Нина Шапкина
Занятие «Свойства воздуха» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие "Свойства воздуха".
Задачи:
- формировать представления детей о свойствах воздуха;
- познакомить с дыхательной системой человека;
- вызвать интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- развивать целеустремленность, познавательную активность;
- воспитывать умение слушать друг друга, желание сотрудничать.
Публикация «Занятие „Свойства воздуха“ в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
МАТЕРИАЛ: кукла - любопытная Варя, емкость с водой, кораблик, бумажные веера, целлофановые пакеты, трубочки-соломинки, стаканчики с водой по количеству детей, плакат с органами дыхания человека, микрофон, мяч, 2 воздушных шарика.
Организационный момент. Игра "Комплименты".
(Дети в кругу по очереди говорят комплимент друг другу, передавая микрофон соседу.)
Ход. -Ребята, у вас хорошее настроение? Тогда садитесь на стульчики, я прочитаю вам стихотворение (беру в руки бумажный кораблик.)
-Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он плывет себе в волнах на зеленых парусах.
-Почему кораблик плывет по морю? (Его подгоняет ветер.)
У нас тоже есть кораблик и небольшое море. (Подхожу к емкости с водой.)
-Как вы думаете, если я отпущу наш кораблик на воду, он поплывет? (Ответы детей).
-Любопытная Варя тоже хочет знать, поплывет или нет кораблик! Давайте проверим?
Эксперимент. (Отпускаю кораблик на воду.)
-Плывет кораблик? (Нет.)
-Почему он стоит на месте? ( Подвожу к выводу: в группе нет ветра.)
-А что такое ветер? (Ответы детей.)
-Ветер - это воздух. Когда воздух не двигается, ветра нет. Но как только воздух начинает передвигаться, появляется ветер. Во время прогулки мы замечали, когда дует ветер. Иногда это слабый ветерок, если воздух движется медленно. Иногда ветер дует сильно, значит, воздух передвигается очень быстро.
-И так, мы выяснили, что ветер-это воздух. Скажите, в группе ветер есть? (нет, а воздух есть? (Ответы).
-Оказывается, воздух есть повсюду : на улице, в зданиях, домах, где мы живем и у нас в группе тоже.
-А можно ли увидеть воздух? (Нет, он невидимый.)
-Увидеть воздух нельзя, а как проверить, что он есть в группе?
Эксперимент.
Предлагаю взять веера и помахать ими около своего лица.
-Что вы чувствуете? (Дуновение ветерка.)
-Чем еще можно помахать, чтобы почувствовать дуновение ветра? (ладошками, журналом, газетой, книгой и т. д.)
-Ветерок появляется, значит в группе есть воздух. Как вы думаете, воздух можно поймать? Поймайте его ладошками. (Ничего не происходит.)
Эксперимент. И все-таки воздух можно поймать, например, с помощью целлофановых пакетов. (Предлагаю взять пакеты, взмахнуть ими резко сверху вниз и зажать отверстие руками.)
-Посмотрите, пакет надулся. Потрогайте его. Какой он на ощупь? (Упругий.)
-Почему пакет стал упругий? (Внутри его находится воздух.)
-А теперь уберите руку с отверстия пакета. Что произошло? (Пакет сдулся.)
-То есть воздух из пакета вышел. Мы еще раз доказали, что воздух в группе есть, а есть ли воздух внутри нас (Ответы.)
Эксперимент. -Давайте проверим. (Предлагаю пройти к стаканчикам с водой и подуть туда через трубочки-соломинки.)
-Что вы заметили? (Пузырьки.)
- Пузырьки, поднимающиеся наверх и есть воздух. Значит, воздух есть внутри нас. Интересно, а как же воздух попадает во внутрь человека, то есть в нас с вами? Хотите узнать?
-Вот и любопытная Варя ждет-не дождется, когда ей об этом расскажут. (Предлагаю пройти к плакату с дыхательной системой человека.)
Воздух хранится внутри тела в специальных мешочках, которые называются легкими. В мешочки воздух попадает через специальные трубочки, которые начинаются в носу и горле. Мы с вами можем дышать через нос и через рот. Когда мы вдыхаем, легкие наполняются, как эти два воздушных шарика (демонстрирую их, а когда выдыхаем, шарики сдуваются (показываю).
(Предлагаю подышать через нос и рот, положив одну руку на грудь, а другую на живот.)
-Почувствовали свое дыхание?
-А теперь проведем эксперимент: зажмите двумя пальцами одной руки нос, а ладошкой другой руки рот и попробуйте подышать.
-У меня не дышится, а у вас? (ответы детей)
- Можно жить без воздуха? (Нет. Людям нужен воздух, чтобы дышать.)
-Ребята, давайте напомним нашей любопытной Варе, что мы сегодня узнали про воздух? (невидимый, может передвигаться, его можно поймать и потрогать, им можно дышать.)
-Ну раз вы так много интересного узнали про воздух, скажите, можно заставить наш кораблик поплыть? Как? (Ответы детей уточнить и обобщить.)
Эксперименты.
Мальчики встают с одной стороны и дуют на кораблик одновременно.
Вывод: воздух находится внутри нас, поэтому на кораблик можно подуть и он поплывет.
Девочки берут веера и машут ими в сторону кораблика с другой стороны.
Вывод: в группе можно создать ветер, заставив воздух передвигаться с помощью предметов.
Итог. -Ребята, вам понравилось сегодня заниматься? Чем именно? (Даю микрофон, дети по цепочке отвечают.)
-Любопытная Варя тоже очень много сегодня узнала, она пойдет отдыхать к себе в уголок, а мы с вами скоро пойдем на прогулку и проверим, есть ли на улице ветер и какой он, сильный или слабый, холодный или теплый.