Ирина Карпеш
Проект в старшей группе «Знакомство с народными промыслами России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе
«Знакомство с народными промыслами России»
Воспитатель: Карпеш И. В.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий, групповой
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: (март 2023– май 2023)
Актуальность
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
Публикация «Проект в старшей группе „Знакомство с народными промыслами России“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Развитие познавательного интереса к народным промыслам России посредством проектной деятельности, детского творчества, как основы духовно-патриотического воспитания, в настоящее время является наиболее актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. Способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А. Б. Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества». Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Пояснительная записка
Формирование гармоничной, творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, расширяет знания об истории народа и его традициях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача духовно-патриотического и эстетического воспитания во многом реализуется через приобщение дошкольников к традиционному искусству.
Цель проекта: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством развития познавательного интереса к народным промыслам России.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки
2. Знакомить детей с историей возникновения народных промыслов, с разновидностью цветовой гаммы, элементами орнамента, различными приемами рисования народных орнаментов, с изделиями народных промыслов, показать связь декоративных росписей с окружающей природой, растительным и животным миром.
3. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый талантами, умение осознавать себя частью великого народа.
4. Расширить и углубить представление о своей Родине.
Ожидаемые результаты проекта :
У участников проекта появится заинтересовать к русскому народному промыслу, народным игрушкам.
Сформируются представления о традициях, культуре народа. Развито творческое воображения, творческое мышление. Устойчивое желание играть с народной игрушкой
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада; посещение совместно с детьми Музея сказки, Музея игрушки, Дома Берендея, различных мастер-классов по изготовлению народной игрушки и ярмарок, где представлены изделия сделанные народными умельцами.
Условия реализации проекта.
-Создание предметно - развивающей групповой зоны по поликультурному
развитию детей, включающей в себя предметы быта русского народа
- Сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям русского народа и народно - прикладному искусству.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
- Составление плана работы с детьми по проекту.
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе (изделия выполненные народными умельцами: Гжельская, Хохломская, Городецкая, Жостовская роспись, Финифть, Вологодское кружево, Дымковская, Каргопольская, Филимоновская глиняная игрушка, Богороская резьба по дереву, Семёновские, Загорские, Калининские, Полхов-Майдановские матрёшки и т. д.)
2 этап. Практический.
Перспективное планирование по проекту «Народные промыслы России»
Содержание работы с детьми
- Беседа «Славься Россия чудо-мастерами»
- Рассматривание иллюстраций по теме проекта «Народные промыслы России» Формирование представлений о народных промыслах (Городце, Хохломе, Дымке, о народных игрушках)
- Чтение художественной литературы
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Формировать у детей умение чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
- Беседа. ««Сказочная Гжель»
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
- Рисование «Знакомство с искусством гжельской росписи»
- Хороводная игры: «Мороз красный нос», «У медведя во бору», «Горелки с платочком», «Матушка –Весна»
- Беседа «История Матрёшки»
Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;
- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;
- дать понятие о богородской, филимоновской, дымковской, городецкой игрушке.
- Конструирование из бумаги «Русская матрёшка» (игрушки из конусов).
- Дидактические игра: Народные промыслы
закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.
- Беседа о дымковских игрушках.
Познакомить детей с одним из видов народно - прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой. С художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево) имеющихся в местах проживания мастеров. Учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
- Лепка «Индюк»
продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле. Учить лепить фигуру индюка, передавать форму частей, плотно их соединять.
- Лепка «Дымковская барышня»
продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле. Учить лепить фигуру барышни, передавать форму частей, плотно их соединять.
- Развитие речи: Рассказывание по картинам русских художников «Ярмарка», «Масленица»
Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями. Воспитывать интерес к фольклору
- Искусствоведческая беседа «Городец – город мастеров».
Расширять представления детей о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России. Расширять представления детей о сфере человеческой деятельности – искусство.
Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Воспитывать уважение к людям труда.
- Рисование: «Городецкая роспись деревянной доски»
Развивать умение детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.
- Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета.
- Воспитывать интерес к изделиям городецких мастеров, желание создавать красивый узор.
- Беседа «Искусство Жостово»
Дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
- Пластилинография: «Жостовский поднос»
Закреплять умение составлять композицию на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и оформляя края. Закреплять приемы рисования пластилином.
Развивать фантазию, внимание, память, воображение. Воспитывать интерес кнародным промыслам.
- Дидактическая игра: Укрась поднос
закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
- Презентация: Народные промыслы России
формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России
Работа с родителями:
Информационный стенд для родителей
-Консультация «Народные промыслы»
-Анкетирование родителей: «Русское народное декоративно- прикладное творчество в жизни ребёнка»
- Помощь в подборе наглядного материала для проекта.
3 этап. (заключительный)
Лэпбук «Народная игрушка и роспись»
В группе созданы условия для реализации задач проекта, формирования у детей ценностного отношения результатам труда народных мастеров, народным промыслам России через осуществление творческо- познавательной деятельности.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.