Получи документы

Конспект занятия «Речные обитатели» для детей старшего возраста

Наталья Кононцева
Конспект занятия «Речные обитатели» для детей старшего возраста
▼ Скачать +Заказ

Комплексное занятие : «Речные обитатели»

Воспитатель: Кононцева Наталья Михайловна воспитатель МБДОУ «Ясли-сад №318 г. Донецка»

1. Учить грамотно отвечать на вопросы;

2. Продолжать совершенствовать знания о речных обитателях, узнавать их по отдельным частям;

3. Продолжать формировать знания о фауне родного края;

4. Формировать экологическую культуру;

5. Воспитывать умение работать в команде.

Публикация «Конспект занятия „Речные обитатели“ для детей старшего возраста» размещена в разделах

Ход занятия

Орг. момент. Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: “Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!” Все прислушиваются к своему дыханию.

Вдох - все делают шаг вперёд, выдох - шаг назад.

Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце.

1. Рассказ о речных обитателях.

- Ребята, обратите внимание что это? (Глобус). Это макет нашей планеты земля. Где на земле живут люди? (на суше).

Какими цветами на земле обозначена суша (коричневым, желтым, зелёным).

Какого цвета на глобусе больше всего?

Что обозначается голубым цветом? (Водоёмы)

Назовите водоёмы. (Реки, пруд, озеро, ручей, болото, моря, океаны)

Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Рыбы). Недаром говорят: “Рыбы - дети воды”. Они живут в какой воде? (солёной, пресной). Рыб в подводном мире огромное количество.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в подводный мир рек.

Какие водные животные обитают в реке?

Педагог предлагает рассказать детям о подводной жизни животных (найти изображение данной рыбы).

Сом самая крупная хищная рыба, которая обитает в пресноводных озерах и реках. Взрослые особи вырастают в длину до 3 метров. Рыба сом имеет большую и широкую голову. Большие челюсти содержат множество мелких острых зубов. Около рта у рыбы находятся два длинных белых уса, а немного ниже, на подбородке, еще четыре небольших Усы сома – это важнейший осязательный орган, с помощью которого рыба отыскивает пищу. Глаза у сома большие и опущенные. Кожа не имеет чешуи. Хвост занимает значительную часть тела.

Рыба сом в природе предпочитает вести придонный образ жизни. Он редко поднимается на поверхность воды. Обычно сом находит глубокую яму и селится в ней. В питании он неприхотлив: сом с удовольствием ест растительные останки, мелкую рыбешку, личинок, лягушек, ракушки, раков или случайно попавших в водоем птиц, мышей и другую живность. Но основной его рацион составляет рыба. Чтобы ее поймать, сом маскируется и выжидает ее приближение. Свою жертву он не преследует, а нападает неожиданно. За пищей рыба сом выплывает по ночам.

Щуку - прозвали речным волком. Она охотится из засады, притаившись где-нибудь в камыше, нападает на мелких рыбёшек и на крупных, если голодна, может утащить на дно утёнка или гусёнка. У неё сильные плавники. Щуку называют речным санитаром. Она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

Водомерка – у нее три пары ног помогают легко бегать по водной глади, что мы удивляемся: как это у нее получается? Оказывается, на лапки водомерки одеты подушечки из густых волосков, которые покрыты жиром и все тело покрыто водоотталкивающими волосками, поэтому она всегда выходит сухой из воды.

Жук-плавунец. Несмотря на то, что плавунцы способны летать и перемещаться по суше, привычная среда обитания для них все-таки вода. Поэтому большую часть времени они проводят именно в ней, периодически всплывая на поверхность. Ведь дышат насекомые атмосферным воздухом. Для этого жук выставляет заднюю часть своего брюшка над водой, чтобы наполнить специальную полость очередной порцией кислорода.

Улитка. Как называется домик улитки? (Ракушка). На голове улитки выделяются глаза, расположенные на стебельках, одна или две пары щупалец, которые выполняют функции органов осязания и рот.

Лягушка. Чем питается лягушка? Рацион лягушек состоит из мелких насекомых (мух, комаров, стрекоз и т. д.). Для обеспечения себя пищей эти земноводные используют раздвоенный и липкий язык, который спереди прикреплен к челюстям. Во рту язык лягушки находится в свободном состоянии, а при необходимости «выстреливает» навстречу пище, захватывает ее и мгновенно возвращается назад.

Пиявка - червячок, живущий только в чистом водоёме. Называют «медицинская пиявка», так как она присасывается к телу человека и пьет кровь. Укус её не болезненный, так как содержит природное обезболивающее средство. При этом выделяет вещество, разжижающее кровь, растворяет сгустки, которые образовывают тромбы – это для пользы здоровья человека. Напившись крови в три раза больше, чем сама пиявка, 6 месяцев спокойно себе поживает, не испытывая голода.

Рак - Пресноводные раки любят чистую воду, с небольшим движением. Их называют индикаторами загрязнения. Там, где вода не совсем чистая они жить не будут. Ползает по дну и пятится назад, шевелит клешнями, ест, что попадёт, прячется в норах под корягами. Раки действительно передвигаются необычным образом – пятятся назад. Но они способны в случае опасности плавать, причем довольно быстро, используя для этого свой хвостовой плавник, который способен совершать мощные взмахи, собственно и обеспечивая этим передвижение в воде. Хвост у рака напоминает мотор. Что касается питания раков, то основу их рациона составляют водные растения и всевозможные пресноводные мелкие жители, которые достаются им на ужин уже в виде падали.

Змеи: уж и гадюка. Отличительные качества Окраска тела может быть самой разнообразной, от черного, до черно-синего. У всех гадюк вдоль спины проходит темная полоса, которая может извиваться или быть прямой. Голова змеи имеет характерную треугольную форму, четко видна граница головы и тела. Позади глаз на затылке у гадюки имеется рисунок в виде буквы «Х», черного цвета, две черные полосы соединяют глаза и уголки рта животного.

Образ жизни Гадюки всю свою жизнь (а живут они двенадцать – пятнадцать лет) проводят на одной и той же территории. Этот вид змей – прекрасные пловцы, как и ужи они с легкостью переплывают широкие реки, озера и водохранилища.

В качестве места зимовки змеи выбирают заброшенные норы мышей, крыс или кротов

Пробуждаются гадюки в начале весны, когда сошел еще не весь снег. Самцы первыми покидают убежища и выходят на поверхность, самки и молодь выползают примерно в начале апреля.

Днем гадюки малоактивны, они спокойно лежат в укрытии (норы грызунов, влажные места под кустарниками и высокой травой, трухлявые пни стволы деревьев, а с наступлением ночи начинается время охоты.

В рацион питания гадюк входят мыши, лягушки, мелкие птицы и птенцы, ящерицы, мелкие зверьки

Опасность! Гадюки – самые распространенные ядовитые змеи. Их укус опасен для человека, но не смертелен. Укусить человека змея может, только если ее взять в руки или наступить на нее, в остальных случаях она никогда не нападает первой.

У гадюки очень много врагов в природе, например, совы, лисы, ежи, хорьки, норки и орлы.

2. Загадки о речных обитателях

Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите? (Щука)

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это… (Щука)

Вот усатое бревно

Прилегло поспать на дно.

Почему бревно с хвостом?

Потому что это. (сом)

На подбородке борода,

А над губою два уса,

Хвост больше самого его,

И любит плавать глубоко! (Сом)

Он всегда гулять идет

Только задом наперед.

С ним знаком любой рыбак,

Хоть не рыба он, а. (рак)

Кто весь день на дне сидит

И клешнями шевелит?

А когда наступит мрак,

На прогулку выйдет. (рак)

У воды она живет,

Громко песенки поет.

Рот ее — для мух ловушка,

А зовут ее. (лягушка)

Показалась нам сперва

В желтых пятнах голова.

А за нею между луж

Хвост ползет. Кто это? (Уж)

«В чешуе, будто в чехле,

Проползаю по земле.

Догадайся, кто же я?» —

Прошипит в траве. (змея)

Кто гуляет по травинке,

Домик свой несет на спинке?

С виду дом, как пирамидка,

А хозяйка в нем. (улитка)

Есть такой на свете жук —

Может в воду прыгнуть вдруг.

Но не тонет жук-храбрец,

Плыть умеет. (плавунец)

Если к вам она прилипнет,

То немного крови выпьет.

Не рыбешка, не козявка.

Как зовут ее? (Пиявка)

По воде зеркальной, чистой,

Как по синей глади льда,

Мы не хуже хоккеистов

Бегаем туда-сюда. (Водомерка)

3. Д / и «Назови первый звук» - Какие еще рыбы водятся в речках? Карп, лещ, окунь, судак, ёрш, карась, сом, щука.

4. Д / Игра «Кто это потерял?»

- Речные обитатели прислали фотографии на память, но получились они не очень удачными. Давайте попробуем узнать, кто на них изображён.

(Детям показываются изображения хвоста рыбы, клешня рака, ракушка улитки, усы сома, лапка лягушки).

5. Пословицы и поговорки о рыбе

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Живет себе как рыба в воде.

Не учи рыбу плавать.

Бьётся, как рыба об лёд.

Нем как рыба

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Мы с тобой, как рыба с водой.

Физкультминутка: «Лягушки»

Мы – лягушки - попрыгушки, Четыре хлопка

Неразлучные подружки. Руки перед грудью, пальцы в «замок».

Животы зеленые, Руки поднять вверх, ладонями кверху.

С детства закаленные. Руки в стороны, предплечья поднять вверх, пальцы сжать в кулак.

Не грустим мы и не плачем, Кисти рук вправо-влево, пальцы раскрыты, ладони вперед перед собой.

Дружим, не ругаемся, Дружеские рукопожатия то правой рукой сверху, то левой рукой сверху.

Целый день по лужам скачем,

Спортом занимаемся.

6. Д / и «Найди тень каждой рыбки» Конкурс для самых активных игроков (по 2 игрока)

- Обитатели водных глубин умеют маскироваться, прятаться от своих врагов. Объявляется конкурс «Чей силуэт?».

7. ПАЗЛЫ «Речные обитатели»

8. Д / и «Чистая река»

Мы ходили на рыбалку,

Рыбок удили в пруду.

Витя выловил мочалку,

А Егор – сковороду.

Коля – корку мандаринки,

Саша – старые ботинки,

А Сабина и Сосо –

От машины колесо.

Мне попались две подмётки,

Боре – банка от селёдки,

А Серёжка на крючок

Пакли выудил клочок.

Целый день в пруду упрямо

Рыбу мы удили зря.

Много выудили хлама,

И ни разу – пескаря.

Должен знать и помнить каждый:

Если мусор сыпать в пруд,

То в таком пруду однажды

Рыбы попросту помрут.

Мы спустились с вами на дно реки. Посмотрите все ли предметы речные? Найдите лишние. Хорошо ли живется речным животным среди банок и пакетов? Что нужно сделать, чтобы река стала чистая? (собрать мусор).

В ведро для мусора дети бросают мусор. Обратить внимание на то, как стало без мусора чисто и светло.

- Как надо себя вести, чтобы природе не нанести вреда?

Как только в реке стало чисто и светло, рыбки захотели с нами поиграть.

9. П/И «Рыбаки и рыбки»

Игроки - «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть»(берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.

Правила и условия игры:

• Если рыбка попалась в сеть, она присоединяется к рыбакам.

• Рыбаки могут поймать в сеть только одну рыбку.

Дозировка 2-3 раза

10. П/И «Караси и щука»

Цель: Развивать у детей быстроту реакции, ловкость, приучать действовать по сигналу, следить за соблюдением правил игры.

Оборудование: шапочка щуки.

Правила: Щука при ловле карасей должна только касаться их рукой -"салить"

Описание: Одного ребенка выбирают щукой, остальные - распределены на две подгруппы: одна из них образует круг-это камешки, другая -караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя "Щука" ребенок, изображающий ее вбегает в круг и старается поймать карасей. Караси прячутся за камешки, приседая за кем-нибудь. Щука ловит только тех, кто не успел спрятаться.

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Фотоотчет о художественном творчестве «Весенние работы в саду» и «Речные и морские обитатели» в старшей группеФотоотчет о художественном творчестве «Весенние работы в саду» и «Речные и морские обитатели» в старшей группе В соответствии с лексическими темами в весенний период дети старшей группы создавали творческие работы по рисованию и аппликации о весенних.

Календарное планирование по тематической неделе «Морские, речные, аквариумные обитатели» Цели деятельности педагога: Закрепить представления о среде их обитания, развивать познавательный интерес, навыки поисковой деятельности,.

Календарное планирование тематической недели «Морские, речные, аквариумные обитатели» в старшей группеКалендарное планирование тематической недели «Морские, речные, аквариумные обитатели» в старшей группе Тема: «Морские, речные, аквариумные обитатели» Цели: Беседа по теме. Формировать и расширять у детей словарь по теме. Части тела рыб. Понятие.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старших дошкольников «Речные, озёрные и аквариумные рыбы»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старших дошкольников «Речные, озёрные и аквариумные рыбы» Цель:Обогащение представлений детей о рыбах различных водоёмов. Задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах. Обеспечить.

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста «В гости к Снегурочке»Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста «В гости к Снегурочке» Логопедического занятия для детей старшего возраста по лексической теме «Транспорт» «В гости к Снегурочке» Цели занятия: расширение и.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Речные и морские обитатели» Задачи: • расширение представлений детей о речных и морских обитателях; • закрепление представлений о морских и речных обитателях, развитие.

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Конспект занятия «Море и морские обитатели» для детей младшего возрастаКонспект занятия «Море и морские обитатели» для детей младшего возраста Конспект занятия «Море и морские обитатели»Цель: Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Развивать.

Мастер-класс. Ландшафтный макет: «Обитатели Севера!» — для детей старшего возраста.Мастер-класс. Ландшафтный макет: «Обитатели Севера!» — для детей старшего возраста. Дошкольники очень любят играть. И любимый вид деятельности – это сюжетная игра, именно в ней, наши дети, развивают максимально свои способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Речные обитатели» для детей старшего возраста
Опубликовано: 27 февраля 2023 в 15:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Речные обитатели» для детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кононцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД