Римма Дзадзаева
Конспект занятия в подготовительной группе «Осетинская народная культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызвать интерес к национальной культуре и художественному искусству; продолжать учить создавать орнамент из элементов ;
развивать чувство ритма -повтор элемента узора.
Оборудование: Шкатулка или короб;поясок от национального осетинского платья ; осетинский национальный женский женский и мужской костюмы; образцы последовательной выкладки элементов узора -орнамент; полоски бархатной ткани или бумаги; кусочек узора нанесенного на полоску бумаги для образца, клей и салфетки на каждого ребенка.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Осетинская народная культура“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
Предварительная работа; знакомство с народным творчеством,чтение сказок и преданий; рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением элементов вышивки на национальной осетинской одежде, (разгамтта) запись осетинской музыки.
Под музыку дети садятся на стулья.
Воспитатель: Посмотрите,что у меня в руках (шкатулка или коробочка) .
Да, эта шкатулка. Правда красивая? С рисунками, закорючки какие-то.
Как вы думаете, что же в шкатулке. Открывает и достает пояс от женского платья и предлагает рассмотреть поближе.
Воспитатель:Ребята, что это за предмет и где вы могли видеть этот предмет? (это пояс от осетинского платья. Такое платье с таким поясом бывает на невесте, на девушках, которые танцуют осетинские танцы на сцене и т. д.)
Да,это детальосетинского женского платья.
Обратите внимание на узор,нанесенный на пояс. По старинному поверью,эти узоры- "закорючки" оберегали девушку от дурного глаза,от зла. Посмотрите, на что похожи завитушки? (на змею, на веточку дерева с листьями ит. д.)
Каждый элемент вышивки, ребята,символизирует какого-то животного, растение. Показать на образец орнамента на платье.
(Вот рога барана, ветка хмели,змея,рога косули или оленя. и т. д.)
Воспитатель:Долгими зимними вечерами,пока мужчины уходили в горы на охоту, женщины и молодые девушки с детьми собирались вокруг очага. Бабушки (нана)рассказывали всякие поверья и сказки, а молодые женщины наносили на предметы одежды и на саму женскую одежду неповторимые узоры- орнамент.
Скажите, какого цвета нитки используются в основном при вышивании узора?
Дети: желтого цвета, серебрянная нить, золотая,белая.
Воспитатель:Желтый, золотой цвет- цвет благополучая,изобилия, богатства, жизни на земле, цвет солнца.
На создание этих незамысловатых узоров, вдохновляли горянок- осетинок -народные сказания, сказки.
Вот какое сказание о трех Солнцах я когда то услышала от своей пробабушки: " Когда то, давным давно на небе было три Солнца. Вот и решили злые людишки избавиться от них. Старый мудрец предупреждал, что этого делать нельзя. И он не пойдет на убийство. Очень настойчивы были эти злые людишки. Нашли они человека, который пошел на убийство небесных светил. Убил он два солнца, а третье спрятолось за гору высокую и показывалось рано утром и заходило оно вечером. " С тех давних времен осетинские мастерицы стали вышивать узоры на предметах одежды золотым цветом,тем самым показывали значимость Солнца и его тепла.
Воспитатель: Обратите еще раз внимание на узоры,вышитые на поясе,на платье.
Хотите повторить этот орнамент? Сколько элементов узора вы видете на поясе, которые составляют рисунок орнамента целиком?
Дети: Много раз нужно повторить узор, чтобы получился рисунок.
Воспитатель: Давайте попробуем создать такой же рисунок. Возьмите полоски бархата и начните выкладывать части узора цепочкой меняя, чтобы получился орнамент. (выстраивают динамическую модель и образцы элементов, "бараньи рога и ветка хмели").
Посмотрите на свой рисунок и скажите,как расположились узоры на поясе?
Дети: Один элемент меняет второй,затем повторяется опять первый и второй и т. дальше.
Воспитатель: Теперь я вас приглашаю в нашу мастерскую, где мы попробуем создать свой орнамент на поясе. Перед серьезной работой проведем пальчиковую гимнастику. " Пальчик- мальчик, где ты был?"
(дети садяться за столы и еще раз рассмотрев образец воспитателя, начинают создавать орнамент на полоске.)
Воспитатель: Аккуратно это очень кропотливая работа. Не забывайте последовательность выкладывания элементов узора,использования клея и салфеток.
Какая красота у вас получилась. Устроим выставку? .Кто хочет, может примерить свой пояс, затем прикрепим на фланеграф.
Выводы : Чем вы сегодня занимались?
Какие трудности были?
Хотелось бы вам примерить настоящий осетинский костюм с вашими поясами?
С какими узорами хотите еще поработать и на что нанесете?
Выслушать все рассуждения и предложения.