Марьям Семенова
Конспект занятия с родителями тревожных детей
План занятия
1. Приветствие «Имя – качество»
2. Мини-лекция «Тревожность»
3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»
4. Игра «Могу, умею, хочу научиться»
5. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку»
6. Релаксационное упражнение Место покоя»
7. Обратная связь «Комплимент»
Приветствие «Имя – качество»
Публикация «Конспект занятия с родителями тревожных детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Здравствуйте, уважаемые родители! (Участники сидят на стульях в кругу.) Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое качество, начинающееся на первую букву (при затруднении — на вторую) его имени. Например, Ирина — изобретательная, Екатерина — естественная.
Мини-лекция «Что такое тревожность»
Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Но состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога дает человеку дополнительный импульс, что помогает сохранить и жизнь и здоровье. Например, убегая от преследователя, человек может развить скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии. Это мобилизующая тревога, дающая дополнительный импульс. Но есть и расслабляющая тревога, которая парализует человека. Какой вид тревоги будет испытывать человек, во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если ребенка постоянно убеждают в беспомощности («ты не умеешь…», «лучше я сделаю…» и т. д., то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу. Если же, напротив, взрослые настраивают на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты ребенок будет испытывать мобилизующую тревогу.
Единичные, т. е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название «тревожность». Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку почти в любом виде деятельности.
Итак, тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Тревожность – устойчивое состояние проявления тревоги. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявление тревоги. Если же состояние тревоги часто повторяется в одних и тех же ситуациях, причем имеет место и в других разных ситуациях (при общении с незнакомыми взрослыми, детьми; при ответе на вопрос во время занятия и т. д., то следует говорить о тревожности.
Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность бывает ситуативная и общая.
Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»
Родителям предлагается работа с карточкой «Портрет тревожного ребенка». Выбрать из списка качества, характерные для тревожного ребенка.
Игра «Могу, умею, хочу научиться»
Ведущий бросает мяч участникам со словами: «Я могу…» «Я умею…» «Я хочу научиться…»Участники должны бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее на ум. Одни и те же "начала" могут прилетать к одному человеку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться.
Потом обсудить для чего может быть полезна эта игра, можно ли играть в нее с тревожными детьми.
Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку»
Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:
1) повышение самооценки;
Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Что можно делать:
• Называйте ребенка по имени.
• Хвалите ребенка:
- хвалите в присутствии других людей (например, во время общего ужина, на улице); похвала должна быть искренней, т. к. дети очень остро реагируют на ложь;ребенок обязательно должен знать, за что его хвалят, хвалить просто так нельзя;хвалите даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны.
• Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Помогите ему лишний раз, окажите поддержку.
• Откажитесь от слов унижающих достоинство ребенка («осел», «дурак» и т. д.)
• Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими! Сравнивайте достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
2) обучение умению снимать мышечное напряжение;
Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. Поэтому при работе с тревожным ребенком особенно эффективными являются упражнения на мышечную релаксацию, дыхательные упражнения.
3) отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.
Говорите с ребенком (посадив его рядом, обняв, установив с ним контакт глазами – наклониться) о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях. Показать, что смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет преодолевать страх. Такие беседы помогут ребенку понять, что и у других людей существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Сочиняйте вместе с ребенком сказки. Это научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И если даже он приписывает их вымышленному герою, то это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Играйте с ребенком. В игре ребенок учится управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Например, игра в «Школу», где «грозный» учитель (мама) ведет урок. Ребенок в такой игре отрабатывает навыки ответа у доски на уроке такого педагога.
Релаксационное упражнение «Место покоя»
Спокойно вдохните и выдохните. Ваше дыхание спокойно. Представьте себе, что вы плывете в красивой лодке по морю, далеко от дома. Все заботы и проблемы остались далеко позади, вы чувствуете себя свободно, на вас не давит никакая ответственность. Ваша лодка скользит по волнам, и вы чувствуете себя хорошо, свободно и расслабленно. Вы наслаждаетесь этим чувством покоя и благополучия. Вы смотрите на маленькие волны, на то, как они вздымаются и опускаются - вверх, вниз, вверх вниз. Вы чувствуете приятное тепло солнечных лучей. Вы спокойны и расслаблены. Вы чувствуете свое дыхание: вдох, выдох. Теплый, мягкий покой обволакивает ваше тело. Вы становитесь все спокойнее, расслабленнее, свободнее. Ваш взгляд медленно скользит по горизонту, и вдалеке вы замечаете маленький остров. Вас тянет туда. Там вы ищете место покоя, расслабления, удовольствия и безопасности. Ваша лодка легко скользит по направлению к острову. Море спокойно, и волны легко и медленно несут лодку к вашему острову, месту вашей безопасности. Приблизившись к острову, вы можете различить заросли, пальмы и мягкий, мелкий песок. Вы сходите на берег. Вы чувствуете под ногами мелкий песок, приятно теплый и мягкий. Вы ложитесь и наслаждаетесь покоем, теплом и расслаблением. Вы вдыхаете запах цветов. На губах ощущаете морскую соль. Вы смотрите на облака, они медленно проплывают мимо, и вы чувствуете тепло солнца. Здесь ваше убежище. Насладитесь чувством покоя, расслабления, безопасности. Здесь вы чувствуете себя уверенно, спокойно и расслабленно. Это место - ваше убежище, куда вы всегда можете вернуться, когда захотите, когда вы почувствуете потребность в покое. Это место дает вам силу, уверенность, безопасность. Теперь не спеша попрощайтесь с этим местом. Сделайте глубокий вдох – выдох. Я досчитаю до трех, на счет три медленно открывайте глаза. Раз, два, три.
Упражнение «Комплимент»
Давайте скажем друг другу комплименты. Тот,кто захочет начать, возьмет этот мяч, бросит его тому участнику,кого он выберет, и скажет ему комплимент. Тот, кому предназначен мяч, бросит его следующему и произнесет свой комплимент - и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого.
Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, оно окажется вам полезным. Спасибо за работу! До свидания!
КАРТОЧКА «ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА»
Ребенок:
Слишком говорлив
Продуктивно работает с пооперационными картами
Отказывается от коллективной игры
Чрезмерно подвижен
Имеет высокие требования к себе
Не понимает чувств и переживаний других людей
Ощущает себя отверженным
Любит ритуалы
Имеет низкую самооценку
Часто ругается со взрослыми
Создает конфликтные ситуации
Отстает в развитии речи
Чрезмерно подозрителен
Вертится на месте
Совершает стереотипные механические движения
Постоянно контролирует свое поведение
Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
Сваливает вину на других
Беспокоен в движениях
Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли
Часто спорит со взрослыми
Суетлив
Кажется отрешенным, безразличным к окружающему
Любит заниматься головоломками, мозаиками
Часто теряет контроль над собой
Отказывается выполнять просьбы
Импульсивен
Плохо ориентируется в пространстве
Часто дерется
Имеет отсутствующий взгляд
Часто предчувствует «плохое»
Самокритичен
Не может адекватно оценить свое поведение
Имеет мускульное напряжение
Увлекается коллекционированием
Имеет плохую координацию движений
Опасается вступать в новую деятельность
Часто специально раздражает взрослых
Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
Робко здоровается
Годами играет в одну и ту же игру
Мало и беспокойно спит
Говорит о себе во 2-м и 3-м лице
Толкает, ломает, рушит все кругом
Чувствует себя беспомощным.