Ирина Денисова
Театрализованная игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хотелось бы вместе с вами окунуться в волшебный мир театрализованной игры.
Цель:
Учить применять театрализованные игры в развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с методами и приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную игру.
2. Повысить компетентность педагогов в применении театрализованной игры в детском саду
3. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной игры в работе с детьми.
Результат:
-Узнаем формы организации театрализованной игры детей младшего дошкольного возраста.
-Познакомимся с оборудованием и атрибутами, используемыми в театрализованной игре с детьми для развития речи.
-Научимся применять полученные знания в практической работе с детьми.
Актуальность:
Театрализованная игра вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Театрализованная игра - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театрализованная игра стоит в приоритете. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театрализованные игры позволяют строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Формы организации театрализованной игры могут быть двух видов.
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей - можно представить в виде театрального занятия, театрализованной игры на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность театрализованные игры в повседневной жизни.
В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованных игр.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
Режиссерские игры проводятся с использованием различных видов театра:
-настольного театра игрушек
-настольного плоскостного театра
-плоскостного театра на фланелеграфе
-пальчикового театра
-театра кукол
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер", управляет "артистами"
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду. В режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражаний.
Игры-драматизации
-игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
-ролевые диалоги на основе текста;
-инсценировки произведений;
-постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
-игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Использование игр-имитаций различных шумов, голосов животных, сказочных персонажей, интонационных средств выразительности способствует воспитанию звуковой культуры речи.
Расширение знаний и представлений ребенка об окружающем мире через литературные произведения помогают в работе по обогащению словаря.
Правильная грамматическая форма речи в литературных произведениях способствует формированию грамматического строя речи.
Пересказ литературных произведений, разучивание диалогов сказочных персонажей способствуют развитию связной речи.
Хотелось бы сказать несколько слов об используемом оборудовании и атрибутике к театрализованным играм, которыми можно наполнить центр театрализации. Все что в нем находится необходимо чтобы развивать звукоподражание, активный словарь, связную речь, выразительность речи у детей раннего возраста.
Для развития речи младших дошкольников большое значение имеет прием звукоподражания (ав-ав, кап-кап, ку-ку). Наблюдения показывают, что звукоподражания - одни из первых слов в речи малышей.
Важность звукоподражания в развитии речи младших дошкольников заключается в том, что оно:
Помогает малышу заговорить. Артикуляционный аппарат ребёнка ещё не готов к воспроизведению сложных слов, но его словарь нуждается в наполнении. Предлагая доступный речевой материал в виде звукоподражаний, ребёнок быстрее осваивает речь.
Активизирует артикуляционные мышцы. Также звукоподражания развивают чувство ритма.
Накапливает пассивный словарь. Звукоподражания всегда несут смысл, они направлены на предмет или действие.
Например, ребёнок может заменять звукоподражаниями слова, которые ещё не способен произнести (например, «гав», «ква», «мяу»).
В работе можно использовать картинки животных, птиц, бытовых предметов; маски – шапки героев сказок, потешек в упражнении «Кто как кричит», «Кто как ходит». В игре «Кто живет у бабушки?», «Кто поселился в теремок», «Кого встретил колобок» применяю театр «Би-ба-бо». Эти игры помогают на первоначальном этапе развивать у детей звукоподражания. В игровом упражнении «Громко - тихо» можно использовать театр на палочках, где дети учатся звукоподражанию с разной силой громкости, например, «Скажи, как тихо поет Петушок», «Как громко поет Гусь» и т. д. А также эти задачи можно решить в словесной игре «Скажи кто это», «Спой как сердится собачка».
Также для развития звукоподражания можно использовать пальчиковый театр, с его помощью дети учатся сочетать движения и речь, подражать голосам птиц и животных. В упражнении «Кто подошел к Теремку?» к р. н. с. «Теремок» можно использовать вязаные фигурки животных. Дети с удовольствием манипулируют героями на пальчиках, используют речь. В музыкальной попевке «Ходит Ежик по дорожке….», в инсценировке стихотворения «Мишка косолапый по лесу идет…» (Кто что делает, Покажи как делает) также можно использовать пальчиковый театр.
Регулярное взаимодействие педагога с детьми в рамках театрализованной игры способствует расширению лексикона ребёнка, помогает освоить новые слова в естественных условиях.
Для развития активного словаря и обогащения пассивного можно использовать театр ложек, знакомство с потешками («Наши уточки с утра…», «Огуречик», «Пошел котик на торжок», «Как у нашего кота….», а также закреплять материал в упражнениях «Кто как кричит», «Договори потешку», «Скажи ласково «мяу».
В игре «У кого кто» (у кошки - котёнок, у медведицы – медвежонок и т. д.) можно использовать прием повторения за педагогом, хоровой и индивидуальный ответы.
В упражнении «Кто в домике живет?», «Моя семья», успешно применяется перчаточный театр. Например, показывая героя, и спросив: Кто это? можно добиться участия каждого ребенка, таким образом, обогащается активный словарь детей.
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста происходит постепенно, вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Некоторые аспекты, которые помогают развивать связную речь:
-Работа над звуковой стороной речи. Помимо упражнений на звукопроизношение, важно уделять внимание интонации, темпу речи, дикции, силе голоса.
-Развитие словаря. Работа над смысловой стороной слова углубляет и уточняет понимание ребёнком значения слова.
-Формирование грамматического строя речи. Большое значение имеет работа над построением разных типов предложений, морфологией и словообразованием
Также большую роль играет индивидуальная работа с детьми, которая включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно.
Сказку «Три медведя» можно показывать детям с использованием настольной ширмы и кукол – вязанок. В дальнейшем куклами манипулируют сами дети. Можно использовать упражнение «Скажи как Медведь», «Как спрашивает Медведица о своем стуле», «Как Мишутка спрашивает о своей миске» и т. д.
Как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми? Конечно, если мы говорим о развитии речи, никак не обойтись без артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика у младших дошкольников играет следующую роль:
-Помогает сформировать правильное положение органов речи для произнесения того или иного звука. В речи звуки произносятся один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять своё положение.
-Способствует укреплению мышц речевого аппарата. Формирует правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней и верхней челюсти).
-Улучшает дикцию.
-Позволяет детям самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда.
-При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускоряет процесс устранения дефектов речи.
-При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать чёткость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».
Такие упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, подвижности артикуляционных органов, а также укреплению мышечной системы щёк, губ и языка, постановке правильного произношения звуков.
Следующий приём, используемый для развития речи в театрализованной игре - это дыхательная гимнастика.
Роль дыхательной гимнастики у младших дошкольников заключается в следующем:
-Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
-Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких.
-Стимуляция обмена веществ, благотворное воздействие на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение.
-Насыщение организма оптимальным количеством кислорода.
-Уравновешивание нервных процессов.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т. к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз, нарушается плавность речи, дети недоговаривают слова и фразы произносят шёпотом.
Для развития правильного дыхания можно использовать различные пособия, это «Листики», «Веселый дождик», «Бабочки» и т. д.
Роль развития интонационных средств выразительности речи у младших дошкольников заключается в том, что это помогает:
-Оформлять фразы как целостные смысловые единицы. Интонация передаёт информацию о коммуникативном типе высказывания и эмоциональном состоянии говорящего.
-Более точно передавать свои мысли. Это помогает дошкольникам читать стихотворения, потешки, считалочки.
-Развивать речевой слух. Также развивается чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха.
-Формировать коммуникативную компетентность. Это облегчает ребёнку общение, способствует успешному взаимодействию со сверстниками и педагогами, обеспечивает удовлетворение его интеллектуальных и эмоциональных потребностей.
Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя несколько направлений: темп речи (быстро-медленно, тембр речи (низкий-высокий, ритм речи, сила голоса (тихо-громко, логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово, эмоционально-смысловые оттенки речи. Главное назначение таких упражнений – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребенка.
К упражнениям, которые способствуют развитию речи в театрализованной деятельности относятся упражнения для работы над голосом, на развитие интонационной выразительности. Это могут быть как отдельно произнесённые слова, так и фразы или поговорки.
Роль логоритмики у младших дошкольников заключается в коррекции и профилактике отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Некоторые задачи логоритмических занятий:
-развитие слухового внимания и фонематического слуха
-развитие чувства ритма
-развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, ориентировки в пространстве
-развитие умения переключаться с одного вида деятельности на другой
-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, фонационного и физиологического дыхания
-стимуляция речевого общения
-формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
Если мы выполним данные задачи, то можем получить такие результаты:
-ребёнок научится делать правильный речевой выдох;
-разовьется музыкальный слух;
-слишком активные малыши успокаиваются, становятся более усидчивыми, а медлительные дети — бодрыми и подвижными;
-сформируется сила, ловкость и выносливость, дети приобретают красивую осанку.
В работу по развитию речи необходимо включить упражнения, развивающие речь и моторику. Это могут быть как пальчиковая гимнастика, так и логоритмика — современный комплекс занятий, направленных на развитие речи и моторики «в связке», поскольку у детей естественным образом эти два аспекта развития идут параллельно.
Следующий прием - это упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементов пантомимы.
Развитие выразительной мимики, жестов и элементов пантомимы у младших дошкольников играет важную роль.
Цель таких занятий — научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей. Также нужно дать представления о способах выражения собственных эмоций невербальными средствами (мимика, жесты, поза) и совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Задачи
Обучающие:
1. дать детям практические представления о пантомиме;
2. обобщить и систематизировать понятия «пантомима», «мимика», «жест», «эмоция»;
3. научить изображать с помощью жестов и мимики определённое действие;
4. научить средствами мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа;
5. учить понимать друг друга без слов.
Развивающие:
1. способствовать развитию творческих способностей, тренировке фантазии и воображения;
2. развивать внимание к невербальным формам общения.
Воспитательные:
1. развивать чувство коллективизма;
2. учить ответственно относиться к выполнению заданий.
Игры и упражнения которые можно использовать для развития выразительной мимики и жестов у младших дошкольников:
-Игра «Маски». Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, страх). Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу.
-Упражнение «Зеркало». Педагог говорит детям: «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну-ка, зеркальце, покажи, какое выражение на моём лице?».
Театрализованный этюд в младшей группе — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем.
Детям младшего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё. При драматизации сказки «Теремок» имитируют соответствующие персонажам звуки (пи-пи, ква-ква и др.).
Вывод:
Влияние театрализованной игры на развитие речи детей неоспоримо. В рамках театрализованной деятельности театрализованная игра – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных игр можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей, можно и нужно использовать богатейший материал словесного народного творчества.