Наталья Альбертовна Самойлова
Занятие с молодыми педагогами «Общение как рефлексивный процесс»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с молодыми педагогами.
«Общение как рефлексивный процесс».
Цели:
• отрабатывать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего состояния;
• закреплять стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа;
• проанализировать значимость позитивного/негативного отношения к детям, характеристик и установок, даваемых воспитателем.
Приветствие «Мне приятно тебе сказать».
Публикация «Занятие с молодыми педагогами „Общение как рефлексивный процесс“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Приветствие друг с другом начинается с фразы «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…» Участник вправе закончить фразу по своему усмотрению. Нужно постараться найти несколько теплых слов для каждого человека.
Мини-лекция «Педагогическое общение».
Педагогическое общение - это общение педагога с детьми, их родителями, коллегами при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально-педагогической деятельности.
Мы все делаем индивидуально, по-разному, отсюда возникают стили общения. Стиль педагогического общения зависит от личностных характеристик педагога – темперамента, характера, привычек, мировоззрения и др.
«В воспитании все дело в том, кто воспитатель» - совершенно справедливо отметил Д. Писарев. Именно мое отношение к людям, и детям в частности, создает атмосферу общения, и она бывает различной – от освобождающей до угнетающей.
Если сместить акцент с себя на личность ребенка, его индивидуальные потребности, то в результате обнаружишь, что нужно менять кое-что в себе. И это правильно. Заниматься своим воспитанием, совершенствованием, корректировать свой характер – это нормально и просто необходимо. Ведь не дети для педагога, а педагог – для детей. «Воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, самих себя» - это слова А. Острогорского.
Очень полезно читать книги по воспитанию, в которых авторы делятся своим личным опытом, анализируют свои ошибки, и затем применяют это в своей практике.
Одна из книг, которая может помочь вам – «Дети - с небес» автора Джона Грея. Джон Грей противопоставляет два различных подхода в воспитании – традиционный (или как он выражается «В прошлом») и позитивное воспитание. Позитивное воспитание, основано на любви, а не на страхе. В большинстве своем родители и воспитатели традиционно контролируют детей при помощи давления, страха и чувства вины. Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, следуя велению сердца. В прошлом цель воспитания состояла в том, чтобы привить детям послушание. Позитивное воспитание направлено на то, чтобы вырастить волевого ребенка, но при этом склонного к сотрудничеству. Чтобы добиться сотрудничества, нет нужды ломать его волю. Вместо того чтобы развивать в детях послушание, позитивное воспитание стремится развить в них сострадательность. Остановлюсь на некоторых советах автора этой книги:
1. Принятие себя.
Дети приходят в этот мир с врожденной склонностью любить своих родителей, воспитателей, однако они не умеют любить и прощать себя. Любовь к себе развивается на основании отношения родителей и воспитателей и их реакции на ошибки ребенка. Если детей не стыдят и не наказывают за ошибки, это дает им возможность научиться важнейшему искусству: умению любить себя и принимать собственное несовершенство. Психологи утверждают, что к пяти годам дети, имея Я-образ, начинают оценивать себя – я хороший, большой, добрый, не жадный. Каждый нуждается в признании своей личности с положительной стороны.
Детям нужно говорить, что они хорошие и их любят. Обсуждать следует поступки, а не личность. Ведь очень часто и хорошие взрослые люди ведут себя неправильно в некоторых ситуациях. Тем более ребенок.
Говорить своим детям, что они хорошие, просто замечательные дети. Странно, что в начале, они не верят. Один мальчик говорит: «Нет! Мы плохие!» – Откуда это? Кто-то уже внушил это детям. И естественно, что «плохие» просто должны вести себя плохо. Зачем стараться!
За некоторыми детьми уже закрепилась дурная слава – «баловников». Мама, приходя вечером, всегда начинает с неправильного вопроса «Как себя вел?» Спросите, наконец-то, у ребенка, как он себя чувствовал, что интересного он узнал. Нельзя зацикливаться на отрицательном поведении – у ребенка это закрепляется как образец поведения. Почаще следует подмечать что-нибудь положительное в его поведении, и он будет стараться поступать хорошо. В словах одобрения скрыта сила преображения!
С некоторыми детьми с утра надо договариваться, что он будет стараться вести себя хорошо и его похвалят, когда мама придет. И действительно, стараются! Важно это заметить и отметить, даже в незначительном. А как приятно маме это услышать!
2. Навыки общения.
Замечено, что запрет на какой - либо негативный поступок не изменяет поведения ребенка – ему нужен совет, как следует себя вести. Ребенок порой не знает, что можно вести себя по-другому, у него просто не было другого образца.
Например: говорить: «Драться нельзя!». А ребенок уже привык это делать по любому поводу, и дома учат давать сдачу? Необходимо предложить альтернативу: «Драться нельзя, можно дружить!». «Муравьев давить нельзя! Можно понаблюдать за ними». «Ябедничать не хорошо! Можно самому сделать замечание товарищу или помочь ему!»
Чаще слушать песенки о дружбе. Затем попросит детей повернуться друг к другу, пожать руки, обняться по-дружески, сказать: «Ты - мой друг, ты мне нравишься!»
Учить мириться, если поссорятся, жалеть, если сделал больно кому-то.
Переделали «Мирилку» - «А если будешь драться - я буду обниматься!»
Вывод: стараясь посеять у детей понятие того, что они хорошие, подчеркивая их заслуги, поощряя, когда примиряются, их поведение изменяется к лучшему – для них становится естественным извиняться, не ябедничать, жалеть друг друга, договариваться о чем-либо без драки. Пусть это и не значительные изменения, но это ростки добра! Чтобы добрый плод вырос, он должен быть посеян и необходимо время!
3. Сотрудничество.
Добиться сотрудничества — значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их. И здесь решающим оказывается умение отдавать распоряжения. Жесткие приказы тут не работают. Нам не нравится, когда нами командуют, но вот просьбу мы охотнее выполняем, она порой доставляет нам чувство удовлетворения.
Джон Грей предлагает следующее:
«Формулируя просьбу, следите за тем, чтобы говорить «Не сделаешь ли ты… ?» и «Сделай, пожалуйста…» вместо «Ты можешь сделать… ?».
Формулы «Не сделаешь ли ты… ?» и «Сделай, пожалуйста…» творят чудеса, а слова «Ты можешь… ?» порождают сопротивление и недоумение».
Самое сильное волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества, — это слово «давай». Раз я говорю «давай сделаем» - это значит, что я буду делать вместе с ребенком, показывая ему пример. Мы – партнеры.
Нужно ли педагогу учиться руководить собой?
Хочется сказать, что не всегда доброе расположение к детям само собой присутствует в душе. Порой себя надо утром настраивать, убеждать и давать установку – относись к детям с любовью, им нужна любовь и расположение. Со временем это входит в привычку, в хорошую привычку – педагог меняется. Это способствует продуктивному общению.
Еще одна книга известного педагога Шалвы Амоношвили «Улыбка моя, где ты?» помогает мне. Автор призывает педагогов жить, даря улыбку окружающим. Вот отрывок из книги: «Что может сотворить энергия Улыбки?»
Вот на что она способна:
— поднимает настроение тому, кто улыбается, и тому, кому улыбается;
— иначе говоря, облагораживает того, кто улыбается, и того, кому он улыбается;
— усиливает доверие людей друг к другу, способствует возникновению и
закреплению духовной общности;
— помогает зарождению и усилению в людях веры, надежды, любви;
— служит целебной эманацией;
— гармонизирует характер людей, делает их более терпеливыми и
уступчивыми;
— облегчает и сокращает путь сближения людей, служит
взаимопониманию;
— гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть;
— делает жизнь людей красивой, радостной.
Конечно, не все люди улыбчивые от природы, но педагогу необходимо научиться быть приветливым и улыбчивым – это возможно, это нужно, это хорошая привычка, которая преобразует характер, облегчает общение! Мы не говорим сейчас о лицемерной улыбке, как о маске на лице, но о внутреннем настроении, которое проявляется в улыбке. Надо учиться этому, людям нравится, когда им улыбаются.
Предлагаю, практиковать это в своем педагогическом общении следующим образом:
Утром спрашивать детей, какое у них настроение. Очень часто малыши говорят, что плохое, и это, конечно, заметно по ним – плаксивые, вялые, агрессивные уже с утра. Тогда предлагаю «настроить» свое настроение (ведь именно от глагола «НАСТРОИТЬ» происходит существительное).
Играем в игру «Примерь улыбку».
На зарядке дети маршируют энергичнее, когда им предлагают улыбнуться, похлопать в ладоши себе. Это помогает принимать себя, считать себя хорошими, способными.
На занятии дарить им улыбку, и просить детей подарить вам свои улыбки. Говорить им, какие они симпатичные, милые, светлые.
После сна - произносить фразу: «Потянулись, улыбнулись. Сделали упражнения, обняли себя, поаплодировали себе».
Упражнение «Ассоциации».
Цель: описать участников группы в образах и метафорических сравнениях.
Каждый по кругу говорит одно слово, которое его как-то характеризует, — определение, ассоциацию. Если непонятно, можно попросить пояснить. (Вариант: участникам поочередно предлагается изобразить, кем он был бы, например, растением, временем года, предметом.)
После того, как все высказались, человек, о котором говорилось, рассказывает, как он понял эти ассоциации. Какое значение они могут для него иметь в данном случае, какие качества они могут обозначать. Ведущий должен обратить внимание на то, какие ассоциации запомнил человек, какие им принимаются, а какие отвергаются.
Собранный материал дает возможность осознать свой образ. Ассоциации могут быть одной из успешных форм обратной связи. Они по мере возможности должны характеризовать человека в целом, включая характер, внешний вид и прочее. Ведущий должен активно стимулировать процесс ассоциирования. В результате каждый участник получает ассоциативно-образный портрет, ценность которого для самопознания трудно переоценить, ибо ассоциации отражают реакцию на человека других людей не только через разум, но больше через чувство, интуицию.
После завершения выполнения упражнения, описанного выше, психолог обращает внимание педагогов на то, как они характеризуют своих воспитанников. Эти характеристики не всегда имеют позитивную направленность, чаще негативную.
Беседа «Самооценка ребенка».
Цель:
• информировать педагогов о некоторых причинах возникновения различных категорий самооценки у детей;
• проанализировать значимость позитивного/негативного отношения к детям, характеристик и установок, даваемых воспитателем.
Из случайно высказанных взрослыми фраз, действий по отношению к ребенку, одобрительных или осуждающих взглядов, мелких ситуаций или значительных событий у человека складывается о себе мнение как единственно верное, и он делает его своим. Специалисты указывают на очень раннее формирование самооценки — в 5 - 8 лет. Этот возраст связан с периодом самоосознавания и формирования структур, ответственных за нравственность.
Проблема неприятия ребенка окружающими (родителями, педагогами и т. д.) отражается не только на самооценке, она становится почти универсальной причиной формирования неврозов и личностных нарушений. В случаях, когда и родитель, и окружающие ребенка люди относятся к нему жестоко, издеваются, обзывают, кричат, у детей включается механизм саморазрушения. Для того что бы ребенку выжить и стать полноценным человеком в такой ситуации, судьба посылает кого-то, кто может восполнить дефицит родительской любви. Носителем тепла, внимания, хорошего отношения, как раз может стать воспитатель.
Упражнение «Закончи предложение».
Каждый педагог (по кругу) высказывается. Первый начинает со слов: «Мои слова для ребенка — это…»
Упражнение «Что я приобрел?».
Цель: оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.