Татьяна Новгородова
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Звуки [л], [л’]. Буква Л».
Возрастная группа : старшая группа.
Воспитатель: Новгородова Татьяна Владимировна.
Форма НОД: познавательная.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Публикация «Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте „Звуки [Л], [Л’], Буква „Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Учебно-методический комплект: примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.
Средства:
наглядные: кукла Мила, картинки для определения количества слогов в слове, домики с одним, двумя и тремя окнами;
раздаточные: зеркала, счетные палочки, бархатная бумага и нитка, круги синего и зеленого цвета, карточки для определения места звука в слове и фишки, буквы, коробочки с кружками красного, синего и зеленого цветов для выполнения звукового анализа слова;
мультимедийные: презентация.
Методы обучения : наглядные, словесные, практические.
Цель: продолжать знакомить детей со звуками [л], [л’], буквой Л.
Задачи образовательной программы
Образовательные:
- закреплять представления о правильной артикуляции звуков [л], [л’];
- учить давать характеристику звукам [л], [л’];
- учить различать звуки по твердости-мягкости;
- учить определять место звука в слове, количество слогов в слове;
- учить выполнять звуковой анализ слова СТОЛ;
- учить составлять предложения по схеме.
Развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать мелкую моторику через выкладывание буквы Л;
- развивать плавный, длительный вдох и выдох через дыхательную гимнастику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать память, внимание, мышление, речь.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, помогать друг другу в случае необходимости;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
- оказывать помощь детям, испытывающим трудности при выполнении заданий.
Ход занятия
1. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Сегодня я пришла не одна. Вместе со мной пришла кукла Мила. Ей в этом году предстоит пойти в школу. Но перед школой Мила хочет многому научиться, поэтому пришла к вам. Ребята, поможем Миле подготовиться к школе?
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
- Как всегда, начнем наше занятие с зарядки для язычка.
Возьмите зеркала. Покажем Миле, как нужно выполнять упражнения:
Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты и видны.
Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Качели. Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубки. Челюсть не двигается.
Индюк. Улыбнуться, открыть рот, показать зубки. Положить язык на верхнюю губу и передний край языка загнуть вверх. Совершать движения языком вперёд – назад, произнося «бл-бл-бл».
Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Пароход гудит. Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы».
- Выполним дыхательную гимнастику «Цветок» :
На лугу расцвел цветок, ты не рви его, дружок.
3. Объявление темя занятия
- Ребята, вы, конечно же, догадались, что у нас сегодня занятие по обучению грамоте, а о каком звуке пойдет речь, вы узнаете чуть позже.
- Давайте сначала расскажем Миле, на какие две группы делятся все звуки.
- Какие звуки мы называем гласными?
- А какие – согласными?
- Какими бывают согласные звуки?
- Итак, чтобы узнать, о каком звуке мы сегодня будем говорить, вам нужно разгадать загадки.
1. Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется – ярким пламенем зажжется (лампочка). (Слайд 2)
2. Она под крышами живет, гнездо своё из глины вьет. Целый день суетится, на землю не садится, высоко в облаках летает, мошек на лету поедает. В черном фраке лапочка, а зовется? … (ласточка). (Слайд 2)
3. Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слёз доведу (лук). (Слайд 4)
4. Сама не ест, а людей кормит (ложка). (Слайд 5)
- С какого звука начинаются слова?
- Со звука «л».
- О каком звуке мы сегодня будем говорить?
- Верно, сегодня на занятии мы вспомним все, что уже знаем про звук Л и познакомим с этим звуком нашу гостью. (Слайд 6)
4. Анализ артикуляции звука, его характеристика
- Посмотрите внимательно, как я произношу звук «л».
Педагог произносит звук «л».
- А теперь вы произнесите звук «л».
Дети произносят, педагог следит за правильностью произношения.
- Скажите, что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Л?
Дети рассказывают об артикуляции звука Л. (Слайд 7)
- Звук Л какой, гласный или согласный?
- Почему?
- Звук Л звонкий или глухой? (Слайд 8)
- Какими еще бывают согласные звуки?
- Звук Л может быть твердым? Может быть мягким?
- Произнесите звук Л мягко (твердо).
5. Формирование фонематического слуха
- Скажите Миле, каким цветом обозначается твердый согласный звук, а каким – мягкий согласный.
- Я буду произносить слоги, вы должны поднять кружок синего или зеленого цвета. Слоги: ла, ло, ли, лу, ле, ля, лы, ял, ил, лэ, ал. (Слайд 9)
6. Развитие высших психических функций
Дидактическая игра «Какая буква лишняя?»
- Ребята, а теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Посмотрите на экран и скажите, какая буква лишняя? На слайде дети видят буквы М, Н, Л, А, Р. (Слайд 10, 11)
7. Пальчиковая гимнастика (выкладывание буквы)
- А теперь покажем Миле, как можно разными способами выложить букву Л.
- Покажите букву Л с помощью пальчиков.
- Выложите букву Л из счетных палочек.
- С помощью нитки выложите букву Л на бархатной бумаге.
8. Формирование фонематического восприятия
1. Определение места звука в слове.
- Я буду называть слова, а вы должны показать, используя карточку и фишку, в каком месте находится звук в слове. Слова: стол, лампа, молоко, халат, лак, бокал, лошадь, пенал, малыш.
2. Определение количества слогов в словах.
- На столе лежат картинки. На доске домики с одним, двумя и тремя окнами. Вам нужно взять одну картинку, посчитать количество слогов в слове, прикрепить на доску. Картинки, в названии которых один слог, под домиком с одним окном, с двумя слогами – под домик с двумя окнами, с тремя слогами – под домик с тремя окнами.
3. Звуковой анализ слова
- У вас на столе лежат буквы. Составьте из них слово.
Загадка:
Час обеденный пришёл – ждёт семью наш круглый…СТОЛ. (Слайд 12)
- Выложите слово СТОЛ из букв. (Слайд 13)
- Сколько слогов в слове стол?
- Значит, сколько гласных букв в слове? Какая это буква? Кружком какого цвета ее обозначим? (Слайд 14)
- Остальные буквы какие? Гласные или согласные? Твердые или мягкие? Кружками какого цвета их обозначим? (Слайд 15)
4. Составление предложения по схеме со словом СТОЛ. (Слайд 16)
- Ребята, расскажите нашей гостье, что это такое? Схема предложения.
- Сколько слов в предложении?
- Что означает вертикальная черта у первого слова?
- Что означает точка?
- Составьте предложение по схеме.
9. Итог
- О каком звуке мы сегодня говорили?
- Звук Л какой? Гласный или согласный.
- Твердый или мягкий?
- Звонкий или глухой?
- Скажите, какие задания вам было легко выполнить? При выполнении каких заданий вы испытывали трудности?
10. Оценка работы детей
- Ребята, вы молодцы! Мила сегодня много узнала про звук Л, ей очень понравилось, как вы работали. Думаю, она еще придет к вам в гости.
- До свидания!