Бондаренко Наталья
Конспект занятия в подготовительной группе «Свойства воды. Водный ксилофон»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе на тему : «Свойства воды. Водный ксилофон».
Цель: совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды, ее возможностей.
Реализуемая приоритетная образовательная область: Познавательное развитие
Программное содержание:
-закрепить знания детей о свойствах воды- не имеет формы, цвета, вкуса, запаха;
-уточнить знания детей о назначении и значимости воды в нашей жизни;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Свойства воды, Водный ксилофон“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
-познакомить со свойствами воды-растворитель, имеет плотность;
-учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, находить противоречия в окружающей жизни, понять их и правильно сформулировать;
-привлечь внимание детей к водному ксилофону, который можно создать в домашних условиях, используя воду и предметы быта-стаканы;
-воспитывать бережное отношение к воде, к природе;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; умение рассуждать, делать выводы, творческое воображение.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Образовательная область: «Речевое развитие»
-развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением; закреплять правильное произношение звука «с»;
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» :
-умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера; эмоциональной отзывчивости;
-действовать по словесному указанию старшего товарища
Образовательная область: «Физическое развитие» :
-выполнять ритмичные движения, согласно текста;
-продолжать развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Возраст детей: 6-7 лет
Формы организации: групповая, индивидуальная, подгрупповая
Оборудование для педагога: лабораторная посуда, кисточки, краски, стаканы, сахар, мерная ложка, ТРИЗ игра: «Вода. Хорошо-Плохо», пазлы, муз. композиция «Времена года».
Оборудование для детей: стаканы на каждого ребенка, мерные ложки, сахар, растительное масло
Методы:
Наглядные: демонстрация наглядных пособий; наблюдение за работой детей
Практические: опыты с водой, «радужный стакан», создание «водного ксилофона»
Словесные: беседа, объяснение, разъяснение, повторение
Игровой: физминутка, пальчиковая игра, дид. игра «Хорошо-плохо», «Собери пазл», проблемная ситуация, игра на ксилофоне
Индивидуальная работа: проведение опыта с водой
Форма проведения: нод
Ход НОД:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Предлагаю вам послушать музыкальную композицию. Включить музыку.
-Как вы думаете с помощью каких музыкальных инструментов прозвучала эта музыка? ( два варианта: если дети отгадают, то, можно сразу рассказать о том, чем они будут заниматься на занятии; если же нет, то, предложить дождаться конца занятия и наконец-то узнать с помощью каких музыкальных инструментов прозвучала музыка).
Воспитатель: Давайте сегодня мы отправимся в лабораторию «Удивительных превращений».
-А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей). Лаборатория-это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Тогда в роли главного лаборанта буду я, а вы мои-младшие лаборанты. Пора приступать к проведению опытов. (Для этого мы заранее надели фартуки).
-Вам интересно узнать с каким веществом мы будем проводить опыты? (Раздаю каждому ребенку по одному пазлу разного цвета. Задача детей собрать пазлы в картинку (дети работают в группах, составляют картинку).
-Что же у вас получилось? (дети называют получившееся изображение).
-Ребята, посмотрите на все картинки и скажите, что их объединяет? Что у них общего? (Это все вода). Вода-одно из самых удивительных веществ на планете.
-Как вы думаете, человеку, животным и растениям нужна вода? Почему? (ответы детей).
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо». Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Хорошо-плохо». Становитесь в круг. (или можно расположиться на ковре). Все мы знаем, что в каждом предмете или природном явлении есть что-то хорошее и что-то плохое. Раздаю картинки, с помощью которых, ребята определяют положительные и отрицательные стороны воды и раскладывают их в две корзинки или на два подноса. Итак, вода-это хорошо, потому что воду можно и нужно пить, это-источник жизни; можно умываться; готовить еду; стирать; убирать квартиру; купаться летом в водоемах; без нее не растут цветы и т. д. А когда и для кого вода-это плохо? В воде можно утонуть; горячей водой можно обжечься; наводнение; если вода попадет на электроприборы, может возникнуть пожар; когда идет сильный дождь можно промокнуть и заболеть и т. д. Делаем вывод: Вода бывает разной: полезной и вредной. Мы не можем прожить без воды, хотя иногда она бывает опасной. Без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим и запрещать другим!
-Ребята, а скажите какие свойства воды вы уже знаете? ( ответы детей: нет запаха, цвета, формы, вкуса). А вы хотели бы изучить еще некоторые свойства воды? Но, прежде чем мы отправимся с вами в лабораторию, давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории:
-приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя;
-не брызгайся водой;
-ничего не бери в рот;
-во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить;
-содержи рабочее место в чистоте;
-после каждого опыта делай вывод.
Итак, юные лаборанты, занимайте свои рабочие места.
Опыт №1 «Вода-растворитель».
1 стакан-положить сахар и размешать. Что произошло? –сахар растворился.
2 стакан –налить растительное масло. Что произошло? – масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности желтыми каплями. Делаем вывод: масло не растворилось в воде, а сахар растворился. Значит, для одних веществ вода является растворителем, а для других нет.
А вы знаете, что нефть. Она как масло жирная и на поверхности воды оставляет пленку. Поэтому очень опасна для организмов, которые живут в воде, это иногда случается, когда нефть разливается на поверхности океана, кислород не поступает в воду из-за жирной пленки и морские обитатели погибают, так как им нечем дышать.
Опыт №2 Опыт с яйцом. Погрузить яйцо в воду, затем в соленую воду. Понаблюдаем за происходящим процессом. Яйцо тонет в обычной воде, но в соленой воде поднимается наверх. За счет увеличения плотности воды. Вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.
-Ребята, скажите, а как называется природное явление, когда вместе встречаются капли дождя и лучики солнца? Это явление называется радуга. Вот и мы сейчас, используя свойство воды-плотность, попробуем создать радугу в стакане. Для этого нам понадобятся: краски, 4 стакана ( заранее добавить в каждый стакан краску: красную, желтую, зеленую, синюю) кисточки, сахар, мерная ложка и шприц. Стаканы пронумеровать. В стаканы насыпать сахар (2-1 ст. ложку сахара, 3-2 ст. ложки сахара, 3-3ст. ложки сахара и размешать). Обратите внимание на воду, какая она? Вязкая, липкая, за счет концентрации сахара. Вывод: разноцветные слои не перемешались из-за того, что вода с сахаром имеет разную плотность. Чем больше сахара, тем плотность воды больше, чем меньше сахара, тем меньше плотность воды.
Итак, с какими свойствами воды вы сегодня познакомились? ( ответы детей: вода-растворитель, но не для всех веществ; имеет плотность). Давайте поиграем в игру «Какая бывает вода?» (жидкая, сладкая, соленая, горячая, холодная, минеральная, пресная, морская, бесцветная, прозрачная, безвкусная, дождевая, мутная, вязкая, кипяченая, теплая, горькая, кислая).
-Ребята, давайте вернемся к началу нашего занятия. Кто-нибудь догадался с помощью каких инструментов играла музыка? Оказывается, музыку можно сочинять и играть с помощью стаканов и воды. Такой музыкальный инструмент называется водный ксилофон. Вы хотите на таком инструменте поиграть? Но, надо знать ноты. Демонстрация стаканов с водой, окрашенной в цвета радуги. Вывод: при ударе карандашом по стеклу вода в стакане начинает колебаться и благодаря этим колебаниям «звучать». Наши уши воспринимают звуковые волны, которые создаются при ударе карандаша о стенки стакана. Затем эти волны проникают сквозь стекло и воду, снова отражаются от стенок стакана и попадают в воздух. Выбрать 2-3 детей для игры на «водном ксилофоне».
Подведение итогов: о каких новых свойствах воды мы сегодня с вами говорили и проводили опыты? Какой опыт больше всего запомнился? Что нового вы узнали? Предлагаю вам послушать музыкальную композицию, созданную музыкантами с помощью водного ксилофона.