Светлана Зорина
Занятие (с презентацией) «Кто где родится, там и пригодится»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто где родится, там и пригодится
(с элементами игры «Что? Где? Когда?»)
Цель: развитие познавательной сферы старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Образовательная область «Познание» :
- познакомить детей с историей родной деревни;
- закреплять знания о своей малой родине;
- продолжать углублять, обобщать и конкретизировать знания детей о природе родного края: флоре и фауне.
Образовательная область «Коммуникация» :
- продолжать формировать грамматически правильную речь, обогащать и активизировать словарь детей;
Публикация «Занятие (с презентацией) „Кто где родится, там и пригодится“» размещена в разделах
-способствовать развитию навыков речевого общения, умению вести диалог.
Образовательная область «Социализация» :
- вызвать чувство сопричастности к истории страны, гордость за своих земляков;
- формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какого-либо события.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение классифицировать и обобщать знания о родном крае;
- развивать умение связно излагать свои мысли, совершенствовать доказательность речи.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства: интерес и любовь к родному краю, к своей малой родине, желание приумножать природу и заботиться о ней.
Оборудование: игровой стол, экран, конверты с заданиями, запись музыки к началу игры, к выносу чёрного ящика.
Предварительная работа :
- беседы;
- работа с картой области;
- экскурсии по родной деревне;
- встречи с интересными людьми,
- занятия в музее Дома культуры «Русская изба», «Уголок славы»;
- разучивание песен и стихов о Родине,
- загадывание загадок,
- рассматривание иллюстраций, фото;
- чтение произведений Н. Дружининского, В. Гумарова;
- оформление альбома «Моя малая родина»;
- изобразительная деятельность “Дом, в котором я живу”.
Ход развлечения.
Воспитатель: (1 слайд)
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
— Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
У всех людей есть родина- это наша Россия, огромная великая страна, которую мы все любим и гордимся ею.
Ребё нок:
Что такое Родина?
Маму я спросила.
Улыбнулась мама,
Повела рукой:
«Это наша Родина,
Милая Россия,
Нет другой на свете
Родины такой!»
Большая Родина начинается с малой : с семьи, с деревни, в которой мы родились и живём – это малая Родина. Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединённых кровным родством.
- Ребята, назовите свою малую Родину. (2 слайд)
- Как вы думаете, как можно назвать жителей нашей деревни?
Для нас деревня, в которой мы живём, самая красивая, самая замечательная и родная. Она для нас самая лучшая. И когда вы вырастите и возможно уедите из родной деревни, вам всё равно захочется вернуться туда, где вы родились и выросли.
Стихотворение “Что мы Родиной зовём” Владимир Степанов.
Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём….
- А знаете ли вы, почему наша деревня получила такое название - Фрол?
Деревня Фрол была названа по Фроло-Лаврской церкви, построенной и освящённой в 1780 году. (3 слайд) Церковь была центром Фроло-Лаврского Павловотчинского прихода Грязовецкого уезда. Церковь давно разрушена, но на её месте стоит поклонный крест. (4 слайд)
Наиболее почитаемой иконой в приходе была икона Божией Матери «Скоропослушница», празднование которой совершается 22 ноября. (5 слайд) По словам людей старшего поколения, икона приносила исцеление слепым – даровала им зрение, особо помогала от падучей болезни и беснования. (6 слайд)
- Ребята, сегодня я вас приглашаю принять участие в игре «Что? Где? Когда?». Тема нашей игры «Кто где родится, там и пригодится», в которой проверим свои знания о нашем крае. (звучит музыка из программы «Что? Где? Когда?»)
Придётся много вам подумать,
Ведь ждёт вас не одно заданье.
Команда телезрителей, друзья,
Потребует особого вниманья!
Игра проводится следующим образом: стрелка указывает на сектор с конвертом с заданием. Отвечает тот, кто крутил барабан, если он даёт ответ неверный, то право ответа переходит к другому ребёнку. Правильно ответивший получает жетон. Если стрелка указывает на сектор, задание которого уже выполнено, то смотрим по часовой стрелке.
Конверт № 1: задание прислал дядя Стёпа – милиционер.
А вы знаете, дети
Был случай такой.
Ехали люди с работы домой
Только доехали - вот чудеса-
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
«Где наша улица? Где наш дом?»
Ищут водители: Где наш гараж?
Мечутся жители: Где наш этаж?
Всё перепуталось, всё заблудилось,
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
- Я рассказал вам про это нарочно, чтобы проверить, знаете ли вы точно, где живёте?
- Назовите свой домашний адрес (дети называют домашний адрес по очереди).
Конверт № 2: задание прислал строитель.
«Как называется этот объект?». Я перечисляю признаки какого - либо объекта, а вы называете его одним словом.
• Как называется учреждение, в которое Вы ходите, когда родители на работе? (7 слайд)
• Куда вы пойдёте после окончания детского сада? (8 слайд)
• В это учреждение люди ходят на концерты? (9 слайд)
• Где можно получить помощь, если заболеешь? (10 слайд)
• Это строят как напоминание о прославленных людях или важных событиях? (11 слайд) Кому поставлен памятник во Фролах?
- А теперь узнайте учреждение по фотографии. (12, 13, 14, 15, 16 слайд)
- Какая река протекает в нашей деревне? (17 слайд)
Шохма - вепсское "шоху" - "шуга, мелкий лёд во время осеннего ледостава". Длина реки составляет 24 км. Начало берёт в болотах, а устье реки находится в 50 км на левом берегу реки Лежа.
Конверт № 3: задание прислал школьный учитель:
«Угадай профессию людей, работающих в нашей местности» (на столе лежат перевёрнутые картинки, дети подходят, берут и называют).
Конверт № 4: Внимание, чёрный ящик! (18 слайд + музыка)
- Давным - давно этот продукт питания производился в нашей деревне. Что лежит в чёрном ящике? (масло)
2 раунд. Крутится волчок и свой вопрос задает Старичок-Лесовичок
-Дети, вы будущие жители Вологодского края и всей России. Вам необходимо беречь, сохранять и приумножать красоту огромного дома с названием Земля. Природу надо любить, беречь, общаться с ней и не вредить. Для этого надо знать правила поведения в природе.
Внимание- вопрос : отобрать знаки поведения в природе
Команда «фауна» отбирает знаки разрешаюшие
Команда»Флора» отбирает знаки запрещающие
На столе лежат карточки для дидактической игры «Можно-нельзя».
Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель объявляет счет игры.
- Скажите, что лес дает человеку? (ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес это дом для огромного количества животных, насекомых, птиц.) Сейчас мы с вами узнаем, какие же животные обитают в наших лесах.
. Следующее задание начинается с загадок:
- Я, сознаюсь виновата: я хитра и плутовата, я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (лиса)
- Под соснами под елками лежит мешок с иголками? (еж)
- Быстрый, маленький зверек по деревьям скок – поскок. (белка)
- Серый, трусоватый зверюшка, косоглазый длиноушка. Ну- ка кто он отгадай и морковку ему дай. (заяц)
- Кто зимой холодной, ходит злой голодный? (волк)
- Летом по лесу гуляет зимой в спячку залегает. (медведь)
Скажите, а какие это животные? (дикие) Где они живут? (в лесу).
Если они живут в лесу, значит, у них есть свои жилища.
4. И следующим заданием будет игра «Рассели животных»
(команды проходят к столам, где на листе изображены жилища животных и картинки животных).
3 раунд - и вопрос прислала Мудрая Сова, но сначала загадка:
Весной веселит
Летом холодит
Осенью питает
Зимой согревает? (дерево)
Внимание -вопрос
-Какие бывают деревья? (хвойные, лиственные)
-Какие леса встречаются в нашем крае? (Хвойные. Лиственные. Смешанные)
- Какие деревья не встретишь в наших лесах? (пальмы, мандариновые деревья, баобабы)
Воспитатель подводит итог: обе команды заработали очки за правильные ответы
Крутиться волчок и Музыкальная пауза-звучит «Вальс цветов»
Дети надевают шапочки с изображением разных цветов и выполняют движения под музыку: кружатся, плавно наклоняются в сторону, полуприседают.
Воспитатель: На лугу, в лесочке разные цветочки
Желтые и синие, белые и красные,
До чего ж красивые, до чего ж прекрасные…
Музыка заканчивается. Дети рассаживаются вокруг игрового поля.
Воспитатель: внимание вопрос от Феи цветов:
-выберите из открыток растения луга и леса и назовите их
Команда «Флора» выставляет открытки с цветами луга и называет их. Отмечает исчезаюшие виды (колокольчик)
Команда «Фауна» выкладывает открытки с растениями леса и называет те из них, которые занесены в Красную книгу (ландыш)
5 раунд и вопрос от Сороки (изображение животных на экране)
-какие птицы прилетят на кормушку зимой?
-какие птицы поселятся в скворечнике весной?
(дети выбирают плоскостные изображения зимующих птиц, выкладывают их на кормушку- команда «флора», команда «Фауна» заселяет скворечник перелетными птицами.
Проверяют правильность выполнения задания и оценивают ответы
Птицы нашего края.
Показывает картинки с изображением птиц. Звучат голоса птиц в аудиозаписи.
6 раунд вопрос от Медведя-Наш край богат животными, вопрос такой
-Назовите животных, которые не смогут выжить в нашем климате? (белый медведь, верблюд)
-Назовите животных, которые занесены в Красную книгу? (ондатра, хорек)
«Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики.
На тропинке солнечные блики.
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите!»
Воспитатель подводит итог игры:
Дорогие знатоки, вы сегодня доказали, что знаете свой родной край, свою малую родину и сумеете сберечь и приумножить богатство матушки Природы.
Вручаю вам Мудрую Сову - символ ума и мудрости.
Пока жюри подводят итоги, мы отправимся в путешествие по нашей малой Родине.
(Показ слайдов о родном крае под песню «Малая Родина» в исполнении Н. Гнатюка).
Объявляется победитель игры.
Ребята, обозначьте своё отношение к игре цветовым символом (красный – игра вам понравилась, синий – не понравилась). Дети выбирают цветовые сигналы и выстраивают их на доске.