Нина Зыкина
Занятие в подготовительной группе «Путешествие по городам Удмуртии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Закрепить знания детей об Ижевске, о родном крае; о людях, которые прославили Удмуртию своими делами, подвигами и талантом; о символике города Ижевска (герб, флаг, городов Удмуртии (герб); о Красной книге Удмуртии; о ремеслах и промыслах удмуртского народа в древние времена; о современной промышленности города Ижевска (предприятиях города, о его улицах);
Развивать речь детей, память, внимание, творческие способности, логическое мышление;
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Путешествие по городам Удмуртии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Воспитывать в детях любовь и уважение, чувство гордости к родному краю, к его людям, достижениям; формировать бережное, созидательное отношение к родному краю.
Оборудование:
Музыкальный центр, фонограммы к песне «Полет над городом», к игре «Воротики», голосовое письмо от Ижика, магнитная доска, магнитная азбука, фрагменты карты Удмуртии, контур карты Удмуртии на прозрачной основе, гербы городов Удмуртии, фотографии музея- усадьбы П. И. Чайковского, конверт с письмом, книгой от Ижика, дидактическая игра «Предприятия Ижевска», разрезные картинки с животными из Красной книги Удмуртии, кроссворд «Деревья Удмуртии», портреты знаменитых людей Удмуртии, ноутбук.
Ход занятия:
В. - Ребята, сегодня утром я обнаружила конверт, а в нем звуковое письмо от Ижика. Хотите узнать, о чем оно?
Д. - Хотим!
В. - Мы попросим Светлану Николаевну поставить диск, и внимательно его послушаем.
«Здравствуйте, ребята! К вам обращается Ижик. Мне нужна ваша помощь. Помогите мне, пожалуйста, собрать карту Удмуртии из фрагментов, которые находятся городах Удмуртии. По этой карте я хочу изучать наш Удмуртский край. А правильно или неправильно вы собрали карту, догадаетесь сами.
Заранее благодарен, Ижик».
В. - ребята, вы согласны помочь Ижику?
Д. - Согласны!
В. - Нам в помощь, в конверте, имеется контур карты Удмуртии, на которой отмечены города Удмуртии. Кто мне подскажет эти города?
Д. - Город Глазов (Сарапул, Ижевск, Воткинск, Можга, Камбарка).
В. - А кто поможет определить, где находится Сарапул относительно Ижевска?
Д. - Город Сарапул находится ниже и правее города Ижевска.
В. - А город Можга?
Д. - Город Можга находится ниже и левее города Ижевска.
В. - Правильно, ребята. А где находится город Воткинск?
Д. - Город Воткинск находится выше и правее города Ижевска.
В. - А город Глазов?
Д. - Город Глазов находится над городом Ижевском.
В. - Совершенно верно. Где находится город Камбарка?
Д. - Город Камбарка находится ниже и правее Ижевска, но ниже Сарапула.
В. - Молодцы, ребята, хорошо знаете карту Удмуртии!
В. - И первая наша встреча состоится с родным городом- Ижевском.
Ижевск
В. - Ребята, послушайте стихотворение Владимира Тяптина о нашем родном городе, которое прочтет нам Маша.
Город нашей любви.
В. Тяптин
Бьют куранты на башне «Ижмаша»
В честь тебя, дорогой наш Ижевск,-
Город славы и гордости нашей,
Город нашей любви и надежд.
Пусть проходят года - не забудем,
Как тебя создавали творцы –
И Москвин, и Дерябин, и Дудин,
Наши деды, и наши отцы.
Город нашей любви, нашей песни
С детства наши сердца покорил
Ижевчане! Давайте все вместе
Делать все, чтобы краше он был!
В. - Ребята, послушайте стихи – обращение к людям:
Берегите нашу природу!
Посмотрите – живая она!
Если сделать ей больно однажды,
Будут раны, погибнет она.
Человек, ты и сильный и смелый
Созидаешь заводы, дома,
Но при этом живи ты в согласии
С живою природой всегда!
В. - Как вы думаете, как это обращение можно связать с гербом города Ижевска?
Д. - Если сжать тиски, то из рябины потечет сок, как будто из раны кровь. Человек должен бережно относиться к природе.
В. - Совершенно верно, ребята. Человек созидай, но природу не обижай. Ребята, мы с вами все ижевчане и любим свой город. А давайте все вместе споем песню, которую мы сочинили родному городу в честь его дня рождения.
Дети поют песню.
Полет над городом.
(Родному городу посвящается).
Сл. Детей и воспитателей
Гр. «Дюймовочка»,
Муз. Тереховой Н. А.
1. А я взлетаю в небо,
И ввысь лечу я смело.
Несут меня качели.
Качели- карусели.
А подо мною город,
Он так красив и молод.
И как красивы люди,
Все этот город любят.
Припев: Привет, Ижевск, привет!
Тебя роднее нет.
Здесь дом, мои друзья,
Здесь Родина моя! (2 раза)
2. Я пролетаю мимо
Витрин и магазинов,
Любимый вижу парк,
И цирк, и зоопарк,
Родной мой детский садик,
Сюда хожу с друзьями.
Рукою машет мама,
Мне возвращаться надо.
Припев тот же.
В. - Ребята, посмотрите фрагмент карты, мы его оставляем в Ижевске, а сами отправляемся в путешествие по городам Удмуртии. А поможет нам быстро добраться до городов компьютерная программа. Давайте все подойдем к ноутбуку и скажем команду: «Волшебство ты соверши, в город быстро нас домчи!»
На экране появляется надпись: «Глазов».
В. - Ребята, мы с вами оказались в городе Глазове. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ижевск
В. - Ижевск – самый большой город в Удмуртии. В нашем городе много улиц, кто подскажет его главные улицы?
Д. - Это улицы: Пушкинская, Советская, Ленина, Удмуртская, М. Горького…
В. - Ребята, посмотрите на эти фотографии. Наш город славится этими замечательными людьми на весь мир. Кого из них вы узнали?
Д. - Андрей Федорович Дерябин. Он является основателем оружейного завода. На берегу Ижевского пруда ему установлен памятник.
- Михаил Тимофеевич Калашников. Это известный инженер- конструктор. Он создавал стрелковое оружие, чтобы им защищать нашу Родину.
Михаил Тимофеевич участвовал в Великой Отечественной войне. Его автомат признан лучшим оружием в мире.
- Евгений Максимович Кунгурцев. Летчик, герой Советского Союза. В одном из боев был сбит врагами, но не погиб. Он успел выбраться из самолета и через 22 дня прибыл в свой полк.
- Иван Черезов. Чемпион мира по биатлону, принимал участие в Олимпийских играх, имеет много наград за спортивные успехи. Спортом начал заниматься с 9 лет.
(Примерные ответы детей).
В. - Ребята, город Ижевск – это крупный промышленный город, в нем много предприятий, которые выпускают различную продукцию. Попробуйте узнать по логотипам предприятия нашего города и разложить карточки с их продукцией.
Дети раскладывают карточки и затем называют предприятия («Сактон», «Ижмолоко», «Ижевский механический завод», «Хлебозавод», «Ижмебель»).
Глазов.
В. - Ребята, кто знает, почему город Глазов имеет такое название?
Д. - Он построен в виде глаза.
В. - Город Глазов находится в северной части Удмуртии, где самые красивые леса.
А кто мне подскажет, какими промыслами занимался в лесах удмуртский народ?
Д. - В лесах люди собирали мед диких пчел, занимались охотой.
В. - Я предлагаю вам решить кроссворд «Деревья Удмуртии».
Детям раздаются буквы, воспитатель или дети читают загадки:
1. Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане (береза).
2. Весной зеленела.
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина).
3. Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит (липа).
4. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ель).
5. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
В. - Молодцы, ребята, справились с заданием! Как вы думаете, какую пользу приносят нам деревья?
Д. - Я думаю, что деревья - это красота. Я думаю, что деревья – это чистый воздух…
В. - Я с вами согласна. Ребята, мы забираем с собой фрагмент карты и отправляемся с вами в другой город.
Дети и воспитатель подходят к ноутбуку и говорят волшебные слова: «Волшебство ты соверши, в город быстро нас домчи!»
Появляется надпись город «Можга».
В. - Ребята, теперь мы в гостях в городе Можге. Присаживайтесь, пожалуйста.
Можга.
В. - Ребята, кто знает, что изображено на гербе города Можги?
Д. - На гербе изображен стеклодув.
В. - Кто подскажет, почему?
Д. - В Можге есть стеклозавод.
В. - Можга славится династиями стеклодувов, стеклозавод – это первый завод, с которого начиналась история города. Изготовление стеклянных предметов – это древнее ремесло удмуртского народа. В основном мастера изготовляли посуду. А кто знает, из чего еще изготовляли посуду?
Д. - Посуду изготовляли из глины, дерева.
В. - А еще в Можге есть льнозавод, где перерабатывают лен. Как вы думаете, что изготавливают изо льна?
Д. - Изо льна изготавливают ткани, паклю, веревки…
В. - Изготовление ткани изо льна называется ткачество. Это тоже древнее ремесло удмуртского народа.
Город Можга – это не только город древних ремесел, но и город, в котором живет очень веселый народ, как и во всем удмуртском крае. Он любит петь, танцевать и играть. Я предлагаю вам сыграть в удмуртскую игру
«Воротики».
Когда останавливается музыка, водящей паре задается вопрос: цветок, ансамбль, поселок имеют одно название. Какое это название? (италмас)
В. - Ребята, посмотрите фрагмент карты, забираем его с собой и отправляемся в другой город Удмуртии.
Дети подходят к ноутбуку и снова говорят слова: «Волшебство ты соверши, в город быстро нас домчи!» Появляется надпись «Воткинск».
В. - Ребята, мы с вами оказались в городе Воткинске. Присаживайтесь, пожалуйста.
Воткинск.
В. - Ребята, как вы думаете, откуда произошло название города Воткинска?
Д. - Город Воткинск стоит на реке Вотка.
В. - Кто знает, почему на гербе города изображен якорь?
Д. - В этом городе выпускали якоря для кораблей.
В. - Совершенно верно. А кто подскажет, какой великий композитор родился в городе Воткинске?
Д. - В Воткинске родился Петр Ильич Чайковский.
В. - Недавно мы побывали в музее-усадьбе П. И. Чайковского. Кто желает провести мини- экскурсию по музею?
Д. - П. И. Чайковский – это великий русский композитор. Он сочинял классическую музыку. Его семья жила в красивом и большом доме. Его мама Александра Андреевна и папа Илья Петрович очень любили музыку. Мама играла на пианино, а папа на флейте. Маленький Петя в 4 года пальчиками отстукивал мелодию, и родители пригласили ему учительницу музыки.
В. - Молодец, Аня! Ребята, у кого есть вопросы к нашему экскурсоводу?
Д. - Почему маленького Петю звали «стеклянным мальчиком»?
Д. - Потому что у него была хрупкая душа, которая могла разбиться как стекло.
Д. - Сколько детей было в семье Чайковских?
Д. - В семье Чайковских было 6 детей.
Д. - Кем работал папа Пети?
Д. - Он работал начальником завода.
В. - Молодец, Аня! Спасибо за интересную экскурсию.
Ребята, а вот фрагмент карты, забираем его с собой и отправляемся в другой город Удмуртии.
Дети подходят к ноутбуку и говорят команду: «Волшебство ты соверши, в город быстро нас домчи!» Появляется надпись город «Сарапул».
В. - Ребята, мы с вами прибыли в город Сарапул. Присаживайтесь, пожалуйста.
Сарапул.
В. - Кто знает, на какой реке стоит город Сарапул?
Д. - Город Сарапул находится на реке Кама.
В. - Правильно. Ребята, попробуйте отгадать мою загадку.
Это рыба не простая,
Ее желтой называют.
Рыбаки данным – давно
Ловили в Каме для того,
Чтобы царице Катерине
На стол к обеду приносили.
Угощали ей гостей,
Ведь эта рыба без костей.
Д. - Это рыба сарапуль.
В. - Совершенно верно. От названия этой рыбы произошло название города. Это удмуртское название рыбы, а кто мне подскажет русское название?
Д. - Русское название этой рыбы – стерлядь.
В. - Я с вами согласна. В давние времена одним из основных промыслов удмуртского народа было рыболовство. В настоящее время такая рыба, как стерлядь, белуга, хариус занесены в красную книгу Удмуртии. Как вы думаете, почему?
Д. - Я думаю, потому что рыбы этой стало мало.
В. - Это верно. Ребята, Предлагаю вам собрать мозаику с животными, которые занесены в Красную книгу Удмуртии, и узнать их.
В. - Ребята, вы молодцы! С заданием все справились. Как вы считаете, что мы можем сделать, чтобы животные не исчезали на нашей земле?
Д. - Мы не должны загрязнять реки, беречь леса от пожаров, соблюдать в них чистоту и т. д.
В. - Я с вами полностью согласна. Ребята, а вот и фрагмент карты, забираем его с собой и отправляемся в другой город.
Дети подходят к ноутбуку, дают команду: «Волшебство ты соверши, в город быстро нас домчи!»
Появляется надпись «Ижевск».
В. - Ребята, вот мы и дома, в своем родном городе. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ижевск.
В. - Ребята, мы с вами вернулись в родной город, и теперь попробуем собрать карту из фрагментов.
Дети с воспитателем приклеивают фрагменты карты на прозрачный контур, используя двойной скотч. После завершения работы воспитатель переворачивает карту и обращает внимание детей на слово с обратной стороны карты: «шудо кизили».
В. - Ребята, посмотрите, оказывается мы правильно собрали карту! А кто мне подскажет, что обозначает это слово?
Д. - Это слово обозначает – счастливая звезда. Это талисман удмуртского народа от болезней, несчастий. Его изображали на одежде, на домах…
В. - Совершенно верно. А кто знает, в настоящее время, где мы можем увидеть «шудо кизили»?
Д. - Мы можем увидеть его на гербе города Ижевска, на флаге Удмуртии.
В. - Молодцы, ребята! Ижик будет рад за вашу ему помощь. Я кладу карту в конверт, и попросим Светлану Николаевну отнести его на почту. Ребята, а конверте для вас оказывается сюрприз- это книга о героях- земляках и шудо - кизили с пожеланием от Ижика. Хотите его узнать?
Д. - Хотим!
В. - Открыть его можно с помощью нашего волшебства.
Дети проводят эксперимент (наливают в тарелочку воду, кладут в нее цветок, цветок распускается и на нем можно прочитать пожелание «желаю добра»).
В. - Ижик желает вам всегда оставаться добрыми к своим близким, друзьям, ко всем людям, ко всему живому на земле. Ребята, а вы не будете против, если второе пожелание мы подарим нашим гостям?
Д. - Нет.
В. - Даша и Кирилл, помогите сделать волшебство нашим гостям.
На цветке появляется пожелание «Желаю здоровья».
В. - Дорогие гости, крепкого здоровья вам и вашим близким!
Воспитатель подводит итоги, благодарит детей.