально – коммуникативного воспитания огромна, так как объективна социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменениями традиционных нравственных норм и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением устойчивости нравственных убеждений и отношений, приводит к нежелательным последствиям в нравственном отношении подрастающего поколения: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию: размытость критериев добра и зла: низкий уровень развития эмоционально – волевой сферы личности. В таких условиях всё острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности; способной созидать, а не только потреблять. Именно в этом возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социально – нравственного развития ребенка.
Введение
В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе».
Социально - коммуникативное развитие по программе Вераксы «От рождения до школы» включает следующие направления: социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Цель кружка:
• способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: взаимопомощь, сочувствие
• укрепление уверенности в себе, понимание ребенком своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками
Задачи кружка:
• создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно – пространственной среды
• оказать помощь ребенку в приобретении позитивного опыта совместного существования
• учить разбираться в непростых отношениях, расширять представления о мире, учить общению со сверстниками и взрослыми
• формировать образ «Я» (физические, эмоциональные, интеллектуальные особенности)
• формировать социальный опыт детей (мотивация деятельности, самоопределение личности, коррекция действий и взаимоотношений детей)
Основные формы взаимодействия с детьми:
— знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;
— нравственно-этические беседы;
— сочинение историй, сказок;
— игровое проектирование проблемных ситуаций.
Возможности обучения значительно возрастут, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать малышей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.
Основные методы взаимодействия с детьми:
- Знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Основы нравственности можно преподнести через сюжет хорошо известной сказки или другого литературного произведения. Например, после прочтения сказки «Три поросенка», можно обсудить ситуацию, в которую попали главные герои, и спросить: «Что плохого сделал волк? Почему нельзя так поступать?». Прекрасной художественной базой для изучения и обсуждения нравственных понятий могут служить сказки «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Золушка», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Гадкий утенок» и многие другие. В дальнейшем дети сами смогут находить в литературных текстах примеры нарушений нравственных норм и ценностей.
- Нравственно-этические беседы. Беседы с детьми нужно строить так, чтобы нравственно-этическое представление приобрело для них яркое, живое содержание. Тогда и моральные чувства развиваются более интенсивно. Поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правомочности их поступков.
- Сочинение историй, сказок. Процесс обучения станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Например, на основе сюжетов из сказок или собственных сочиненных историй педагог может предложить детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее. Эти творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить. Затем дети сами смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.
- Игровое проектирование проблемных ситуаций. В этом случае желательно организовать практическую деятельность, включая игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, так как моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволит педагогу легче познакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями.
Осуществляя взаимодействие с детьми, необходимо придерживаться принципов гуманистической педагогики, а именно:
— создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;
— использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.
Перспективное планирование социально - коммуникативного развития детей 4 - 5 года жизни
Октябрь
Тема: «Это я»
Цель: Помочь узнать себя и свои возможности, способствовать самораскрытию, повышению внутри группового развития.
Темы недели Предварительная работа Связь с другими видами деятельности
Тайна моего «Я» «Ты и твое имя» («Социально-нравственное воспитание детей» Т. П. Киковкина) Дидактическая игра «Что предмет рассказывает о себе» (А. И. Сорокина стих. «Мое рождение», Т. А. Шарыгина «Моя семья»)
Беседа «Твоя любимая игрушка» («Нравственно-этические беседы» Е. А. Алябьева) Эксперимент «Мое тело – это я».
Игра «На вкус и цвет».
Дидактическая игра «Что моя вещь расскажет обо мне».
Я и мои друзья «Мои друзья»
Игра «Так у нас. А у вас?» (Д. и А. И. Сорокина).
Беседа «Мальчики и девочки» (И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание») Этюдный тренаж «Вспомни свою игрушку»,
Подвижная игра «Угадай кто это?», «Угадай кто ушел?»
Ребенок и взрослые «Моя семья» Игра «Наши помощники» (А. И. Сорокина)
Беседа «Как и чем можно порадовать близких?» («Нравственно-этические беседы» Е. А. Алябьева) Сюжетно-ролевая игра «Семья».
ОДД, Рассматривание картины «Петушок с семьей»
Культура поведения и общение дома, на природе, в общественных местах, этикет «Здоровье на крыльях пчелы»
Игра «Что было бы, если бы…» (А. И. Сорокина «Дидактические игра в детском саду»)
ООД «Насекомые – друзья или враги?» («Открытые мероприятия» Аджи А. В.)
Ноябрь
Тема: «Мои поступки, чувства, настроения»
Цель: Знакомить детей с внешним выражением разнообразных эмоциональных состояний, уточнить понимание правил взаимоотношений, учить давать моральную оценку.
Темы недели Предварительная работа Связь с другими видами деятельности
Тайна моего «Я» «Мои чувства, мое настроение» Стихотворение «Бабушка болеет» («Моя семья» Т. А. Шарыгина,
Беседа «Учусь прощать» (И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание») ООД «Хорошо солнышко смеется»
(«Открытое мероприятие» Аджи А. В., Этюдный тренаж «Чуть-чуть грустно»,
Упражнение «Радость-грусть»,
Дид. игра «Угадай настроение»
Я и мои друзья «С кем бы я хотел дружить» Дидактическая игра «Чудо вещи вокруг нас» (А. И. Сорокина)
Беседа «Нарочно и нечаянно» (И. Ф. Мулько
«Социально-нравственное воспитание») ООД «Чтение произведения «Дядя Степа» С. Михалков,
Конспект компл. занятия.
Этюдный тренаж «Капризка»
Чтение сказки «3 поросенка» («Занятие по развитию речи» В. В. Гербова)
Ребенок и взрослые «Наш город» Игра «Путешествие по маршруту добрых чувств…» (Д. и А. И. Сорокина)
Чтение сказки «Краденое солнце» К. Чуковского.
Беседа «почему бывают драки?» («Социально-нравственное воспитание» И. Ф. Мулько) Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Рассматривание фотографий «Наш город»
Культура поведения и общение дома, на природе, в общественных местах, этикет Инсценировка сценки «Дружные зверята» Чтение сценки, распределение ролей, работа над мимикой, жестами, движениями, диалогом. - Этюдный тренаж «Шла лиса».
- Удивительный лес. Кто в нем живет? («Открытые мероприятия» Аджи А. В.)
- Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
- Подвижная игра «У медведя во бору»
Декабрь
Тема: «Мы разные»
Цель: Помочь понять, что между детьми при их непохожести очень много общего, воспитывать уважение к индивидуальности каждого.
Темы недели Предварительная работа Связь с другими видами деятельности
Тайна моего «Я» Игра-превращение «Угадай!» Беседа «Если ты гуляешь один» (И. Ф. Мулько
«Социально-нравственное воспитание»).
Беседа «Твое любимое блюдо» (Ялябьева Е. А. «Нравственно-этическое воспитание») Этюдный тренаж «Снежинка».
Игра «Угадай, кто это?», «Угадай по голосу»
Я и мои друзья Игровое упражнение «Как лучше поступить?» Рассказ В. А. Осеевой «Печенье» («Воспитание хороших манер» Т. Л. Мирилова)
Беседа «Кто это хвастун?» (И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание») Дидактическая игра «Защитники девочек»
Дидактическая игра «Доброе слово»
Ребенок и взрослые «Одежда наших предков» Беседа «Какие разные взрослые» (И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание») ООД «Подарок Зимушки-Зимы» Открытое мероприятие.
ООД «Чтение произведений о Родине» (Г. Я. Затумин «Конспекты комплексных занятий»)
Культура поведения и общение дома, на природе, в общественных местах, этикет Развлечение «Бал вежливых ребят» Игра «Ночное путешествие в канун Нового года» стр. 76 (Дидактические игры А. И. Сорокина)
Беседа «Как и в какие игры можно играть с младшими детьми» (Алябьева Е. А.
«Нравственно-этические беседы») ООД «Письмо Деду Морозу»
Конспекты комплексных занятий.
Январь
Тема: «Дружба»
Цель: Выяснить, как дети понимают значение слов «друг», «дружба», какие качества больше всего ценят дети в своих друзьях.
Темы недели Предварительная работа Связь с другими видами деятельности
Тайна моего «Я» «Подари мне радость!» Игра «Мои друзья-товарищи» (Дидактическая игра А. И. Сорокина)
Сказка «Вежливый кролик» («Воспитание хороших манер» Т. Л. Мирилова) ООД «Рассказывание сказки «Как собака друга искала» (Г. Я. Затулин «Конспект комплексного занятия»)
Ситуация «Твоему другу больно…»
Я и мои друзья «Кого можно назвать другом?» Дидактическая игра «Поищем и найдем волшебное слово», Стихотворение «Лучший друг» (Т. А. Шорыгина «Моя семья») ООД «Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей» (Конспект комплексного занятия Г. Я. Затулин).
Этюдный тренаж «Встреча друзей».
Чтение сказки «3 поросенка»
Февраль
Тема: «Добрые дела»
Цель: Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остается равнодушным в трудных ситуациях.
Темы недели Предварительная работа Связь с другими видами деятельности
Тайна моего «Я» «Как я отношусь к другим детям?» Дидактическая игра «Поможем Незнайке» (А. И. Сорокина).
Беседа «Мы не будем торопиться» (И. Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке») ООД «Чтение произведения «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковский.
ООД «Урок вежливости» («Занятия по развитию речи» В. В. Гербова)
Я и мои друзья «Русские богатыри» Игра «Кто в какое время суток работает?» (Дидактические игра А. И. Сорокина)
Сказка «Прогулка с папой» (Т. А. Шорыгин «Моя семья») Сюжетно-ролевая игра «Летчики».
ООД заучивание стихотворения «Пограничники» С. Я. Маршак, («Конспект комплексных занятий» Г. Я. Затулин)
Ребенок и взрослые «Детский сад – моя вторая семья» Стихотворение «Добрые слова» («Воспитание хороших манер» Т. Л. Мирилова)
«Учусь сочувствовать» Беседа (И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание») Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие в кругу друзей»
Декоративное рисование «Укрась свои игрушки» (Т. С. Комарова «Занятие по изобразительной деятельности»)
Культура поведения и общение дома, на природе, в общественных местах, этикет Правила поведения в гостях Сказка «В гостях у лисы» («Моя семья» Т. А. Шорыгина, беседа «Предметы на праздничном столе» (И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание») Беседа «Правила поведения за столом», «Что надеть в гости».
Лепка «Угощения для кукол» (Г. С. Комарова «Занятие по изобразительной деятельности»)
Март
Тема: «Я и моя семья»
Цель: Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья; формировать понимание того, что в семье все заботятся друг о друге.
Темы недели Предварительная работа Связь с другими видами деятельности
Тайна моего «Я» Твои поступки и чувства других людей Стихотворение «Заболел сынок» (Т. А. Шорыгина «Моя семья»)
Рассказ «Сестры» (Т. А. Шорыгина)
Беседа «Сколько мам в твоей семье?». Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
Дидактическая игра «За что меня любит мама?» («Познаем. Общаемся. Играем» Т. И. Софроновой)
Я и мои друзья Детский сад – моя вторая семья Беседа «Можно ли свою игрушку приносить в детский сад?» (И. Ф. Мулько «Социально-правовое воспитание»).
Беседа «Что такое детский сад?» («Нравственно-этическая беседа» Алябьева) Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Беседа «Как вести себя в детском саду»
Рисование «Твоя любимая игрушка»,
(Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»)
Ребенок и взрослые Беседа «Семейный портрет» Занятие «Чем порадовать маму?» («Сюжетно-нравственное воспитание»)
Дидактическая игра «Какой букет цветов ты бы хотел подарить маме?» («Дидактические игры» Сорокина) ООД. Заучивание стихотворения «Наши мамы» Е. Блогининой («Конспект комплексного занятия» Г. Я. Затулина)
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Культура поведения и общение дома, на природе, в общественных местах, этикет «Зачем человеку дом?» Беседа «Дерево держится корнями, а человек семьей» («Моя семья» Т. А. Шорыгина).
«У мамы с папой гости» (И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание»)
Общение «Как можно порадовать родителей»
Аппликация «Большой дом» («Занятия по изобразительной деятельности» Т. С. Комарова)
Апрель
Тема: «Зачем нужны правила»
Цель: Формировать представление о правилах поведения, как общепринятых во всем мире нормах правил, воспитывать культуру поведения на природе.
Темы недели Предварительная работа Связь с другими видами деятельности
Тайна моего «Я» Как себя вести в общественных местах Дидактическая игра «Поиски добрых слов» (А. И. Сорокина)
Беседа «Мы едем в городском транспорте» (И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание») Аппликация «Автобус» («Занятия по изобразительной деятельности» Т. С. Комарова)
Я и мои друзья Правила поведения в гостях Дидактическая игра «Письмо доброго сказочника», («Дидактические игры» А. И. Сорокина)
Беседа «Как надо здороваться» (Алябьева «Нравственно-этические беседы») Общение «Культура еды».
«Как вести себя при встрече»
Ребенок и взрослые Этическая беседа «Правила на всю жизнь» Беседа «Зачем нужны правила?» (И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание») «Урок вежливости» («Занятия по развитию речи» В. В. Гербова)
Культура поведения и общение дома, на природе, в общественных местах, этикет Развлечение «Природа вокруг нас» Беседа «Опасные предметы» (И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание»)
Беседа «Ты часть природы» (Алябьева «Нравственно-этические беседы») ООД. «Спички не тронь, в спичках – огонь…», «Открытые мероприятия», «Туристы» ООД.
Май
Тема: «Мы едем помогать растениям»
Цель: Закрепить знания детей о роли человека в жизни природы, воспитывать бережное отношение ко всему живому систематизировать знания.
Темы недели Предварительная работа Связь с другими видами деятельности
Тайна моего «Я» «Я выполняю поручение» (И. Ф. Мулько «Развитие представления о человеке») Дидактическая игра «Встреча с добрыми, хорошими людьми» (А. И. Сорокина).
Дидактическая игра «Стихотворение «Дедушка и внучка» («Моя семья» Т. А. Шарыгина) ООД «Посадка лука», «Открытые мероприятия» (О. А. Соломин «Занятия по фор.»)
Я и мои друзья «В весеннем лесу» («Сценарии занятий по культурно-нравственном воспитании» Т. А. Фалькович) Дидактическая игра «Есть ли у человека помощники в труде» (А. И. Сорокина) ООД. «Лесной подснежник – ах, как он нежен», «Открытое мероприятие».
Этюдный тренаж «Прогулка в лес».
Рисование «Развесистое дерево» (Т. С. Комарова «Занятие по изобразительной деятельности»)
Ребенок и взрослые «В гостях у нашего дерева» («Сценарии занятий по культурно-нравственному фольклору») Дидактическая игра «Кто растит хлеб для всех людей» (А. И. Сорокина).
Беседа «Чем отличаются и похожи животные и растения?» (Алябьева) ООД «Удивительный лес. Кто в нем живет?», Открытые мероприятия.
Общение «Деревьям тоже больно»
Культура поведения и общение дома, на природе, в общественных местах, этикет «Экологическая тропа весной» (О. О. Соломен «Занятия по формированию экологии») Дидактическая игра «Кто помогает сохранять красоту цветов?» (А. И. Сорокина)
Беседа «Мы идем помогать растениям» (И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание») ООД «В гостях у времени года», («Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию» Т. А. Фолькович).
Заучивание стихотворения З. Александровой «Одуванчик» (Г. Я. Загулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»)
Заключение
Коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребёнка. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящён воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: “социально-эмоциональное” воспитание, или “нравственное” воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям.
Таким образом, полученные результаты работы подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.
Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками.
Список использованных источников:
1. «Воспитание хороших манер» Т. А. Мирилова Издательство: Корифей, 2011
2. «Дидактические игры в детском саду» А. И. Сорокина Издательство: Просвещение, 1982
3. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» О. А. Соломенникова Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ: Москва, 2010
4. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Г. Я. Затулина Издательство: Центр педагогического образования, 2009 г.
5. Методические пособия Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования- м. : Мозаика-Синтез, 2010.
6. «Моя семья» Т. А. Шорыгина Издательство: Сфера, 2012
7. «Нравственное воспитание в детском саду» В. И. Петрова Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» Под общей редакцией: доктора педагогических наук Т. С. Комаровой,кандидата педагогических наук В. В. Гербовой. Программа «Нравственное воспитание в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
8. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» И. А. Алябьева М. : ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
9. «Открытые мероприятия для детей средней группы д/с»
10. «Познаём, общаемся, играем» Т. И. Сафронова
11. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» И. Ф. Мулько Издательство: Сфера, 2007 г.
12. «Сценарии занятий по культурно нравственному воспитанию» Т. А. Фолькович М., «Вако» 2006 г.
13. «Социально – нравственное воспитание детей 5 – 7 лет» И. Ф. Мулько Издательство Сфера, 2004
14. «Сюжетно – ролевые игры» Н. В. Краснощё кова Издательство: Феникс, Серия: Школа развития, 2006
15. «Этюдный тренаж» дошкольное воспитание