Ольга Приходина
Занятие «Труд человека кормит, а лень портит».
▼ Скачать + Заказать документы
Труд человека кормит, а лень портит.
Цель: помочь воспитанникам осознать значение труда.
Была бы охота – будет ладиться работа. Не сиди сложа руки – не будет скуки.
Педагог может предложить детям вспомнить, как они помогают взрослым (помощь родителям, участие в уборке квартиры, уход за своей одеждой, книгами, вещами) и др. Важно помочь детям почувствовать радость от того, что они что-то умеют и делают сами.
Публикация «Занятие „Труд человека кормит, а лень портит“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В качестве литературной иллюстрации к теме используем известные детям сказки, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях (разные варианты сказки «Морозко» и др.) При анализе сказки педагог обращает внимание детей на трудолюбие и вежливость одной сестры и нежелание трудиться и грубость другой. Так же анализируются и другие произведения, которые будут предложены детьми. (Дать задание детям, чтобы они подумали).
В беседе с детьми педагог подчёркивает, что отношение к ленивым людям всегда негативное (их не любят, и вместе с детьми ищет и формулирует ответ на вопрос, почему так происходит. Дети приходят к выводу, что ленивый тоже хочет есть, пить, одеваться, но не любит добывать всё это своим трудом. Значит, за него работают другие. Педагог предлагает воспитанникам вспомнить, кто в их семье выполняет работу по дому и какую. Затем педагог выясняет, какие обязанности у детей в семье, как и чем они облегчают домашний труд родителей.
Главный итог занятия – помочь детям осознать, что все блага, окружающие нас в школе и дома – результаты труда многих людей. Сохранение их и создание новых благ – забота каждого.
В заключении педагог даёт детям задание перечислить на листочке свои постоянные обязанности, дела которые выполняются ими по просьбе родителей, а также назвать нелюбимый и любимый вид работы. В заключении дети читают правила трудолюбивого школьника и делают рисунки, изображающие разные виды домашнего труда.
ПОМОГАЮ ВЗРОСЛЫМ
- Когда в комнате порядок и чистота, настроение хорошее,
работа лучше спорится.
- Ты должен уметь застелить красиво свою кровать и делать
это каждое утро.
- Твои книжки и игрушки должны лежать на местах после игр
и занятий. Если насорил, собери мусор, подмети пол,
вытри пыль.
- Твоя одежда, куртка, обувь должны всегда быть на одном
месте.
- Умей постирать майку, носовой платок, свои носки.
- Умей заштопать небольшую дырку, пришить пуговицу,
делай это, не дожидаясь напоминаний.
- Если видишь, что твои родители устали, будь к ним
особенно внимателен: помоги накрыть на стол; спроси,
надо ли что-нибудь сделать по дому.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
СЛОВАРИК ДЛЯ ПЕДАГОГА
Труд – вид социальной деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.
Трудолюбивый - старательный, работящий, труженик.
Трудолюбие – любовь к труду.
Трудолюбие – нравственное качество, проявляющееся в стремлении к труду, неумения жить без дела.
ТЕКСТЫ
Г. Мамлин
Серёжа ищет карандаш.
Сегодня в доме ералаш:
Серёжа ищет карандаш.
- Я положил его в буфет,
Кто карандаш мой трогал?
У вас порядка в доме нет! –
Сказал он маме строго.
Вооружился кочергой
Для поисков Серёжа.
И для начала он ногой
Котёнка пхнул в прихожей.
Искал в шкафу, вставал на стул,
Ничком ложился на пол,
Он под диваны заглянул,
Он с полки вазочку смахнул
И стол он поцарапал.
Поднялся в доме ураган.
Упал со шкафа чемодан,
И пронеслись под потолком
Подушки, Брема толстый том,
Тетрадки и газеты
И прочие предметы.
Вопросы:
Как Серёжа искал карандаш?
Кто пострадал от его действий?
Будет ли порядок при таком поведении?
С. Баруздин.
Хозяин.
Наша мама на работе,
На работе старший брат.
- Сколько у тебя заботы,-
Мне соседи говорят.
Я решил за дело взяться.
Если мамы долго нет,
Должен кто-то постараться
Приготовить нам обед.
Пусть она у нас не тужит –
Принесу побольше дров
И обед сварю не хуже
Настоящих поваров.
Наношу воды в кадушку
И посуду перетру.
Все тетрадки и игрушки
Я на место уберу.
Мама с братом скажут: «Знаем,
Не парнишка – просто клад.
В этом доме есть хозяин,
Хоть и ростом маловат».
Вопросы и задания:
Как мальчик решил помочь маме и брату?
Его отношение к домашним делам можно назвать хозяйским?
Расскажите, как ты помогаешь дома?
Вл. Лифшиц
Разговор.
Усталая, с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметён,
Что, лёжа на диване,
Читает книжку он…
И мать ему с обидой
Промолвила: «Сынок,
Когда-нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?»
А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
- Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать.
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар –
Прославленный писатель
И храбрый комиссар,-
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее, мог сказать):
«В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренёк!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять – не смог…»
Вопросы:
О чём был разговор мамы с сыном?
Почему мама обиделась на сына?
Каким «важным» делом был занят сын?
Кто знает, кто такой Тимур и его команда?
Чем они занимались?
Чего не понял в книжке сын?
Б. Заходер
Чья корзина тяжелей.
Ходили два приятеля,
Ходили по грибы.
Ходили да ходили, Устали от ходьбы.
В одну ходили сторону
И поровну прошли,
Да только вот не поровну,
Не поровну нашли.
В одной корзине – белые,
И все как на подбор!
В другой – один –единственный
Трухлявый мухомор.
Сказал второй приятель:
- Ну что ж, не повезло.
Зато мою корзинку
Тащить не тяжело! –
Идут они обратно,
Идут они домой, Бежит вприпрыжку первый,
За ним ползёт второй.
Бежит вприпрыжку первый
С добычею в руке,
Второй едва плетётся,
Хоть он и налегке.
Сказал второму первый, Прощаясь у дверей:
- Пустая-то корзинка,
Выходит, тяжелей!
Вопросы:
Почему ребята с таким разным результатом собирали грибы?
Почему получилось, что пустая корзинка тяжелее полной?
От чего это зависит?
Ты собираешь грибы?
Какие у тебя бывают успехи?
Народная мудрость.
Не сиди сложа руки – не будет и скуки.
Была бы охота – будет ладиться работа.
Задания.
1. Назовите, какого человека мы называем трудолюбивым?
2. Отметь знаком «+» те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека:
Умение трудиться.
Хорошее настроение.
Старание.
Умение заставить себя довести начатое дело до конца.
3. Выполни задание и проанализируй полученные результаты: отмечай знаками «+» в таблице в течение надели те качества, которые говорят о трудолюбии, и знаком «-» качества, мешающие стать трудолюбивым.
Числа/качества 1 2 3 4 5 6 7
Старательность
Добросовестность
Дисциплина труда
Умение заставить себя
Самостоятельность
Завистливость
Необязательность
Лень
Желание помочь
3.1. Подчеркни красным карандашом свои постоянные обязанности дома, зелёным ту работу, которая выполняется по просьбе родителей, и жёлтым – ту, которую ты никогда не делаешь, нужное допиши на свободной строчке.
- Хожу в магазин за хлебом.
- Гуляю с собакой.
- Убираю за кошкой.
- Кормлю животных.
- Убираю клетку птиц.
- Поливаю цветы.
- Подметаю пол.
- Вытираю пыль.
- Выношу мусор.
- Убираю в своём уголке (навожу порядок).
- Застилаю свою кровать.
- Мою посуду.
3.2. Подчеркните нужный ответ.
Мне трудно себя заставить: сесть за уроки, начать уборку, начать любое дело по дому.