Валентина Колупаева
Занятие в подготовительной группе «Знакомство с промыслами и ремёслами Зауралья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Знакомство с промыслами и ремёслами Зауралья.
Цель: Формировать представления детей о ремеслах и народных промыслах наших предков.
Задачи:
Познакомить детей с народными промыслами и ремёслами Зауралья.
развивать у детей умения выделять характерные особенности для каждого вида ремесла (инструменты, оборудование, материалы, развивать познавательный интерес к истории Зауралья, воспитывать интерес и уважение к людям различных профессий,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
воспитывать дружеские отношения между детьми.
Методы и приё мы: беседа, рассматривание изделий мастеров, орудий труда, игровой.
Словарная работа: Предки, ремесло, горнила, Гончарный круг
Оборудование: медиа презентация «Зауральские ремесленники», изделия мастеров.
Предварительная работа: Чтение книг о кургане «Курганские ремесленники», рассматривание карты Курганская область, беседы о животном и растительном мире Зауралья.
Ход образовательной деятельности.
Звучит народная музыка.
Дети стоят в кругу. В центре ребёнок в маске журавля.
Воспитатель:
Есть своя родная земля
У ручья и у журавля
И у нас с тобой есть она
И земля родная одна.
Хоровод: «Жура-жура- журавель»
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
Ребята, а вы знаете, как называется ваш родной край, место, где вы родились и живете?
Дети:
Курган, Зауралье
Чем славится наше Зауралье?
Наше Зауралье славится лесами, реками и озерами. А ещё Зауралье славится людьми, мастерами своего дела. Дети скажите, а где работают ваши родители, кто они по профессии?
Дети, а вы хотите перенестись на много-много лет назад, в русскую старину, когда не было еще больших городов, асфальтовых дорог, машин и поездов и узнать, как жили наши предки, чем занимались, какие у них были профессии.
Скажите, а, как и где мы можем узнать об этом?
-Тогда я предлагаю вам отправиться на экскурсию в Курганский областной краеведческий и, хотя он находится в центре города Кургана, но во времена Интернета ничего невозможного нет. Наше путешествие будет не в реальный мир, а виртуальный по представлению. Дети сели на стулья.
Дети, а кто из вас был в этом музее?
(Слайд 1) Здание Курганского областного краеведческого музея.
-Я приглашаю вас пройтись по залам музея.
Чтобы обеспечить себя и продвинуться с торговлей в другие регионы люди занимались многочисленными промыслами и ремёслами. А что такое ремесло? Дело, работа.
-Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах.
(Слайд 2) Пещера. Быт древних людей.
-У древних людей еще не было современных домов, мебели, современной одежды… Они жили среди непроходимых лесов и топких болот. Чем они занимались? (предположения детей)
-Да, мужчины ходили на охоту, приносили добычу, ловили рыбу. Женщины готовили еду из того, что добывали мужчины, выделывали шкуры животных, чтобы потом сшить из них одежду.
И основным промыслом был пушной, охотники добывали мех диких зверей.
Животное для охоты выбиралось, раненое, больное или отбившееся от стада.
– На зверей охотились с копьями, гонялись с собаками, стреляли их из лука со стрелами. Ловили зверей и живьем – капканами, западнями.
Охота – это опасное занятие, которым занимались только мужчины. Как вы думаете, почему? (варианты ответов)
В многочисленных Зауральских реках и озерах водилась рыба. Какая?
Чебак, пескарь, ерш, карась, окунь.
Рыбачили с помощью сетей и невода.
Охотники должны быть сильными, ловкими, мужественными…
У него должен быть острый, меткий глаз как у сокола. Гимнастика для глаз.
А вы хотите, чтобы у вас было острое зрение?
Нам поможет охотник по имени «Соколиный глаз»
С. Г. Закрывает глаза ладошками. Он слушает шепот ветра, шум воды, крик птиц.
С. Г. смотрит на небо, он определяет погоду, смотрит на землю.
С. Г. смотрит на ближнее дерево, на далёкое озеро. С. Г. поворачивается вправо, натягивает лук, смотрит влево. С. Г. не даёт пыли и ветру попадать в глаза, он быстро моргает.
Дети сели.
-У охотника был острый нож, стрелы с металлическими наконечниками, железные крючки.
Кто же ковал охотникам эти металлические предметы? (Предположения детей - металлические предметы для охотников ковали кузнецы).
Кузнец в кузнице.
Кузнечное ремесло на Руси - одно из древнейших, а кузнецы всегда пользовались уважением и особым почетом. В старину этим ремеслом занимались только мужчины, их мастерские-кузницы обычно находились на окраине деревень.
-Что вы знаете о ремесле кузнеца (Кузнец работает в кузнице. В ней очень жарко, потому что повсюду стоят печи, которые называются Гарнила, в них кузнецы кладут металл, который накаляется там до бела и под действием температуры плавится. Затем размягченный металл кузнец кладет на наковальню, где сильными ударами молотка придает металлу нужную форму. - Почему в старинной пословице говорится, «Куй железо, пока горячо». - Как вы ее понимаете? (Варианты ответов)
Пока металл раскаленный, из него можно творить настоящие чудеса.
Готовые изделия окунаются в ледяную воду, где мгновенно остывают.)
«Эй! Кузнец молодец, захромал мой жеребец»…
-Ребята, как вы считаете, трудная работа у кузнеца? Почему кузнечное ремесло в старину было только мужским? (Варианты ответов)
-Какими качествами должен обладать кузнец? (выносливый, терпеливый, сильный, ….)
-Почему кузницы обычно размещались вдали от домов? (Из-за опасности пожара, кузнец работает с высокими температурами)
- Какими инструментами пользуется кузнец? (клещи, молоток)
-Кузнец должен быть очень сильным, чтобы держать тяжелый молот.
Кузнецы ковали не только орудия для охоты и рыболовства, но и такие инструменты.
(Слайд 9) На слайде серп, плуг, коса, борона.
-Как вы думаете, для чего эти инструменты? (для обработки земли, для земледелия)
(Слайд10) Пахарь пашет землю.
Возле своих жилищ славяне разводили огороды-полосы. Пашня земли - работа очень тяжелая. Пахали сохой или плугом, потом боронили.
(Слайд 11)Сев.
После вспашки сеяли: человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню.
Горсти зерен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись. – Чего боялись? (Что он разметет семена).
-Что могли сеять? (Пшеницу, рожь, овес, просо, гречиху, кукурузу, рис, горох.)
-Люди на Руси занимались не только промыслами, но и не забывали про гуляния и праздники.
Хороводная игра «Подковка».
-Люди научились добывать себе пищу, выращивать хлеб, делать инструменты, но еду надо было в чем-то готовить и хранить, из чего-то есть. Без посуды обойтись было нельзя. Из какого материала могла быть посуда в Древней Руси? (предположения детей - если дети говорят, что из дерева - такая посуда существовала какое-то время, но на ней невозможно готовить, почему?- сгорит)
(Слайд 12) Глиняная старинная посуда.
Подсказка-загадка:
Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда (глиняная)
-Кто делал такую посуду? Как называлось ремесло?
Подсказка-загадка:
Изготовлю вам из глины
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое (гончар)
(Слайд 13)Гончар за работой.
Рассказ воспитателя. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.
Воспитатель обращает внимание детей на гончарный круг.
-Дети, посмотрите на это устройство. Кто-нибудь из вас знает, что это? (гончарный круг)
-Гончарный круг — это станок для изготовления посуды и керамических изделий.
Мастер-класс на гончарном круге. Воспитатель показывает детский гончарный круг, показывает способ изготовления посуды на гончарном круге, сопровождая рассказом «Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определенную форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах».
-Как вы думаете, какими качествами должен был обладать гончар? (физической силой, терпением, аккуратностью, талантом) По – этому и говорят «Не боги горшки обжигают».
Вот сколько разных промыслов было на Руси. Люди жили дружно, помогали друг другу. Об этом они слагали сказки, сочиняли песни, пословицы, считалки. Ребята, вспомните пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.
«Дело мастера боится», «У хорошего мастера любое дело славится», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Долог день до вечера, коли делать нечего!», «Судят не по словам, а по делам», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота — будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Землю красит солнце, а человека — труд!», «Есть терпенье — будет и уменье!», «Ремесло — не коромысло, плеч не оттянет».
Молодцы! Вы вспомнили много пословиц и поговорок о труде.
-Дети, недавно в музее был ремонт, и экспонаты временно были убраны. Я предлагаю вам помочь работникам музея и вернуть их на свои места.
Поместить в первый зал предметы для охоты и рыбалки, (копья, лук со стрелами, капканов, ножей, гарпунов, сетей, удочек, крючков, неводов)
во второй зал инструменты для кузнеца: клещи, молоток,
в третий зал орудия труда пахаря: сохи, плуга, бороны т. д.
а в четвёртый для гончара.
Игра «Помоги музею».
Ребята, какой музей мы сегодня посетили? Где он находиться? Вы хотите продолжить экскурсию по нашему музею.
Какой зал был для вас самым интересным и познавательным? Что вы узнали нового, интересного? Как вы думаете, пригодятся вам эти знания в жизни?
Ремесла наши постигать – старайся ты умело.
Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй смело!