Анна Троицкая
Конспект занятия с детьми средней группы «Звуковая культура речи: звук [ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи: звук [ж]
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 31 г. Кинешма «Золотая рыбка»
Занятие с детьми средней группы "Звуковая культура речи : звук ж"
Воспитатель:
Троицкая А. Л
Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия с детьми средней группы „Звуковая культура речи: звук [ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
1. Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком ж.
2. Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать.
3. Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр
Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов: экскурсии в парковую зону детского сада; наблюдение за насекомыми, прислушивание к звукам природы.
4. Взаимодействие с родителями: Чтение произведений, о насекомых, рассматривание иллюстраций, подражание звукам, произносимым насекомыми. Задание детям, загадать дома родителям загадки услышанные на занятии.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, с язычком произошла очень интересная история, я ее вам хочу рассказать. Послушайте пожалуйста. Сидел Язычок в своем домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – А я так петь не умею н, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».
-Педагог объясняет (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов) - Ж-ж-ж-ж - это песня жука, – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш, но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло? (Да) Давайте поучимся петь песенку жука.
Дети: Давайте!
Воспитатель: Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Игра: "Жуки и птичка"
Описание игры: Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу
Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж-ж.
По сигналу педагога жуки начинают трясти ногами и жужжать имитируя жука. По сигналу «птичка» жуки замирают.
Воспитатель: Замечательно поиграли, возвращайтесь на свои места, я прочитаю вам стихотворение, которое называется "Жук"
Жук кружится над цветком:
-Я с тобою не знаком,
Но душистый аромат
Я вдыхать ужасно рад!
Жу-жу-жу. Жу-жу-жу!
Жу-жу-жу. Жу-жу-жу!
До чего же ты хорош,
До чего же ты пригож!
Не могу прожить и дня,
Чтоб не повидать тебя.
Я-я-я. Я-я-я
Я-я-я. Я-те-бя.
Говорит цветок жуку:
- Посиди-ка на суку.
Очень, братец, ты тяжел.
Что же ты во мне нашёл?
Шел-шел-шел. Шел-шел-шел.
Шел-шел-шел. Шел-нашел.
Я цветочек, как и все.
Лепестки с утра в росе.
Кверху, к солнышку тянусь,
Только холода боюсь.
Юсь-юсь-юсь. Юсь-юсь-юсь.
Юсь-юсь-юсь. Юсь-боюсь.
На рассвете каждый день
Прилетать жуку не лень
На раскрывшийся цветок.
Жук в растеньях знает толк.
Толк-толк-толк. Толк-толк-толк.
Толк-толк-толк. Знает толк.
«Кого хотел повидать жук? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте».
Воспитатель: Читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:
Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.)
Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»
Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел)
Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.
И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз)
А сейчас давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг. …
Физкультминутка
Давайте с вами поиграем игра называется «Жуки». Дети-жуки сидят в своих домах (на стульчиках) и говорят: «Я жук, я тут живу, жужжу, жужжу:ж-ж-ж». По сигналу педагога «жуки» летят на поляну, греются на солнышке и жужжат, по сигналу «дождь» возвращаются в домики.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту картинку, расскажите мне, пожалуйста, какие насекомые спрятались на ней?
Дети: ….
Воспитатель: Замечательно, а сейчас, я каждому раздам картинку с изображением насекомого, а вы раскрасьте её, пожалуйста (выделяется необходимое время 3-5 минут). А теперь расскажите мне о вашем насекомом,
(Каждый ребенок рассказывает о своей картинке, если у нескольких детей одинаковые картинки, они могут дополнять рассказ друг друга, а твоё насекомое издает какой-то звук? Ты можешь спеть нам его песенку? Где можно встретить это насекомое?
(После каждого рассказа дети прикрепляют свою картинку на плакат с изображением природы, в зависимости от места обитания насекомого). Посмотрите, какая прекрасная картина у нас получилась!
Воспитатель: Какие вы молодцы! Хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками:
Мужички без топоров, рубят избу без углов. (Муравьи)
Есть в загадке слова со звуком ж? Назовите их. (Ответы детей, ребята, а сколько слов со звукомж в этой загадке? (Одно). Хорошо, тогда следующая загадка…
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
А в этой загадке есть слова со звуком ж? (Ответы детей, а сколько слов со звуком ж? (При подсчете очередного слова можно пользоваться, заранее заготовленными полосками из цветной бумаги) (Пять).
Молодцы, запомните загадки и загадайте их дома родителям. На этом наше занятие окончено, но впереди нас ожидает прогулка, на которой мы с вами обязательно встретим кого?
Дети: Насекомых!